Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Салаев З.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КВАЗАР" на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Парламента Чеченской Республики" при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку расходных материалов для оргтехники,
в отсутствие представителя Заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы (в том числе о возможности участия посредством видеоконференцсвязи),
в присутствии представителя Заказчика: Абубакаров А.А. - контрактный управляющий,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы в сфере закупок, поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "КВАЗАР" (ИНН 1655396813) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Парламента Чеченской Республики" (далее - Заказчик) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку расходных материалов для оргтехники, на начальную (максимальную) цену контракта 3 007 200,00 рублей (номер извещения 0194200000524003756), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), в части нарушения правил описания объекта закупки.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Из жалобы следует, что "ООО "КВАЗАР", желая принять участие в аукционе в электронной форме (Извещение N 0194200000524003756), проводимом КОМИТЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ (далее по тексту Заказчик), в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Закон N 44-ФЗ), выявило нарушения, не позволяющие принять участие, а соответственно, ограничивающие конкуренцию, а именно:
Заказчиком, в соответствии с положениями ст.42 Закона N 44-ФЗ, опубликовано Извещение, не содержащее в себе ограничительные меры согласно ст.14 Закона N 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее по тексту Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878).
При этом Заказчиком, согласно ст.16, 23 Закона N 44-ФЗ выбран код ОКПД 2 - 28.23.25.000, который согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008 далее по тексту Классификатор) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст) означает извлечение: "Части и принадлежности прочих офисных машин", что по своей сути прямо противоречит смыслу и назначению закупаемому товару (Картридж для электрографических печатающих устройств).
В данном конкретном случае, для данной позиции закупки, должен был быть использован код ОКПД 2 - 26.20.40.120, который согласно Классификатора содержит прямое описание:
- картриджи однокомпонентные (в одном корпусе совмещен блок фотобарабана и тонерный отсек);
- картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров";
- картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с тонером и тонерные отсеки для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- фотопроводниковые блоки формирования изображения и блоки переноса (барабаны, ленты) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с магнитным носителем порошка (девелопер) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с чернилами для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, красящие ленты для матричных и литерных принтеров;
- средства очистки системы печати для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, блоки сбора отработанного тонера для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств.
Игнорирование Заказчиком вышеуказанных положений повлекло неверное толкование ограничительных норм, установленных Законом о контрактной системе, а именно ст.14 и ПП РФ N878 (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции").
Заказчиком, при описании объекта закупки, для нескольких позиций, использовано требование об оригинальности, что противоречит смыслу и сути ч.2 ст.8 Закона N 44-ФЗ, так как запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, а согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона N 44-ФЗ Заказчики не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, а если такое имеет место быть то должно быть использовано понятие "или Эквивалент" или обоснование несовместимости и/или ссылка на техническую документацию где прямо заложен запрет на использование эквивалента и/или невозможность совместимости оборудования и данное обстоятельство должно быть доказано Заказчиком согласно п.1, 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В данном случае наоборот - в технической документации прямо указано на существование совместимых расходных материалов, ответственность за применение которых лежит на производителе совместимых картриджей. В данном конкретном случае Заказчик не сможет предоставить техническую документацию ввиду её физического отсутствия ввиду того, что Производители печатного оборудования в документации не пишут жесткого требования об оригинальности, ограничиваясь рекомендацией "не рекомендуют использование картриджей сторонних производителей", равно как и сам производитель указывает на наличие совместимых расходных материалов, ответственность за применение которых лежит на производителе совместимых картриджей, что вполне логично, так как именно производители несут всю ответственность.
На сегодняшний день в виду ухода с рынка Российской Федерации производителей Ricoh, Konica Minolta, Xerox, HP, Brother, Sharp и других поставка оригинальных печатных картриджей, копировально-множительной и/или печатной техники и/или их комплектующих невозможна, за исключением случаев прямого взаимодействия (контрактов) с таковыми производителями, что ставит в неравное положение участников рынка имеющих такие связи и иных ввиду невозможности к поставке оригинальной продукции, а также последующих санкций на государственном уровне.".
Представитель Заказчика не признает требования Заявителя, считают их необоснованными, поскольку предметом закупки являются расходные материалы для оргтехники, описание объекта закупки и требования к характеристикам поставляемых товаров были сформированы Заказчиком в соответствии с его потребностями.
В адрес Заказчика также поступило 2 запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, на что Заказчик ответил, что "Не допускается эквивалент, картридж должен быть оригинальный. Закупка оригинальных картриджей обусловлена их использованием на оборудовании, находящемся у Заказчика, и обслуживающимся по гарантии".
При этом, в одном из запросов содержалась просьба разрешить поставку российской радиоэлектронной продукции.
На участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, признанная комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям документации об аукционе.
Потенциальному участнику закупки необходимо было сделать предложение в соответствии с требованиями документации об аукционе.
При этом, отмечает представитель Заказчика, что установление соответствующих требований в соответствии с потребностями заказчика, не является препятствием для потенциального участника закупки для подачи заявки. Кроме того, победитель закупки не ограничен в заключении договора субподряда (субпоставки).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в отношении заявки, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Анализ действий Заказчика при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку расходных материалов для оргтехники, показал, что последним принимаются все необходимые меры для минимизации рисков поставки неоригинальных расходных материалов для оргтехники.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар (выполнить работы), соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КВАЗАР" на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Парламента Чеченской Республики" при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку расходных материалов для оргтехники, на начальную (максимальную) цену контракта 3 007 200,00 рублей (номер извещения 0194200000524003756) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
З.Р. Салаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 29 июля 2024 г. N 020/06/33-61/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024