Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "" -, действующего на основании доверенности б/н от 26.07.2024 года (со сроком действия до 26.08.2024 года (включительно)), участвующего в рассмотрении настоящего дела до перерыва;
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканский онкологический диспансер" -, действующей на основании доверенности N5 от 29.07.2024 года (со сроком действия 6 (шесть) месяцев), участвующей в рассмотрении дела до перерыва;, действующей на основании доверенности N4 от 29.07.2024 года (со сроком действия 6 (шесть) месяцев);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" -, действующей на основании доверенности б/н от 20.05.2024 года (со сроком действия 1 (один) год), участвующей в рассмотрении дела N013/06/42-437/2024 до перерыва;
рассмотрев 30 июля 2024 года в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "" (далее - ООО "", Заявитель) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканский онкологический диспансер" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000324002323 на закупку медицинских изделий (насос инфузионный эластомерный) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 23.07.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения (вх.N3974/24 от 24.07.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 25.07.2024 года NЕЛ/2977/24 рассмотрение жалобы назначено на 29.07.2024 года в 15 часов 00 минут.
25.07.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000356).
29.07.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 00 минут 30.07.2024 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
30.07.2024 года посредством электронной почты в адрес Мордовского УФАС России от Заявителя поступили дополнения к ранее поданной жалобе (вх.N4100-ЭП/24 от 30.07.2024 года)
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0809500000324002323 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 16.07.2024 08:40 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 588 300,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 24.07.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 24.07.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 26.07.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.07.2024 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 24.07.2024 года 09:00 (время московское) поступило 3 заявки на участие в Аукционе под идентификационными номерами: A-198894, A-198956, A-199367, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, Закону о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1 (идентификационный номер A-198894), предложившего цену контракта 6 423 592,50 рубля.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Аукциона.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по жалобе (вх.N4055-ЭП/24 от 29.07.2024 года).
Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения по жалобе (вх.N4065-ЭП/24 от 29.07.2024 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, которые, по его мнению, выражены в установлении характеристик требуемого к поставке товара таким образом, что их совокупности соответствует товар единственного производителя "", Германия (регистрационное удостоверение NРЗН 2016/4852). К подобным характеристикам Заявитель относит "Отверстие (порт) для заполнения резервуара находится на корпусе помпы" (по 4 позициям) и "Время инфузии, при заполнении до номинального объема резервуара, который указан на корпусе помпы" (по позиции 1 указано " 48 и
54" (при объеме заполнения > 250 и
300); позиции 2 указано "
40 и
48" (при объеме заполнения
300 и
400); позиции 3 указано "
48 и
50" (при объеме заполнения > 65 и
100); позиции 4 указано "
24 и
30" (при объеме заполнения > 100 и
125)).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законом о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Закона о контрактной системе).
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что из приведенных выше норм Закона о контрактной системе следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не сокращают количество потенциальных участников закупок. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) в качестве одних из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашены соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В статье 18 Закона об основах охраны здоровья указано, что каждый имеет право на охрану здоровья, а также на оказание доступной и качественной медицинской помощи.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий (насос инфузионный эластомерный), позиции Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ): "32.50.50.190-00002768"; "32.50.50.190-00002767"; "32.50.50.190-00002772"; "32.50.50.190-00002771". Заказчиком при описании объекта закупки применены как обязательные характеристики (предусмотренные КТРУ), так и дополнительные характеристики требуемого к поставке товара. К последним, в том числе относятся характеристики, приведенные Заявителем в жалобе.
Присутствующие на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, поддержав письменные возражения, представленные в материалы настоящего дела, пояснили, что совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, соответствуют товары нескольких производителей. Данный факт подтверждается представленной в материалы дела сравнительной таблицей, а также поданным на участие в Аукционе заявками, содержащими предложения о поставке следующих товаров: товарный знак "" (), страна производства Малайзия, Германия; торный знак "" (), страна производства Малайзия, Соединенные Штаты Америки, Швейцарская Конфедерация.
Из представленных в материалах дела документов следует, что описанию объекта закупки соответствуют как минимум два товара разных производителей, в том числе по характеристикам, указанным Заявителем в жалобе.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае заказчик при описании объекта закупки исходил из своих потребностей, в целях защиты жизни и здоровья пациентов, оказания эффективной медицинской помощи. В данном случае Комиссия не ставит под сомнение потребность Заказчика в оборудовании с определенными техническими и функциональными характеристиками. Материалами дела подтверждено, что совокупности установленных Заказчиком характеристик соответствует товар нескольких производителей, что указывает на соблюдение заказчиком положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что довод, изложенный в жалобе Заявителя, не нашел подтверждения.
2. На заседании Комиссии Заявитель указал, что Заказчиком ненадлежащим образом сформировано обоснование использования дополнительных характеристик требуемого к поставке товара: "Отверстие (порт) для заполнения резервуара находится на корпусе помпы"; "Время инфузии, при заполнении до номинального объема резервуара, который указан на корпусе помпы".
Как указывалось ранее, в силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а" - "в" пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию о наименованию товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При этом Комиссия отмечает, что положениями Правил и Закона о контрактной системе не установлен порядок формирования обоснования применения дополнительных характеристик.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в описании объекта закупки по дополнительной (непредусмотренной КТРУ) характеристике "Отверстие (порт) для заполнения резервуара находится на корпусе помпы" Заказчиком указано следующее обоснование "для безопасного, быстрого и легкого наполнения насоса", по характеристике "Время инфузии, при заполнении до номинального объема резервуара, который указан на корпусе помпы" указано обоснование "для проведения химиотерапии". Следовательно, Заказчиком соблюдены положения Правил, поскольку им предусмотрено такое обоснование к каждой дополнительной характеристике.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.07.2024 NИЭА1 размещен на сайте ЕИС - 25.07.2024 14:00 (МСК), при этом проект контракта размещен Заказчиком на сайте ЕИС - 30.07.2024 15:06 (МСК).
Следовательно, действия Заказчика, разместившего проект контракта в ЕИС по истечении двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов, нарушают положения пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рассматриваемом случае Комиссия Мордовского УФАС России решила не выдавать обязательное для исполнения предписание ввиду того, что допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканский онкологический диспансер", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000324002323 на закупку медицинских изделий (насос инфузионный эластомерный) необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30 июля 2024 г. N 013/06/42-437/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024