Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение Администрации Казанского муниципального района о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ЗАПСИБАВТО" (ИНН 7224046847, КПП 720301001) и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) проверку факта одностороннего отказа сторон от исполнения муниципального контракта от 22.12.2023 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района по регулируемым тарифам, ИКЗ: 233721800425372050100100660024931244) в связи с существенным нарушением его условий,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) 16.07.2024 поступило обращение Администрации Казанского муниципального района о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ЗАПСИБАВТО".
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 документы и сведения.
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела Заказчиком по результатам открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки 0167300007423000065) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутримуниципальным маргрутам на территоии Казанского муниципального района по регулируемым тарифам с победителем указанной закупки - ООО "ЗАПСИБАВТО" заключен муниципальный контракт от 22.12.2024 на сумму 116 947 000 рублей.
По условиям контракта подрядчик обязался выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок в Казанском муниципальном районе пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложением N1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы (п. 1.1 контракта).
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным приложением N2 к Контракту (п.1.2). Объемы работ установлены приложением N3 к Контракту (п.1.3).
Так, приложением N 1 к контракту предусмотрены следующие маршры: Маршрут N 540 "Казанское - Грачи - Новоалександровка", Маршрут N 551 "Казанское - Благодатное", Маршрут N 553 "Казанское - Вакарино", Маршрут N 556 "Казанское - Долматово", Маршрут N 558 "Казанское - Викторовка", Маршрут N 558 Д "Казанское - Викторовка", Маршрут N 540 Г "Казанское - Грачи - Новоалександровка", Маршрут N 122 "Казанское - Копотилово", Маршрут N 122 "Казанское - Копотилово", Маршрут N 152 "Казанское - Гагарье - Песчаное", Маршрут N 124 "Казанское - Сладчанка - Большие Ярки - Ельцово", Маршрут N 124 Д "Казанское - Сладчанка - Большие Ярки - Ельцово", Маршрут N 125 "Ильинка - Викторовка", Маршрут N 1 "Маслозавод - к/з Ленина ч/з ул.Кооперативную", Маршрут N 2 "Маслозавод - к/з Ленина ч/з ул.В.Листьева", Маршрут N 3 "Автовокзал - Начальная школа ч/з ул.Западную".
Плата за проезд пассажиров и провоз багажа по маршрутам, предусмотренным приложением N1 к Контракту, поступает в распоряжение Подрядчика (п.1.5 контракта).
Денежные средства от реализации билетов в транспортных средствах остаются в распоряжении Подрядчика. Вне автовокзалов и автостанций билеты реализуются водителями Подрядчика (п.1.6 контракта).
В пункте 1.7. контракта определены сроки (с 01.01.2024 г. по 31.12.2026 г) и этапность:
1 этап с 01.01.2024 по 31.12.2024
2 этап с 01.01.2025 по 31.12.2025
3 этап с 01.01.2026 по 31.12.2026
Заказчик оплачивает Подрядчику фактически выполненный объем работ, не превышающий общего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с приложением N3 к Контракту, по цене единицы работы, определенной в соответствии с приложением N4 к Контракту (п.2.5).
В соответствии с пп. 5 п. 5.3 контракта предусмотрено право подрядчика обратиться в орган исполнительной власти, в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области, в целях возмещения части фактических расходов на приобретение подвижного состава в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам. Размер субсидий установлен документацией при проведении открытого конкурса в электронной форме;
Представитель Заказчика указал, что в ходе контроля выполнения рейсов за май и июнь 2024 года администрацией были выявлены следуюшие нарушения условий контракта со стороны перевозчика.
С 17 мая по 20 июня 2024 использовались транспортные средства не соответствующие требования муниципального контракта в части количества мест для сидения и общей пассажировместимости (вместо транспортных средств с минимальным количеством мест для сидения 21 ед. и общей пассажировместимостью 60 мест, использовался танспорт с количеством мест для сидения 20 ед. и общей пассажировместимостью 52 места);
16 мая 2024 Подрядчиком осуществлян срыв всех запланированных рейсов.
С 07 июня по 20 июня 2024 срывы рейсов происходили регулярно. Из трех внутрипоселковых маршрутов N1 "Маслозавод-к/з Ленина ч/з ул. Кооперативную", N2 "Мслозавод-к/з Ленина ч/з В.Листьева", N 3 "Автовокзал-Начальная школа ч/з ул. Западную" регулярно выполнялся только маршрут N 2, рейсы по маршрутам N1 и N 3 выполнялись поочередно.
С 14 по 20 июня 2024 не осуществлялисть рейсы по временному маршруту "Казанское-Викторовка" через д. Копотилово.
17 июня 2024 года были сорваны рейсы по маршруту N 122 "Казанское-Копотилово" на 18:10 часов; по маршруту N 152 "Казанское-Гагарье-Песчаное" на 16:00 часов; по маршруту N 558 "Казанское-Викторовка" на 18:15 часов.
Общее количество невыполненых рейсов в мае 2024 года составило 47, в июне 156.
В мае, июне перевозчиком допущено нарушение сводного расписания, установленного приложением N 1 к контракту, при движении по маршруту N 3 "Автовокзал-Начальная школа ч/з ул.Западную" транспортные средства не соблюдали установленное расписание движения и не заезжали на остановки "Малая", "Набережная", "Весенняя" и "Речная". Общее количество таких нарушений в мае составило 230, в июне 127. Регулярно допускались нарушения порядка планирования транспортных средств на маршрутах РНИС ТО. Не исполнялись обязанности по размещению на остановочных пунктах маршрутов, указанных в Приложении N 1 к контракту, расписаний регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с Приложением N 18 к контракту.
Учитывая изложенные обстоятельства, 21 июня 2024 года администрацией было принято решение об одностороннем отказе от исполнение контракта, которое в последствии было отменено Заказчиком в связи с устранением перевозчиком нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия такого решения.
Однако, как следует из пояснений администрации и подтверждается данными РНИС ТО, без нарушений условий контракта со стороны перевозчика работы выполнялись всего 3 дня 29-30 июня и 01 июля 2024 года.
02 и 03 июля 2024 на 2-х внутрипоселковых маршрутах для перевозки пассажиров использовались транспортные средства, не соответствующие требованиям муниципального контракта к минимальному количеству мест для сидения и общей пассажировместимости, установленных Приложением N 2 к контракту.
Так на маршрутах N 1 "Маслозавод -к/з Ленина ч/з ул. Кооперативную" и N 3 "Автовокзал-Начальная школа ч/з ул. Западную" вместо транспортных средств с минимальным количеством мест для сидения 21 ед. и общей пассажировместимостью 60 мест, использовались транспортные средства с количеством мест для сидения 20 ед. и общей пассажировместимостью 52 места (ПАЗ Vector NEXT 320435-0 гос.номер АС 295 72).
За период с 01.07.2024 по 05.07.2024 из трех внутрипоселковых маршрутов N1 "Маслозавод-к/з Ленина ч/з ул. Кооперативную", N2 "Мслозавод-к/з Ленина ч/з В.Листьева", N 3 "Автовокзал-Начальная школа ч/з ул. Западную" регулярно выполнялся только маршрут N 2, рейсы по маршрутам N1 и N 3 выполнялись поочередно. Общее количество невыполненных рейсов составило 44.
Регулярно перевозчик допускал нарушения порядка планирования транспортных средситв на маршрутах в РНИС. Так, 02.07.2024 перевозчиком не были запланированы ТС в РНИС ТО по маршрутам N 1, N 3, N 122 на 13:00 часов. 04.07.2024 не были запланированы ТС в РНИС ТО по маршрутпам N 1 и N 3; 05.07.2024 не запланированы ТС в РНИС ТО по маршрутам N 1, N3, N 551.
Учитывая наличие регулярных нарушений перевозчиком условий, Заказчиком 05.07.2024 было принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В свою очередь, 02 июля 2024 было ООО "ЗАПСИБАВТО" также принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивированное наличием у организации убытков при исполнении контракта в связи с невыплатой администрацией субсидии на обновление подвижного состава, получением выручки за проезд пассажиров и провоз багажа за период с 01.01.2024 по 30.04.2024 в три раза меньше чем предусмотрено расчетом начальной (максимальной) ценой контракта.
Кроме того, в заседании Комиссии представители общества с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 05.07.2024 не согласились, указав, что отраженные в решении нарушения носят устранимый характер, по которым администрацией направлено требование об уплате неустойки; с частью невыполненых рейсов не согласились полагая, что вменяемое нарушение обусловлено техническим сбоем программного обеспечения, не позволяющего надлежащим образом отследить движение транспортного средства по маршруту, о чем в настоящее время имеется спор, разрешаемый в судебном порядке.
Допущенные нарушения в части минимального количества мест для сидения и общей пассажировместимостью транспортных средств, общество объясняет тем, что перевозчиком были арендованы такие транспортные средства для оказания услуг перевозки, однако арендодатель расторг с перевозчиком договор аренды транспорных средств с пассажировместимостью, соответствующей условиям контракта, что привело к нарушению со стороны перевозчика условия контракта в данной части. При этом, жалоб от пассажиров о нехватке мест в транспортных средствах не поступало.
Также указали, что в связи с паводком в Казанском муниципальнои районе часть маршрутов была отменена, что повлияло на получения той прибыли на которую расчитывал перевозчик при заключении контракта.
14.06.2024 общество обращалось к администрации (письмо N 152) с требованием изменить условия заключенного контракта в части его цены, так как общество несло убытки при исполнении контракта из-за отсутствия надлежащего финансирования, а именно отсутствия субсидии на обновление подвижного состава, также сказались последствия чрезвычайной ситуации в результате наводнения в районе, которое привело к сокращению объемов перевозок и значительному снижению выручки, что привело к убыткам организации.
Письмом от 27.06.2024 Заказчик отказал в увеличении цены контракта, так как понимал, что отсутствует не только разработанный порядок предастовления субсидии на обновление подвижного состава, но и денежные средства в бюджете Казанского района.
Также представители общества указзали, что ООО "Запсибавто" 02.07.2024 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.12.2024, которое вступило в законную силу уже 15.07.2024, то есть раньше чем принятое решение заказчика об одностороннем отказе.
В решении ООО "Запсибавто" 02.07.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.12.2024 перевозчик указал, что ежемесячно не дополучает по контракту денежные средства в размере 613 707,91 рублей в виде субсидии на обновление подвижного состава, что в сумме составляет 3 068 539,55 рублей за период с 01.01.2024 по 30.05.2024.
Расчетом начальной (максимальной) цены контракта предусмотрены доходы в виде планируемой платы за проезд пассажиров и провоз багажа на 2024 год 16 711 695,66 руб., на 2025 год 17 332 394,52 руб., на 2026 год 18 025 715,59 руб.
Среднемесячная сумма планируемой платы за проезд пассажиров и провоз багажа на 2024 год должна составлять 1 392 641,31 руб. Однако, фактически выручка за проезд пассажиров и провоз багажа за период с 01.01.2024 по 30.,4.2024 составила 1 786 094 рублей, что составляет в среднем за месяц 446 523,50 рублей, что в три раза меньше чем предусмотрено расчетом начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно заказчиком допущена ошибка при расчете начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района по регулируемым тарифам.
Учитывая указанные обстоятельства, а также принятое перевозчиком 02.07.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения колнтракта, которое вступило в силу раньше чем решение Заказчика, наличия значительного опыта работы в сфере пассажирских перевозок ООО "Записбавто" просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об организации регулярных перевозок).
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 14 Федерального закона об организации регулярных перевозок в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством, в том числе заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Как было установлено выше, предметом муниципального контракта являлось выполнение юридическим лицом, с которыми заключен контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными муниципальным заказчиком.
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда,в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В пункте 12.1 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено в адрес Заказчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 02 июля 2024 года и получено им в этот же день.
Частью 21 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.07.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Подрядчиком в единой информационной системе и получено Заказчиком в этот день.
Десятый день вступления решения Подрядчика в силу истекал 12 июля 2024, следовательно, 15 июля 2024 (понедельник) решение ООО "Запсибавто" об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Соответственно, с учетом положений ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе односторонний отказ подрядчика от исполнения контракта вступил в силу 15 июля 2024. При расторжении контракта Подрядчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
При этом, реализация поставщиком своего права на расторжение контракта в одностороннем порядке не исключает такой возможности и со стороны заказчика в случае наличия в действиях контрагента существенных нарушений условий контракта с которыми закон связывает основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с чем 05.07.2024 администрацией было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.12.2024, размещено ЕИС в сфере закупкок получено подрядчиком в этот же день.
Так, на дату заседания Комиссии Тюменского УФАС России решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу уже 15.07.2024, соответственно с 15.07.2024 контракт расторгнут.
Частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этот период поставщик имеет возможность либо устранить нарушения, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в этом случае заказчик, согласно части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, обязан отменить принятое решение). В течение десятидневного срока не вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выступает стимулирующей мерой, позволяющей котрагенту исправить, если это возможно, нарушение контракта, которое явилось основанием для отказа от его исполнения, и соответственно, расторжения.
В то же время, каких-либо мер и действий, направленных на исполнение принятых на себя обязательств по контракту, обществом совершено не было, что, по мнению Комиссии, напрямую свидетельствует об отсутствии у него заинтересованности в надлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что уже само по себе свидетельствует о проявленной перевозчиком недобросовестности в ходе исполнения муниципального контракта.
Проанализировав условия муниципального контраката и фактические сложишиеся взаимотношения сторон, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что нарушения каких-либо пунктов контракта, определяющих обязанности заказчика, и обуславливающих возможный отказ от исполнения контракта (оформленный решением от 02.07.2024 г. N153) со стороны подрядичка, в настоящем случае отсутствовали.
Более того, в решении об отказе от исполнения контракта общество ссылается исключительно на неверный расчет начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупки на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района по регулируемым тарифам и недополучением обществом денеджных средств в виде недополученного размера субсидии на обновление подвижного состава. Иного из решения не следует.
В тоже время, подрядчиком не указано какие конкретно нарушения условий указанного контракта были допущены заказчиком, которых, по мнению Комиссии в данном случае не усматривается, при этом упоминаемое в тексте контракта (подп.5 п.5.3) условие о возможности получения перевозчиком субсидии на приобретение подвижного состава обусловлено обращением последнего в соответствующий орган исполнительной власти, в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области.
Согласно пункта 2 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспорттом и городским наземным электрическим транспортом , утвержденного приказом Минтранса России от 20.10.2021 N 351, предусмотрена форма расчета НМЦК, в которой указано, что из данной цены вычетается размер субсидии, которая будет предоставлена подрядчику в соответствии с нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях компенсациии недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ (в отсутствие соответствующих нормативных правовых актов размер субсидии принимается равным нулю).
Как установлено в заседании Комиссии, цена контракта в рассматриваемом случае была рассчитана заказчиком без учета субсидии на возмещение части фактических расходов на приобретение подвижного состава, в тоже время в контракте закреплено право подрядичка на получение такой субсидии на возмещение затрат на основании постановления Правительства Тюменской области и /или постановления администрации муниципального района, которые до настоящего времени не приняты, ни на региональном ни на муниципальном уровне.
Соответственно, как верно было отмечено администрацией, в настоящее время отсутствует правовой механизм реализации такой выплаты, а у заказчика в этой связи отсутствует как правовая так и экономическая возможность предоставления вышеуказанной субсидии в рамках исполнения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссии приходит к выводу, что заказчиком в настоящем случае нарушений условий контракта допущено не было, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии у общества каких-либо оснований к расторжению муниципального контракта, вопреки его утверждению об обратном.
По смыслу части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Во исполнение указанной нормы, 16.07.2024 администрацией Казанского муниципального района направлено обращение в антимонопольный орган о включениии сведений в отношении ООО "Запсибавто" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Подрядчик принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Комиссией установлено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки 0167300007423000065) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, в котором определены начальная (максимальная) цена контракта, были заблаговременно опубликованы в единой информационной системе для ознакомления потенциальными участниками закупки.
Действительно в пп.5 пункта 5.3 контракта предусмотрено, что подрядчик вправе обратиться в орган исполнительной власти, в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области, в целях возмещения части фактических расходов на приобретение подвижного состава в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам. Размер субсидий установлен документацией при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Однако, как было указано выше, соответствующий порядок предоставления субсидии на возмещение части фактических расходов на приобретение подвижного состава до сегодняшнего дня не принят.
Соответственно, информация, касающаяся условий исполнения контракта была известна ООО "Запсибавто". Заключая контракт на перевозку пасажиров обществу было известно, что в цену контракта субсидия на обновление подвижного состава перевозчика не заложена, порядок предоставления субсидии не разработан, при этом перевозчик заключил контракт на объявленных извещением о закупкке условиях.
В то же время, учитывая социальную направленность закупки и возникающую в этой связи повышенную ответственность подрядчика (поставщика, исполнителя) за несвоевременное и качественное исполнения принятых обязательств, Комиссия полагает, что действия общества в данном случае не могут быть оправданы неполучением субсидиии на возмещении затрат на обновление подвижного состава, учитывая, что такая выплата сама по себе носит дополнительный (компенсационный) характер к основой цене контракта, в рамках которой выплаты производились перевозчику исправно.
С 15.07.2024 перевозчик фактически прекратил исполнять обязательства по перевозке пассажиров, что последним не оспаривается, тогда как принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контрака является не обоснованным, поскольку заказчиком в рассматриваемом случае нарушений условий контракта не было допущено, выплаты по контракту за оказание услуг перевозки производились перевозчику исправно, при этом в цену контракта изначально субсидия на обновление подвижного состава перевозчика не была заложена, о чем общество знало, о каких-либо иных нарушениях условий контракта со стороны заказчика перевозчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не указывается.
В свою очередь, разрешение вопроса относительно возможных допущенных нарушений при расчете начальной (максимальной) цены контракта в связи с получением перевозчиком выручки за проезд пассажиров и провоз багажа за период с 01.01.2024 по 30.04.2024 меньше чем предусмотрено расчетом НМЦК не относится к компетенции антимонопольного органа, в материалы проверки докаательства наличий таких нарушений не представлено.
Подавая заявку на участие в конкурсе, а в последующем заключая контракт, общество выразило согласие с объявленными заказчиком условиями закупки и приняло ответственность исполнить обязательства в полном объеме и в установленный в контракте срок по определенной цене, установленной в контракте, которая составила 116 947 000,00 рублей.
Однако, с учетом рискового характера предпринимательской деятельности (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), принимая решение об участии в закупочной процедуре и направляя соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, в связи с чем должен осознавать последствия поведения, не соответствующего установленным для закупочных процедур требованиям.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что ненадлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров , отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Довод общества о наличии у общества материальных трудностей (действия контрагентов, повлекшие выбытие подвижного состава, задействованного в перевозках, недополучение запланированной выручки) Комиссия отклоняет, поскольку приведенные в пояснениях обстоятельства относятся к факторам предпринимательского риска и не свидетельствуют о невозможности исполнения контракта. На момент заключения контракта общество должно располагать всеми необходимыми ресурасами и компетенциями в целях обеспечения возможности исполнения принятых на себя обязательств в течение всего срока действия контракта.
Комиссия также считает немаловажным отметить, что осуществление транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности, является обязательной и социально-значимой составляющей нормального жизнеобеспечения населения и, одновременно, важной функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством.
В рассматриваемом случае, отказываясь от исполнения контракта, общество действовало умышленно, исходя из того, что исполнение контракта по предложенной им и принятой заказчиком цене не приведет к получению ранее запланированной им прибыли, не принимая во внимание тот факт, что за его действиями неминуемо может последовать возникновение социальной напряженности, вызванного отсутствием надлежащего транспортного обслуживания в муниципальном образовании, нарушение прав граждан.
Изучив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссией Тюменского УФАС России достоверно установлен факт ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту, общество отказалось выполнять обязательства по перевозке пассажиров и багажа в согласованные в контракте сроки, в связи с чем цель контракта не достигнута, в результате чего заказчик не получил тот результат услуг на который рассчитывал при заключении контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что обстоятельства дела однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении общества в рамках исполнения контракта, и как следствие, наличие правовых основании для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, в отношении ООО "Запсибавто" ((ИНН 7224046847, КПП 720301001, управляющий-Муратов Хаким Сафарович, ИНН 250811918039) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (0167300007423000065) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 июля 2024 г. N РНП-72-120/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024