Резолютивная часть решения оглашена 29.07.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 30.07.2024.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: Поткина И.В., зам. председателя Комиссии: Ролдугина Т.Н. член Комиссии: Рябкова Т.С., рассматривается обращение управления Лесного хозяйства Липецкой области (далее- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.03.2024 NЛПО-1/24 на оказание услуг по лесопатологическому обследованию, в том числе инструментальным и (или) визуальным способами (реестровый номер контракта 2482302948224000007 ), заключенного с ООО "Космос" (далее- общество, исполнитель) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146200002524000004 , а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением исполнителем обязательств по контракту.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России, Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Указанное обращение заказчик разместил в единой информационной системе (далее- ЕИС) 23.07.2024.
В заседании Комиссии приняли участие представители:
-управления Лесного хозяйства Липецкой области: Князев А.Е. (по доверенности), Сапронова Л.А. (по доверенности), -ООО "Космос": Гладышенко А.С. (директор), посредством видеоконференцсвязи. Представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что услуги, предусмотренные контрактом, в установленный срок и надлежащим образом обществом выполнены не были. В связи с чем, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Законный представитель общества пояснил, что несмотря на возникшие у общества трудности, первый этап услуг был оказан заказчику в полном объеме, результаты оказанных услуг общество загрузило на Госуслуги, а документы о приемке были размещены в ЕИС. Однако, заказчик отказал в приемке услуг, направив обществу мотивированный отказ с выявленными недостатками и разместив в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом, в данном отказе заказчиком не был указан срок для исправления обществом выявленных недостатков. Несмотря на это, общество внесло изменения в результат услуг, откорректировав выявленные заказчиком недостатки и снова загрузило его на Госуслуги. Однако, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, заказчик отказался от приемки оказанных обществом услуг. Представитель общества считает принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта неправомерным. Выразил готовность исполнить контракт в полном объеме, поскольку сроки оказания услуг позволяют обществу это сделать.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 04.03.2024 между заказчиком и исполнителем заключен контракт NЛПО-1/24 на оказание услуг по лесопатологическому обследованию, в том числе инструментальным и (или) визуальным способами (реестровый номер контракта 2482302948224000007 ) (далее - контракт).
В соответствии со ст.779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Так, в соответствии с п.1.1 контракта, исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по лесопатологическому обследованию, в том числе инструментальным и (или) визуальным способами (далее - услуги) в соответствии с техническим заданием (приложение), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях настоящего Контракта. Как установлено, техническим заданием (приложение к контракту) установлен следующий объем подлежащих оказанию услуг- 1279,6 га, в том числе:
- инструментальным способом - 1279,6 га;
- визуальным способом - 0 га. Наименование услуг Единица Объем в том числе по кварталам / этапам измерения II / 1 III / 2 Лесопатологическое га 1279,6 462,0 817,6 обследование руб. 2 206 227,00 796 603,50 1 409 623,50 Срок оказания услуг 30.06.2024 30.09.2024 Итого руб. 2 206 227,00 796 603,50 1 409 623,50 Таким образом, данное техническое задание предполагает оказание исполнителем услуг в 2 этапа: 1 этап- проведение лесопатологического обследования в объеме 462,0 га, в срок- 30.06.2024, 2 этап - проведение лесопатологического обследования в объеме 817,6 га, в срок- 30.09.2024.
В соответствии со ст.783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Так, согласно ст.708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии п.3.2. контракта, услуги должны быть оказаны в период с даты заключения настоящего Контракта по 30.09.2024, согласно этапам (дата начала этапа - дата окончания этапа):
- первый этап - с даты заключения настоящего контракта - 30.06.2024;
- второй этап - 01.07.2024 - 30.09.2024.
Таким образом, в рамках заключенного контракта, исполнителю надлежало оказать услуги, предусмотренные контрактом, в следующие сроки: с 04.03.2024 до 30.06.2024 (1 этап); с 01.07.2024 до 30.09.2024 (2 этап). Более того, услуги по настоящему контракту выполняются в лесах, расположенных в границах Данковского, Донского, Елецкого, Тербунского и Усманского лесничеств Липецкой области в 2024 году, на площади 1279,6 га, в соответствии с техническим заданием (п.3.1. контракта).
В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Как установлено, общество, письмом от 29.02.2024 (исх.N143) заблаговременно предоставило заказчику сведения о лицах, ответственных за исполнение контракта. 11.03.2024 заказчик письмом (исх.N32-301И32-472) предоставил обществу исходные данные, необходимые для исполнения обязательств по контракту. Из представленных в материалы проверки документов следует, что по состоянию на 03.06.2024 к выполнению полевых работ по лесопатологическому обследованию общество не приступило. При этом, как следует из пояснений законного представителя общества, невозможность приступить к выполнению данных работ обусловлено возникновением у общества непредвиденных обстоятельств. Между тем, в конце марта был осуществлен выезд специалиста эксперта-лесопатолога общества, ответственного за исполнение контракта, на совещание к заказчику.
Также, данным специалистом проведен визуальный осмотр части участков для составления плана полевых работ, у заказчика взяты токсологические описания подлежащих обследованию участков, геолакацию участков. Факт наличия указанных обстоятельств не отрицался присутствующими на проведении проверки представителями заказчика. Как установлено, 06.06.2024 общество письменно уведомило заказчика о том, что для проведения инструментального обследования 10.06.2024 приедет полевая группа под руководством нового эксперта-лесопатолога.
В силу п.6.1. контракта, приемка оказанных услуг осуществляется Заказчиком по каждому этапу. Исполнитель в течение 2 рабочих дней с даты окончания оказания услуг отдельного этапа формирует в единой информационной системе документ о приемке, указанный в подпункте 6.6.1 настоящего Контракта. А согласно п.6.2 контракта, для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказанных услуг, предусмотренных настоящим Контрактом, в части их соответствия условиям настоящего Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных настоящим Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом. Как установлено из размещенного обществом в ЕИС документа о приемке N255 от 30.06.2024, по состоянию на данную дату, обществом было оказано услуг по лесопатологическому обследованию, в том числе инструментальным и/или визуальным способами в объеме- 252,5 га. 12.07.2024 заказчиком собственными силами проведена экспертиза результатов оказанных обществом услуг и в ЕИС размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке с заключением экспертизы результатов оказанных услуг. При этом, причинами отказа от подписания документа о приемке послужило следующее: "Bыбранные методы проведения ЛПО соответствуют нормам Приказа Минприроды России от 09.11.2020 N910.
Не все акты ЛПО и соответствующие приложения к ним исполнителем предоставлены в полном объеме. Содержание предоставленных актов ЛПО противоречит требованиям Приказа Минприроды России от 09.11.2020 N910 "Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования". Результаты выборочной проверки Комиссией в натуре лесных участков на территории Усманского лесничества по определению характеристик санитарного и лесопатологического состояния лесных участков свидетельствуют о несоответствии зафиксированных исполнителем показателей санитарного и лесопатологического состояния фактическому значению. Выявленные несоответствия результатов оказанной услуги по лесопатологическому обследованию, в том числе, инструментальным и/или визуальными способами исполнителем на землях лесного фонда, расположенных в границах Данковского, Донского, Елецкого, Тербунского и Усманского лесничеств не соответствуют условиям контракта, это препятствует приемке услуги. Экспертная комиссия выносит отрицательное заключение по результатам оказанной услуги по лесопатологическому обследованию, в том числе, инструментальным и/или визуальным способами исполнителем на землях лесного фонда в границах Данковского, Донского, Елецкого, Тербунского и Усманского лесничеств в рамках исполнения государственного контракта от 04.03.2024 NЛПО-1/24 на площади 252,5 га".
Согласно ч.3 ст.715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. Вместе с тем, как установлено, заказчиком в мотивированном отказе от подписания документа о приемке не был назначен обществу срок для устранения выявленных недостатков. Вместо этого, 12.07.2024 заказчиком на основании ст.782 ГК РФ было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Как пояснили присутствующие на проведении проверки представители заказчика, данное решение было принято в связи с тем, что общество оказывало услуги по контракту настолько медленно, что окончание их к сроку, установленному в контракте, стало, по мнению заказчика, невозможным. По этой же причине заказчик не назначил исполнителю в вышеуказанном мотивированном отказе срок для устранения недостатков, установленных в ходе проведенной экспертизы результатов оказанных им услуг.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Настоящий контракт предусматривает возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 статьи 95 Федерального закона (п.12.2. контракта). В тоже время, в соответствии с п.6.6.7. контракта, в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном пунктом 6.6 настоящего Контракта. Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России и следует из представленных законным представителем общества пояснений, обществом был откорректирован результат оказанных услуг и 17.07.2024 размещен в ЕИС документ о приемке N255.
Согласно указанного документа, по состоянию на данную дату, обществом было оказано услуг по лесопатологическому обследованию, в том числе инструментальным и/или визуальным способами в объеме- 459,9 га (фактически, объем 1 этапа проведения лесопатологического обследования). Данные обстоятельства, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, свидетельствуют о совершении обществом мер, направленных на надлежащим образом исполнение условий контракта. Доказательств обратного представителями заказчика не представлено. При этом, установлено, что 19.07.2024 в адрес заказчика обществом направлено возражение, в котором последний просил дать разумный срок на исправление недостатков и отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместо этого, 22.07.2024 заказчиком собственными силами проведена экспертиза результатов оказанных обществом услуг и в ЕИС размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке с заключением экспертизы результатов оказанных услуг. При этом, причинами отказа от подписания документа о приемке послужило следующее: "Лесопатологические обследования, проведенные ООО "Космос" на землях лесного фонда, расположенных в границах Данковского, Донского, Елецкого, Тербунского и Усманского лесничеств, не выполнено, наблюдается нарушение сроков, установленных действующим контрактом. Bыбранные мотоды проведения ЛПО соответствуют нормам Приказа Минприроды России от 09.11.2020 N910.
Акты ЛПО и соответствующие приложения к ним исполнителем предоставлены в полном комплекте, однако, содержание их противоречит требованиям Приказа Минприроды России от 09.11.2020 N910 "Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" и другим действующим нормативам. Выявленные несоответствия результатов оказанной услуги по лесопатологическому обследованию, в том числе, инструментальным и/или визуальными способами исполнителем на землях лесного фонда, расположенных в границах Данковского, Донского, Елецкого, Тербунского и Усманского лесничеств не соответствуют условиям настоящего контракта, это препятствует приемке услуги. Экспертная комиссия выносит отрицательное заключение по результатам оказанной услуги по лесопатологическому обследованию, в том числе, инструментальным и/или визуальным способами исполнителем на землях лесного фонда в границах Данковского, Донского, Елецкого, Тербунского и Усманского лесничеств в рамках исполнения государственного контракта от 04.03.2024 NЛПО-1/24 на площади 459,9 га". При этом, как следует из пояснений законного представителя общества, общество, несмотря на изначально возникшие трудности, связанные с отсутствием кадров и временные затраты на их поиск, смогло оказать заказчику требуемый в рамках 1 этапа объем услуг, хоть и с недочетами, существенно не влияющими на результат обследования. Между тем, общество на данный момент обладает всеми необходимыми ресурсами и возможностями для устранения выявленных при экспертизе недочетов и оказания в полном объеме услуг, предусмотренных контрактом и в установленный им срок (2 этап - проведение лесопатологического обследования в объеме 817,6 га, в срок- 30.09.2024).
Доказательств обратного представителями заказчика не представлено. Вместе с тем решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и контракт расторгнут 23.07.2024.
В силу п.13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Исходя из вышеизложенного, Комиссия, оценив представленные сторонами доказательства,
установила
отсутствие оснований для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Космос" (ИНН 3457002725).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: И.В. Поткина Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии: Член Комиссии: Т.С. Рябкова
2024-6678
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 29 июля 2024 г. N РНП-48-107с/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024