На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0360100030524000722 "Оказание услуг по модернизации сайта Клинического центра" (далее - Конкурс).
Срок проведения проверки: с 19.07.2024 по 25.07.2024 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными ФГБОУ ВО
"Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.
Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция:
УСТАНОВИЛА:
01.07.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком Аукциона является ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 700 000,00 рублей.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
Согласно поступившему в Саратовское УФАС России обращению ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Заказчиком в требованиях к участникам закупки ошибочно установлено Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении закупки, объектом закупки является оказание услуг по модернизации сайта клинического центра с кодом ОКПД2 62.01.11.000.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п. 2 (1) Постановления Правительства РФ N 1236 для целей применения пункта 2 указанного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
- поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналамсвязи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационнотехнологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений) (подпункт "а); поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта (подпункт "б");
- выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией,модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав (подпункт "в")
- оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой,обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Запрет, определенный в п. 2 Постановления Правительства РФ N 1236 применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в п. 2(1) Постановления Правительства РФ N 1236.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минфина России от
29.11.2022 N 24-06-06/116710.
Согласно извещению о проведении закупки, Заказчиком установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ N 1236.
В данном случае Заказчику требуется оказание услуг по модернизации уже существующего сайта клинического центра, а не приобретение программного обеспечения.
С учетом факта отсутствия в извещении о проведении закупки требования об установке программного обеспечения и передачи прав на него вследствие поставки оборудования, Инспекция приходит к выводу об отсутствии оснований для применения запрета согласно Постановления Правительства РФ N 1236.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Заказчик в своем обращении указал на то, что при описании критерия оценки: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", была допущена техническая ошибка. Критерий имеет детализирующий показатель оценки: "общее количество исполненных участником закупки договоров". Порядок оценки данного детализирующего показателя установлен как: "Лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки", а должен быть: "Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки".
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В извещении о проведении закупки Заказчиком по детализирующему показателю оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" установлен следующий порядок: "Лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки".
Формулы оценки предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.
Инспекция приходит к выводу, что предельно максимальное значение может быть установлено в порядке оценки заявок в случае, если наилучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение, а предельно минимальное значение может быть установлено в порядке оценки заявок в случае, если наилучшим условием исполнения контракта является наименьшее значение.
Согласно ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Установленный в Извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок не позволяет признать победителем закупки участника, который предложил лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, Заказчик, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе установил в извещении о проведении Конкурса ненадлежащий порядок оценки заявок, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации нарушение п. 11, п. 15, ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0360100030524000722 "Оказание услуг по модернизации сайта Клинического центра".
2.Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
3.Материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать ввиду того, что Заказчик обратился в Саратовское УФАС России добровольно, сообщив о совершенном правонарушении с целью предотвращения дальнейшего нарушения прав участников закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 25 июля 2024 г. N 064/06/42-1032/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024