Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; членов Комиссии: Стрелковой Е.В. - главного специалиста- эксперта указанного отдела; Бутковской Н.В. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела; в присутствии представителей: от муниципального заказчика - муниципального казенного учреждения отдел имущественных и земельных отношений администрации Архаринского муниципального округа Амурской области (далее - Заказчик); от исполнителя по контракту - общества с ограниченной ответственностью "Марсоф" (в режиме видеоконференцсвязи) (сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС 2 России), рассмотрела поступившую 17 июля 2024 года в Амурское УФАС России от Заказчика информацию об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 12.03.2024 N 798 (реестровый номер контракта 3281000066924000004), заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "МАРСОФ" (ИНН: 4712029871), по результатам электронного аукциона на проведение комплексных кадастровых работ, объявленного извещением от 22.02.2024 N 0123600007424000029 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, для рассмотрения вопроса о включении сведений об исполнителе по контракту - ООО "МАРСОФ", а также генеральном директоре и учредителе данного общества - Макаренковой Марии Александровне (ИНН 471207916598), в реестр недобросовестных поставщиков. На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель Заказчика поддержала позицию, изложенную в обращении о направлении информации в антимонопольный орган о включении сведений в отношении общества. Пояснила, что работы по заключенному контракту ООО "Марсоф" не выполнены, срок исполнения обязательств по первому этапу нарушен. В связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. На сегодняшний день потребность в выполнении работ по расторгнутому контракту реализована Заказчиком путем заключения контракта с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контратакой системе. Заказчик на включении сведений об ООО "Марсоф" в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает. Представитель исполнителя по контракту на заседании Комиссии Амурского УФАС России поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях. Пояснил, что общество не исполнено принятые обязательства ввиду выхода из строя необходимого для выполнения работ оборудования. При этом общество готово было исполнить контракт в случае, если бы заказчик согласился продлить срок его исполнения. Просил Комиссию сведения в отношении общества и директора в реестр не включать. Комиссия Амурского УФАС России, заслушав представителей Заказчика и Исполнителя по контракту, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
22.02.2024 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123600007424000029 о проведении открытого аукциона в электронной форме на проведение комплексных кадастровых работ. Начальная (максимальная) цена контракта - 276 041,98 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 22.02.2024 12:28 (МСК+6).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.03.2024 08:00 (МСК+6).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 01.03.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 05.03.2024.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2024 N 0123600007424000029 следует, что по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем 3 аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 116000082, с ценовым предложением 270521,14 руб. (двести семьдесят тысяч пятьсот двадцать один рубль 14 копеек). 12.03.2024 между Заказчиком и ООО "Марсоф" заключен муниципальный контракт N 798 на на выполнение комплексных кадастровых работ, ИКЗ 243281301130928130100100368129244, далее - Контракт (реестровый номер контракта 3281000066924000004).
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению комплексных кадастровых работ (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием на выполнение комплексных кадастровых работ (далее - Техническое задание) (Приложение N 1), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные надлежащим образом работы в соответствии с условиями настоящего контракта. Пунктом 1.2 Контракта определено, что выполнение работ осуществляется на территории Архаринского муниципального округа Амурской области. Начало выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание выполнения работ - не позднее 14.10.2024.
Сроки и последовательность работ в отношении каждого периода определяются Графиком выполнения комплексных кадастровых работ (Приложение N 2). Этапы выполнения работ контрактом не устанавливаются (пункт 1.3 Контракта).
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта Подрядчик обязан:
- своими силами и за счет собственных средств выполнить работы с соблюдением требований нормативных правовых актов, указанных в Техническом задании;
- своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
- по требованию Заказчика своими силами и за свой счет в срок, согласованный с Заказчиком, устранить недостатки, допущенные по вине Подрядчика при выполнении им предусмотренных контрактом работ;
- направлять заявления в Управление Росреестра по Амурской области в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости);
- назначить в течение 3 (трех) дней со дня заключения контракта представителей Подрядчика, ответственных за ход работ по контракту, официально известив об этом Заказчика с указанием представленных им полномочий, обеспечить наличие представителей Подрядчика в месте проведения работ на все время проведения работ;
- соблюдать График выполнения комплексных кадастровых работ;
- представить Заказчику надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные пунктами 4.3, 4.4 контракта.
Согласно пункту 4.1 Контракта выполнение Подрядчиком работ по контракту осуществляется в порядке и сроки, установленные Техническим заданием, Графиком выполнения комплексных кадастровых работ. В свою очередь графиком выполнения работ определено следующее.
- В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня заключения контракта: направление извещения о начале выполнения работ в соответствии с частью 1 статьи 42.7 Закона о кадастровой деятельности (Заказчик, Подрядчик); получение и сбор документов, 4 содержащих необходимые для выполнения работ исходные данные.
- В течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня заключения контракта : обследование территории выполнения работ; формирование согласительной комиссии (Заказчик).
- В течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня опубликования извещения, указанного в пункте 1.1 настоящего Графика выполнения комплексных кадастровых работ: сбор информации от правообладателей объектов недвижимости адресов и (или) адресов электронной почты, документов на ранее учтенные объекты недвижимости; подача заявления об адресах правообладателей и заявлений о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в орган регистрации прав. По первому периоду выполнения работ определено, что в течение 40 (сорока) дней со дня завершения работ по Подготовительному периоду необходимо выполнить: определение координат характерных точек границ (контуров) объектов недвижимости; выполнение мероприятий, связанных с информированием правообладателей объектов недвижимости, заинтересованных лиц о проведении в соответствующих кадастровых кварталах работ; подготовка проектов КПТР; проверка КПТР на соответствие сведениям ЕГРН с использованием сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера". Работы по первому периоду фактически не выполнены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела и не опровергается представителем общества. Ввиду того, что ООО "Марсоф" обязательства по контракту не исполнены, Заказчиком 05.07.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий, которое размещено в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и получено обществом в названную дату.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта вступило в законную силу, 16.07.2024 в 09:20 Контракт в ЕИС переведен на статус "Исполнение прекращено" (реестровая запись N N 32810000669 24 000004).
Заказчик в порядке части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе направил в антимонопольный орган обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Исследовав материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам. Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. 5 Как следует из пункта 9.3 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта установлен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 6 Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Проверив в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), далее - Правила N 1078, принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направление его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в ЕИС, Комиссией Амурского УФАС России установлено, что со стороны Заказчика указанный порядок соблюден. Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, оценив поведение ООО "Марсоф" на предмет добросовестности/недобросовестности и фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам. Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установлены полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, по ведению данного реестра. Ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа, ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр 7 недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий контракта. Пунктом 15 Правил N 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. 8 Из представленных обществом в материалы дела документов следует, что ООО "Марсоф" направлены в адрес Заказчика материалы (результаты работ) по первому периоду. Устранение нарушений в части формата предоставления таких сведений для общества не являлись препятствием для исполнения обязательств, однако такие нарушения не были устранены ввиду фактического расторжения контракта. Комиссия Амурского УФАС России учитывает также, что в материалы дела представлены доказательства поломки необходимого для выполнения работ оборудования, что косвенно подтверждает отсутствие вины общества в части нарушения существенных условий контракта. Контрольным органом должна даваться оценка действиям поставщика (подрядчика, исполнителя) как в период, предшествующий дате принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, так и после этой даты, поскольку оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для оценки действий такого лица с позиции их добросовестности, даже несмотря на то, что в установленный срок контракт победителем не исполнен или исполнен частично. Включение сведений в отношении ООО "Марсоф" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Резюмируя вышеизложенное, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат достаточных оснований для признания намеренного уклонения ООО "Марсоф" от надлежащего исполнения контракта, напротив, общество было заинтересовано в том, чтобы исполнить принятые по контракту обязательства что подтверждается материалами дела. При этом Комиссией Амурского УФАС России принимается во внимание надлежащее исполнение ООО "Марсоф" с 2020 года и на момент рассмотрения настоящего дела муниципальных и государственных контрактов, сведения об исполнении которых находятся в открытом доступе в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (40 записей), а также наличие контрактов на исполнении у общества - 54 записи.
Таким образом, поскольку ООО "Марсоф" в рамках исполнения Контракта принимались все возможные меры для надлежащего исполнения условий контракта, общество активно стремилось исполнить контракт соответствующим образом, у Комиссии Амурского УФАС России в силу подпункта "а" пункта 15 Правил N 1078 отсутствуют правовые основания для принятия решения о включении сведений об исполнителе по контракту в реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрев представленную Заказчиком информацию об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта на проведение комплексных кадастровых работ от 12.03.2024 N 798 (реестровый номер контракта 3281000066924000004), из-за существенного нарушения ООО "Марсоф" условий исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона, объявленного извещением от 22.02.2024 N 0123600007424000029 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов 9 уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", Комиссия Амурского УФАС России приняла РЕШЕНИЕ: Cведения (информацию) об обществе с ограниченной ответственностью "Марсоф", зарегистрированном по адресу: 188731, Ленинградская область, Приозерский район, п. Сосново, ул. Береговая, д. 12 (ИНН 4712029871, КПП 471201001, ОГРН 1204700007445), в том числе о директоре и учредителе общества Макаренковой Марии Александровне (ИНН 471207916598), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.М. Парнищева Члены комиссии: Е.В. Стрелкова Н.В. Бутковская Исп.Парнищева М.М. тел.8(4162)53-50-71 вн. 028-221
2024-3636
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24 июля 2024 г. N 028/06/104-mar-p@mail.ru;
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024