Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стармед" (далее - ООО "Стармед", Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная инфекционная клиническая больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница") при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: облучатель-рециркулятор бактерицидный (реестровый номер извещения: 0167200003424004994),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС поступила жалоба ООО "Стармед" на действия ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: облучатель-рециркулятор бактерицидный (реестровый номер извещения: 0167200003424004994).
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель считает, что по совокупности установленных характеристик к товару позиции 2 (Облучатель-рециркулятор бактерицидный) Описания объекта закупки требованиям заказчика соответствует товар единственного производителя, а именно ООО "СИБЭСТ".
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе, сформировано на основании потребности лечебного учреждения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и заказчика, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что 04.07.2024 г. Управлением государственных закупок Тюменской области в интересах ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: облучатель-рециркулятор бактерицидный с реестровым номером закупки 0167200003424004994.
Как следует из позиции 2 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению) к поставке требуется "Облучатель-рециркулятор бактерицидный" (55 шт.), в частности со следующими характеристиками:
Способ полного исключения попадания УФ излучения в помещение - корпус рециркулятора без видимых отверстий и с конструкцией защитных светоэкранирующих решеток, исключающих проникновение УФ вовне |
наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Длина, мм, ММ |
160 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Ширина, мм, ММ |
140 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Высота, мм, ММ |
1 080 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Стекло источника излучения отфильтровывает озонообразующую спектральную линию |
наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Как было указано выше, Заявитель полагает, что товару позиции 2 Описания объекта закупки по совокупности характеристик соответствует продукция, которая производится только ООО "СИБЭСТ", что в свою очередь ограничивает количество участников закупки, способных предложить аналогичную продукцию иных производителей, которая в полной мере удовлетворяет всем основным параметрам, необходимым для использования указанных изделий по своему функциональному назначению.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, при формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Включение же Заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
В заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что длина, ширина, высота закупаемого товара установлены с учётом имеющегося оборудования в боксированных палатах, без права передвижения пациентов, а также небольшой квадратуры помещения; требование о наличии "стекла источника излучения отфильтровывает озонообразующую спектральную линию" установлено с целью обеспечения защиты пациентов от получения "ожогов" в процессе использования товара. По мнению Заказчика иное оборудование не будет отвечать его потребностям.
Тюменское УФАС России отмечает, что при наличии у заказчика обоснованной потребности в поставке товара с конкретными характеристиками, заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность потребителя, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем они не могут быть использованы.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, а не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
В случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком в заседание Комиссии не предоставлено в материалы проверки документально подтверждающее обоснование потребности именно в таком товаре (высота, ширина и длина которого не могут быть меньше указанных в Описании объекта закупки).
В частности, устанавливая требования к габаритам путем указания конкретного неизменного числового значения, заказчик не предусмотрел возможность предложения товара с альтернативными минимальными значениями высоты, ширины и длины изделия "облучатель-рециркулятор бактерицидный", которые бы соответствовали параметрам помещений, в которых необходимо установить такое оборудование.
Представителями Заказчика в письменных пояснениях, в заседании комиссии довод Заявителя, что товар по позиции 2 Описания объекта закупки соответствует товару единственного производителя не оспаривался.
Кроме того, Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие на рынке продукции двух и более производителей закупаемого товара с характеристиками, указанными в позиции 2 Описания объекта закупки.
Комиссия Управления приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, действия учреждения были направлены на закупку товара конкретного производителя в связи с чем, в закупке могли участвовать только поставщики, которые закупили или были вынуждены закупать продукцию - единственного производителя, чьи характеристики полностью воспроизведены в позиции 2 Описания объекта закупки, установленном в извещению об осуществлении закупки.
Соответственно, для остальных же производителей товара "Облучатель-рециркулятор бактерицидный" были созданы неравные условия, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, поскольку конкуренция наличествует не только среди поставщиков, занимающихся исключительно перепродажей товаров, но и среди производителей соответствующего товара.
Стоит отметить, что согласно Протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 12.07.2024 N 0167200003424004994, запрос котировок в электронной форме признан несостоявшимся на основании п.1 ч.1 ст.52 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме подана одна заявка на участие.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о ненадлежащем установлении в извещении о проведении закупки требований к поставляемому товару, поскольку совокупности характеристик соответствует продукция единственного производителя и о нарушении Заказчиком положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу заявителя обоснованной и выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписания об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе путем отмены (аннулирования) процедуры закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стармед" на действия ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: облучатель-рециркулятор бактерицидный (реестровый номер извещения: 0167200003424004994) обоснованной.
2. Признать ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница" нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес Заказчика, УГЗ ТО, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 июля 2024 г. N 072/06/44/121/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024