Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
от МКУ "ТРАНСПОРТНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "ГЛОБАЛ ПЕТРОЛ" (далее - Участник, Общество, Исполнитель, Поставщик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением N7635/24 от 17.07.2024 (направлено электронной почтой и размещено в ЕИС неограниченному кругу лиц),
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 27.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0145300005024000058 на поставку нефтепродуктов (далее - закупка).
По результатам закупки между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0145300005024000058-2 от 22.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 1 000 000,00 рублей, со стоимостью АИ 92 в 46,29 руб./л и АИ 95 в 51,97 руб./л при НМЦК за единицу товара АИ 92 в 54,83 руб./л и АИ 95 в 61,57 руб./л.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.07.2024, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, представитель Общества явку на заседание не обеспечило, письменные пояснения, запрошенные у Участника в адрес Ленинградского УФАС России не поступали.
В Ленинградское УФАС России поступило ходатайство Общества об отложении заседания на 22.07.2024 в 10:00, с обоснованием причины необходимости переноса: "Рассматривается вопрос о включении Общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ПЕТРОЛ" (ИНН 1684015780, КПП 168401001, ОГРН 1231600055378, Юридический адрес: 420141, Респ. Татарстан, г. Казань, ул. Комиссара Габишева, д. 23, кв. 84) в Реестр недобросовестных поставщиков. УФАС по Ленинградской области было принято решение назначить рассмотрение комиссии на 12 июля 2024 года в 11 часов 00 минут (местное время), а по Московскому времени 19 июля 2024 года 09 часов 40 минут".
Вместе с тем, данное ходатайство подлежит отклонению поскольку Ленинградское УФАС России не назначало рассмотрение дела на 12.07.2024, как в уведомлении N7635/24 от 17.07.2024, так в ЕИС, дата рассмотрения дела указана 19.07.2024 09:40 (https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-informat ion.html?reestrNumber=202400187297005119).
Кроме того, Ленинградское УФАС России уже сформировало график рассмотрения дел на предстоящую неделю и не может, рассматривать обращение в желаемое Участником (22.07.2024 в 10:00) время.
Таким образом, Участник, уведомленный надлежащим образом, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта при:
- существенное нарушение Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнение Поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных Контрактом;
- невыполнение Поставщиком требования Заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
- неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товара;
- по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Спецификацией (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что согласно п. 1.1. Контракта 1.1. Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно и (или) с привлечением соисполнителей Заказчику Нефтепродукты (далее - товар) по электронным пластиковым смарт-картам или топливным картам или талонам, имеющим несколько степеней защиты, путем обеспечения отпуска товара через автозаправочные станции (далее - АЗС) по наименованиям, в количестве, ассортименте и качестве согласно Спецификации (Приложение N 1) в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и обеспечить его оплату в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
По Контракту:
- 1.5. Поставщик обеспечивает поставку и обеспечение отпуска товара через АЗС, расположенные на территории: г. Волхова и Волховского района Ленинградской области.
- 1.6. Фактическая передача товара Поставщиком в адрес Заказчика осуществляется посредством заправки в любое время суток автотранспорта Заказчика по топливным картам или талонам Поставщика на АЗС, расположенных на территориях, указанных в пункте 1.5 настоящего Контракта.
- 4.1. Поставка товара должна осуществляться в течение следующего срока: начало поставки в течение пяти дней с даты заключения Контракта, а в части отпуска товара до полного выбора объема товара с АЗС Поставщика, согласно Спецификации (Приложение N1).
- 4.2. После подписания настоящего Контракта Сторонами Поставщик в течение двух рабочих дней с момента получения заявки, обязан предоставить Заказчику необходимое количество топливных карт или талонов, при предъявлении которых на АЗС, будет осуществляться передача товара и заправка автотранспорта Заказчика.
- 4.3. Вместе с топливными картами или талонами Поставщик обязан передать Заказчику список АЗС, расположенных на территориях, указанных в пункте 1.5 настоящего Контракта, данные доступа в личный кабинет в системе топливных карт с функционалом самостоятельного контроля количества, даты и времени отпущенного товара с АЗС.
Фактом передачи топливных карт или талонов считается день фактического получения Заказчиком и подписания акт приема-передачи топливных карт или талонов (приложение N2 к контракту).
- 4.4. Поставщик обязан обеспечить Заказчику возможность незамедлительного получения товара в любое время суток, на обусловленных территориях, через АЗС при предъявлении топливной карты или талона.
- 4.5. Поставщик обязан ежемесячно, в течение двух рабочих дней каждого месяца, следующего за истекшим месяцем, представлять Заказчику документы для оплаты фактически поставленного товара за отчетный период (документы о приемке, предусмотренные пунктом 5.1 Контракта), а также информационный отчет о количестве поставленного товара, с указанием времени, места отпуска товара Заказчику, Ц (АЗС)i - цены единицы i-го вида товара на АЗС на момент заправки автотранспорта Заказчика.
- 5.1. Поставщик в сроки, указанные в пункте 4.4 Контракта, должен представить Заказчику следующие документы на русском языке либо точный и достоверный перевод на русский язык:
документ о приемке, составленный по форме, с учетом положений пункта 5.2 Контракта;
оригинал сертификата соответствия (декларации о соответствии) или заверенную Поставщиком копию такого сертификата (декларации), с учетом положений пункта 5.2 Контракта;
информационный отчет о количестве поставленного товара, с указанием времени, места отпуска товара Заказчику, Ц(АЗС)i - цены единицы i-го вида товара на АЗС на момент заправки автотранспорта Заказчика, с учетом положений пункта 5.2 Контракта.
- 5.2. Поставщик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке. К указанному документу о приемке Поставщик прикрепляет электронные образы документов, предусмотренных абз. 3 и 4 пункта 5.1 Контракта.
- 5.8. По истечении срока, указанного в пункте 5.4 Контракта, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) совершает одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;
Ввиду п. 11.1. Контракт 11.1. Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 31 декабря 2024 г., за исключением обязательств по оплате, возмещению убытков, выплате неустоек (штрафов, пеней).
Приложениями к Контракту являются:
Спецификация - Приложение N1
Акт приёма-передачи топливных катр или талонов- Приложение N2.
Таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта, а также его приложений, стороны изначально знали о всех условиях выполнения работ.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником, Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующее.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта принято 02.07.2024 в связи с тем, что Участник не исполнил свои обязательства, а именно Заказчик был лишен возможности заправляться по топливным картам, в соответствии с условиями Контракта.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую важные обстоятельства между сторонами:
22.04.2024 Участник и Заказчик заключили Контракт.
24.04.2024 на электронную почту Заказчика поступило письмо Участника с приложенными файлами об информации о номерах и пин-кодами топливных карт (далее - Карта), а также инструкцией по пользованию Картами.
Согласно Акту приема-передачи Заказчику было передано 18 топливных карт.
Согласно подпункту 1.2. пункта 1 инструкции Участника пользователь Карты должен был озвучить оператору кассиру АЗС, что оплата производится через систему бесконтактных платежей РауРаss.
Заказчиком установлено, что при попытке произвести заправку, при озвучивании данной информации кассиры АЗС отвечали, что такой системы на АЗС нет. Попытка заправить автомобиль с помощью предоставленной карты производилась сотрудниками МКУ ТХЭС на заправках согласно списка АЗС и по адресам, предоставленным Обществом в составе заявки на участие в электронном аукционе N 0145300005024000058.
В связи с чем, Заказчик не имел возможности пользоваться предоставленными Поставщиком Картами, о чем было сказано в Претензии Заказчика N 112 от 06.05.2024 года (претензия направлена посредством функционала ЕИС).
14.05.2024 Заказчик направил Участнику Претензию N121 о том, что 08, 09 и 13 мая 2024 сотрудниками Заказчика вновь производилась попытка осуществить заправку и вновь было отказано.
В ответ на Претензии Заказчика в личном кабинете ЕИС пришел ответ Поставщика от 14.05.2024 б/н, содержащий информацию о том, что из-за обновления программного обеспечения могли наблюдаться сбои в работе топливных карт, и Поставщик гарантирует исполнение своих обязательств.
22.05.2024 в ЕИС Поставщиком был направлен Документ о приемке N 0000-000208 от 22.05.2024 на сумму 437 912 (четыреста тридцать семь тысяч девятьсот двенадцать) рублей 00 копеек, в том числе за бензин АИ-92 в количестве (восемьсот) литров на сумму 43864 (сорок три тысячи восемьсот шестьдесят четыре рубля 00 копеек и АИ-95 в количестве 6400 (шесть тысяч четыреста) литров и; сумму 394048 (триста девяносто четыре тысячи сорок восемь) рублей 00 колесе.
Согласно пункту 1.6. Контракта фактическая передача товара Поставщиком в адрес Заказчика осуществляется посредством заправки в любое время суток автотранспорта Заказчика по топливным картам или талонам Поставщика на АЗС, расположенных на территориях, указанных в пункте 1.5 настоящего Контракта.
Согласно пункту 2.3.4. Контракта, оплата за фактически поставленный товар осуществляется после приемки Заказчиком товара в срок не более 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Сторонами документа(ов) о приемке. предусмотренного(ых) пунктом 5.1 Контракта.
Согласно пункту 2.3.3. Контракта авансовые платежи по Контракту не предусмотрены. Направленная заявка на лимиты Заказчиком в адрес Поставщика не является подтверждением выбранного товара по факту, а лишь регулирует соблюдение Заказчиком выделенных бюджетных обязательств и соблюдение водительским составом Заказчика экономии по топливу. Также, согласно условиям Контракта, заявка на лимиты не является основанием для оплаты.
Согласно выписки из личного кабинета ООО "Глобал Петрол" заказчиком фактически выбрано с АЗС: Бензин АИ-92 - 7,4 литров, Бензин АЙ-95 - 33,8 литров
Учитывая вышеизложенное и тот факт, что Заказчиком фактически не выбран объем товара, указанный Поставщиком в документе о приемке N 0000-000208 от 22.05.2024 года, Заказчик отказал в приемке товара по несоответствию количества фактически выбранного товара. (Данная информация отражена в Претензии N 130 от 24.05.2024, направленной через ЕИС).
29.05.2024 Поставщик направил через ЕИС Претензию б/н Заказчику о несогласии с действиями Заказчика и указанием, что топливо начислено на карты.
03.06.2024 Заказчик отправил через ЕИС Претензию N 140 о несогласии с количеством выбранного и подлежащего оплате топлива.
04.06.2024 при попытке заправки на АЗС по всем топливным картам произошел отказ системы в заправке топлива в транспортные средства Заказчика, о чем было сообщено Участнику в Претензии N 142.
10.06.2024 Заказчик направил Претензию N 146, содержащую информацию о том, что Поставщик не дал ответа на Претензию N142, требованием восстановить работу карт, выставить счет по факту поставленного топлива, а также информацией о том, что его действия (бездействия) срывают надлежащую работу автотранспортных средств Заказчика.
13.06.2024 Участник направил Заказчику Претензию б/н о несогласии с требованиями Заказчика и вновь указал на то, что начислил топливо на карты, а Заказчик его не оплатил.
Одномоментно с Претензией Поставщик повторно разместил в ЕИС документ о приемке N 0000-000268 от 13.06.2024, УПД N 208 от 13.06.2024 г., счета на оплату N 173 от 13.06.2024.
Из пояснений Заказчика следует, что путем введения в заблуждение письмами Общества, 17.06.2024 им был подписан документ о приемке и произведена оплата на расчетный счет Поставщика в сумме 369640 (триста шестьдесят девять тысяч шестьсот сорок) рублей 00 копеек, подтверждающее платежное поручение N 23271 от 18.06.2024, поскольку Заказчик ожидал, что в таком случае, карты заработают.
21.06.2024 Заказчик направил Претензию N 152 в которой содержалась информация о том, что даже после оплаты топливные карты не работают должным образом, и произвести заправку возможно только не более чем на 1 литр.
25.06.2024 Заказчик направил Претензию N 160, содержащую информацию о том, что проблема с картами не исправлена и Заказчик требует вернуть денежные средства за недопоставленное топливо.
26.06.2024 Поставщик прислал ответ б/н на Претензию N 152, содержащую информацию о том, что произошел опять сбой в системе работы топливных карт.
Поскольку по состоянию на 02.07.2024 Поставщик не исправил техническую неисправность, не позволяющую, в соответствии с пунктом 4.4. Контракта Заказчику незамедлительно получать товар в любое время суток, на обусловленных территориях, через АЗС при предъявлении топливной карты или талона, то Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
02.07.2024 Участник направил Заказчику через ЕИС письмо б/н (датировано 07.07.2024) о том, что между ними возникли разногласия в понимании Контракта и предложением подписать дополнительное соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
04.07.2024 Заказчик направил Претензию N 171, содержащую информацию о том, что рассмотрит вопрос с отменой одностороннего отказа только в случае, возврата денег, направления Обществом надлежащих отчетных документов по топливу, которое получено Заказчиком, при уплате Участником штрафных санкций.
12.07.2024 Заказчик направил Претензию N 183 с приложением 29 чеков о том, что топливные карты не работают.
Поскольку, в установленный срок, Участник не исполнил свои обязательства в полном объеме, за 10 дней ситуация не изменилась, в ЕИС иных документов не загружалось, Контракт расторгнут с 15.07.2024, то Заказчик прекратил с Участником взаимодействие, направил сведения в Ленинградское УФАС России.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 02.07.2023; разместил решение в Единой Информационной системе (получено Участником 02.07.2024 07:41 (МСК) в ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=5184526.
Так как письменных объяснений от Участника в адрес Ленинградского УФАС России не последовало, то Комиссии не представлено доводов Общества о причинах ненадлежащего исполнения обязательств.
Из документов Заказчика следует, что:
1) Участник самостоятельно в установленный и дополнительный срок не исполнил обязательства по Контракту, "манипулировал" возможностями заправки по картам, которые то вовсе не позволяли производить заправку, то позволяли это делать на 1-5 литров (что подтверждается чеками), также в материалы дела приобщен Отчет о транзакциях, с указанием, что за все время действия Контракта, Заказчику удалось получить топлива лишь на 66,58 литров, что соответствует сумме в 3 418,26 рублей, при этом своими недобросовестными действиями, Участник, введя Заказчика в заблуждение, получил денежную сумму в 369 640,00 рублей, которую не вернул, в 10-дневный срок после принятого решения не исправлял ситуацию, а лишь предлагал расторгнуть Контракт на выгодных для себя условиях.
2) Закупка проводилась Заказчиком для конкретные целей, а именно надлежащему функционированию Транспортно-хозяйственной эксплуатационной службы, действия (бездействия) Участника привели к ущербу и имеет негативные последствия так как создает затруднения в организации работы автотранспортных средств.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает меру в виде включения сведений об Участнике в РНП соразмерной.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению действиях (бездействии) Участника, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения исключительно добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта, а не разрешает гражданско-правовой спор.
2) Комиссия Ленинградского УФАС не может принять во внимание в качестве доказательства добросовестности Участника те обстоятельства, что участник начал выполнять обязательства.
Во-первых, Участник не имел препятствий для исполнения обязательств, однако письмами подтверждаются многочисленные неисправности, из-за чего по топливным Картам производить заправку было невозможно.
Кроме того, по аналогии права Участник согласно требования Гражданского кодекса и Контракта должен был приостановить оказание услуг.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом и Контрактом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, каких-либо документальных подтверждений отправки письма с приостановкой выполнения работ Обществом в адрес Заказчика не представлено.
Более того, с самого заключения Контракта, переданные Карты не обеспечивали возможности Заказчику производить по ним заправку (что следует из чеков), на многочисленные претензии, Участник отвечал, что у него имеются неисправности работы функционала, при этом, Участник указывал, что Заказчику нужно осуществить оплату топлива, которое уже имеется на картах, при этом даже при оплате топлива со стороны Заказчика (которая была произведена в связи с введением Заказчика в заблуждение), возможность отпускать топлива в необходимых размерах так и не появилась.
Такая ситуация не менялась 3 месяца, а на решение об одностороннем отказе Участник отреагировал предложением заключения дополнительного соглашения исключительно на выгодных для себя условиях, отказавшись вернут деньги за топливо, которое Заказчик не использовал (что следует из Отчета).
Анализ действий Заказчика, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал Участнику в рамках заключенного Контракта в соответствии с условиями Контракта предоставляя дополнительный срок и возможности урегулировать спорную ситуацию.
Комиссия не усматривает в материалах дела доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился в полной мере выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта в обозначенные сроки с учетом заботливости и осмотрительности по отношению к Заказчику.
Во-вторых, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Кроме того, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Все аргументы Общества, указанные в его ответных письмах и претензиях в адрес Заказчика, не имеют доказательств возникновения обстоятельств непреодолимой силы, а лишь основаны на неверной трактовке действующего Законодательства и положений Контракта.
Комиссия считает, что Участник, имея возможность исполнять обязательства, более 3 месяцев уклонялся от выполнения обязательств по Контракту, а также не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для признания его поведения добросовестным.
3) Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени для надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Комиссия в каждом деле исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% обязательств, сама по себе поставка части товара, не может свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности в исполнении всех условий Контракта, поскольку Заказчик нуждается в завершенном объекте, а не в исполнении Участником Контракта в какой-либо части.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством незавершенного исполнения обязательств, что ведет к формальному освобождению лица, не исполнившему обязательства от санкций, а также самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку ни Комиссии, ни Заказчику от Общества не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта, то следует признать подобные действия недобросовестными.
Дополнительно Комиссия отмечает, что на дату рассмотрения настоящего дела, Общество включено в РНП 23 раза в разных субъектах Федерации сорвав обязательства, в том числе это ранее дважды делала и Ленинградское УФАС России.
4) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что Заказчику, нанесен значительный ущерб, а именно:
- Заказчик заплатил за топливо, которое он не получил, при невозврате денежных средств со стороны Участника;
- потребность в соответствии с пунктом 4.4. Контракта в виде нужды Заказчика незамедлительно получать товар в любое время суток, на обусловленных территориях, через АЗС при предъявлении топливной карты или талона сорвана из-за Общества;
- у Заказчика есть негативные последствия так как отсутствие топлива создает затруднения в организации транспорта учреждения.
- Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта, что дополнительно приводит к срыву ранее утвержденных планов и программ реализации в Ленинградской области и в срочном порядке требует поиска нового исполнителя.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "ГЛОБАЛ ПЕТРОЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 июля 2024 г. N 047/10/104-2078/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024