Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение Отдела ЖКХ Администрации Ишимского муниципального района о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Бердюжское АТП" (ИНН 7220098756, КПП 722001001) и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) проверку факта одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта от 18.12.2023 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, ИККЗ: 233720501090172050100100500034931244) в связи с существенным нарушением его условий,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение Отдела ЖКХ Администрации Ишимского муниципального района о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Бердюжское АТП".
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 документы и сведения.
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела Заказчиком по результатам открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки 0167300030123000081) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам с победителем указанной закупки - ООО "Бердюжское АТП" заключен муниципальный контракт от 23.01.2024 на сумму 13 261 010,00 рублей.
По условиям контракта подрядчик обязался выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок в Ишимском муниципальном районе пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложением N1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы (п. 1.1 контракта).
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным приложением N2 к Контракту (п.1.2). Объемы работ установлены приложением N3 к Контракту (п.1.3).
Так, приложением N 1 к контракту предусмотрен 21 маршрут: N 100 "Госбанк-Сорочкина", N101 "Ишим-Екатериновка", N 103 "Ишим-ф.Речка", N 104 "Ишим-Тимохина", N 105 "Ишим-Голдобино", N 106 "Ишим-Десятово", N 110 "Ишим-Карасуль", N 177 "Ишим-Мизоново", N 107"Ишим-Мизоново-Ожогино", N 108 "Ишим-Лариха-Воронина", N 117"Ишим-Лариха-Воронина-Рагозино", N 109 "Ишим-Ивановка" и т.д.
Плата за проезд пассажиров и провоз багажа по маршрутам, предусмотренным приложением N1 к Контракту, поступает в распоряжение Подрядчика (п.1.5 контракта).
Денежные средства от реализации билетов в транспортных средствах остаются в распоряжении Подрядчика. Вне автовокзалов и автостанций билеты реализуются водителями Подрядчика (п.1.6 контракта).
В пункте 1.4. контракта определены сроки (01.02.2024 по 31.07.2024) и этапность:
1 этап с 01.02.2024 по 29.02.2024 (далее - Февраль 2024 года);
2 этап с 01.03.2024 по 31.03.2024 (далее - Март 2024 года);
3 этап с 01.04.2024 по 30.04.2024 (далее - Апрель 2024 года);
4 этап с 01.05.2024 по 31.05.2024 (далее - Май 2024 года);
5 этап с 01.06.2024 по 30.06.2024 (далее - Июнь 2024 года);
6 этап с 01.07.2024 по 31.07.2024 (далее - Июль 2024 года).
Заказчик оплачивает Подрядчику фактически выполненный объем работ, не превышающий общего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с приложением N3 к Контракту, по цене единицы работы, определенной в соответствии с приложением N4 к Контракту (п.2.5).
В соответствии с пп. 4 п.5.3 контракта предусмотрено право подрядчика обратиться к заказчику, в соответствии с постановлением администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, в целях возмещения части фактических расходов на приобретение подвижного состава в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам Размер субсидий установлен документацией при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Учитывая неисполнение ООО "Бердюжское АТП" с 19 июня 2024 года взятых на себя обязательств по контракту, а именно срыв всех рейсов, Заказчик 19.06.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения колнтракта.
В заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что с 19 июня 2024 по настоящее время Подрядчик полностью прекратил оказание услуг перевозки пассажиров, осуществив тем самым срыв всех регулярных рейсов, предусмотренных по коонтракту мотивируя это тем, что ему не выплачивается субсидия на возмещение части фактических расходов на приобретение подвижного состава.
В этой связи заказчик также пояснил, что в соответствии с п.2 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспорттом и городским наземным электрическим транспортом , утвержденного приказом Минтранса России от 20.10.2021 N 351, предусмотрена форма расчета НМЦК, в которой указано, что из данной цены вычетается размер субсидии, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях компенсациии недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ (в отсутствие соответствующих нормативных правовых актов размер субсидии принимается равным нулю).
Таким образом, цена контракта в рассматриваемом случае рассчитана без учета субсидии на возмещение части фактических расходов на приобретение подвижного состава, в тоже время в контракте закреплено право подрядичка на получение такой субсидии на возмещение затрат на основании постановления Правительства Тюменской области и /или постановления администрации Ишимского муниципального района, которые до настоящего времени не приняты.
Соответственно, отсутствует правовой механизм реализации такой выплаты, а у заказчика в настоящий момент отсутствует как правовая так и экономическая возможность предоставления вышеуказанной субсидии в рамках контракта.
В свою очередь, присутствовавший в заседании Комиссии представитель общества указал, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта была расчитана субсидия на обновление подвижного состава в размере 13 095 982,47 рублей. Пользуясь правом на получение такой субсидии и обоснованно расчитывая на ее выделение общество письмом N 120 от 27.05.2024 обратилось к Заказчику за получением субсидии.
Однако, 18.06.2024 письмом N 2-РП-24-ЖКХ администрация района отказала подрядчику в перечислении указанной выше субсидии, ссылаясь на то, что при заключении контракта субсидия не была включена в начальную (максиальную) цену контракта.
29.05.2024 Подрядчик направил обращение в Прокуратуру Тюменской области о бездействии органов исполнительной власти Тюменской области по не принятию нармативно правового акта утверждающего порядок предоставления субсидии перевозчикам по возмещению части затрат на приобретение подвижного состава.
Из ответа Прокуратуры Тюменской области (письмо N7-р-4460-24/10859 от 04.06.2024) следует, что в адрес Губернатора Тюменской области внесено представление в связи с непринятием правовых актов, регламентирующих условия и процедуру получения компенсации перевозчиками понесенных затрат на приобритение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
Сумма лизинговых платежей общества за приобретенный подвижной состав ежемесячно составляет более 1 миллиона рублей и к середине июня 2024 года у общества образовалась задолженность по налогам и сборам в сумме 1,8 млн. рублей. 14.06.2024 налоговая служба наложила арест на денежные средства находящиеся на расчетном счете общества, что привело к остановуке деятельности огрганизации, стало невозможно оплачивать ГСМ для заправки автобусов.
Учитвая указанные обстоятельства, общество, ссылаясь на отсуствие со стороны заказчика выплат по субсидии на обновление подвижного состава, вынужденный характер своего бездействия по исполнению своих обязательств по муниципальным контракта просит не включать ООО "Бердюжское АТП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 8.2 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено Подрядчиком 19.06.2024.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчика является 19 июня 2024 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в 10-дневный срок обществом не предпринято никаких действий по устранению нарушений условий договора, послуживших основанием для принятия решения о его расторжении заказчиком в одностороннем порядке.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 02 июля 2024 года года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Подрядчик принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Из материалов проверки усматривается и не оспаривается ООО "Бердюжское АТП", что начиная с 19 июня 2024 общество фактически прекратило осуществлять перевозки пассажиров и багажа в Ишимском муниципальном районе, осущестив при этом срыв всех маршрутов, что в свою очередь свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны указанного юридического лица.
Комиссия отмечает, что действительно, в пп.4 пункта 5.3 контракта предусмотрено, что подрядчик вправе обратиться в Отдел жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и газификации администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, в соответствии с постановлением администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, в целях возмещения части фактических расходов на приобретение подвижного состава в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.
Однако, соответствующий порядок предоставления субсидии на возмещение части фактических расходов на приобретение подвижного состава до сегодняшнего дня не принят.
Комиссией установлено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки 0167300030123000081) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, в котором определены начальная (максимальная) цена контракта, были заблаговременно опубликованы в единой информационной системе для ознакомления потенциальными участниками закупки. Соответственно, информация, касающаяся условий исполнения контракта была известна ООО "Бердюжское АТП".
Подавая заявку на участие в конкурсе, а в последующем заключая контракт, Общество выразило согласие с объявленными заказчиком условиями закупки и приняло ответственность исполнить обязательства в полном объеме и в установленный в контракте срок по определенной цене, установленной в контракте, которая составила 13 261 010,00 рублей.
При этом, необходимо отметить, что заключая контракт на перевозку пасажиров обществу было известно, что в цену контракта субсидия на обновление подвижного состава перевозчика не заложена, порядок предоставления субсидии не разработан, при этом заключило контракт на объявленных извещением о закупкке условиях.
С 19.06.2024 перевозчик фактически прекратил исполнять обязательства по перевозке пассажиров, что последним не оспаривается.
В то же время, учитывая социальную направленность закупки и возникающую в этой связи повышенную ответственность подрядчика (поставщика, исполнителя) за несвоевременное и качественное исполнения принятых обязательств, Комиссия полагает, что действия общества в данном случае не могут быть оправданы неполучением субсидиии на возмещении затрат на обновление подвижного состава, учитывая, что такая выплата сама по себе носит дополнительный (компенсационный) характер к основой цене контракта, в рамках которой выплаты производились перевозчику исправно.
Однако, с учетом рискового характера предпринимательской деятельности (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), принимая решение об участии в закупочной процедуре и направляя соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, в связи с чем должен осознавать последствия поведения, не соответствующего установленным для закупочных процедур требованиям.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что ненадлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров , отсутствие у должника необходимых денежных средств
Довод общества о наличии у общества материальных трудностей Комиссия отклоняет, поскольку приведенные в пояснениях обстоятельства относятся к категории предпринимательского риска и не свидетельствуют о невозможности исполнения контракта. На момент заключения контракта общество должно располагать всеми необходимыми ресурасами и компетенциями в целях обеспечения возможности исполнения принятых на себя обязательств в течение срока действия контракта.
Комиссия также считает немаловажным отметить, что осуществление транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности, является обязательной и социально-значимой составляющей нормального жизнеобеспечения населения и, одновременно, важной функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством.
В рассматриваемом случае, отказываясь от исполнения контракта, общество действовало умышленно, исходя из того, что исполнение контракта по предложенной им и принятой заказчиком цене не приведет к получению ранее запланированной им прибыли, не принимая во внимание тот факт, что за его действиями неминуемо может последовать возникновение социальной напряженности, вызванного отсутствием надлежащего транспортного обслуживания в муниципальном образовании, нарушение прав граждан.
Изучив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссией Тюменского УФАС России достоверно установлен факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту, общество отказалось оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа в согласованные в контракте сроки, в связи с чем цель контракта не достигнута, в результате чего заказчик не получил тот результат услуг на который рассчитывал при заключении контракта.
Однако из материалов дела следует, что поставщик не принял должных мер, требовавшихся от него по роду и характеру принятых на себя обязательств по контракту, в результате чего создал обстоятельства, послужившие причиной отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении общества в рамках исполнения контракта.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях общества установлена недобросовестность при исполнении контракта.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, в отношении ООО "Бердюжское АТП" (ИНН 7220098756, КПП 722001001, генеральный директор общества: Абрамов Артем Андреевич, ИНН 720409430639) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (0167300030123000081 ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 июля 2024 г. N РНП-72-115/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024