Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: председателя Комиссии: Парнищевой М.М., заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; членов комиссии: Стрелковой Е.В., главного специалиста-эксперта указанного отдела; Бутковской Н.В., ведущего специалиста-эксперта указанного отдела; без участия представителей заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "БРОКЕР-ГРУПП" (далее - ООО "БРОКЕР-ГРУПП"), муниципального заказчика - администрации Бурейского муниципального округа Амурской области (далее - Заказчик) и уполномоченного органа - муниципального казенного учреждения Бурейского муниципального округа "Центр технического и хозяйственного обслуживания" (далее - Уполномоченный орган), уведомленных надлежащим образом о дате и месте рассмотрения жалобы, рассмотрела поступившую 22.07.2024 в Амурское УФАС России жалобу общества с ограниченной ответственностью "БРОКЕР ГРУПП" на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорог местного значения в п. Талакан с обустройством освещения, объявленной извещением от 04.07.2024 N 0323300111024000086 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно - в необоснованном установлении в 2 извещении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, информация о котором должна содержаться в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах с наличием сведений в Реестре. В своей жалобе ООО "БРОКЕР-ГРУПП" указывает, что извещение содержит требование, что в качестве документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Вместе с тем, объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, следовательно, Заказчик
установил
избыточное требование о наличии у участника закупки выписки из реестра саморегулируемой организаций, ограничивающее конкуренцию. Заявитель просит Комиссию Амурского УФАС России признать жалобу обоснованной; провести внеплановую проверку размещения закупки; выдать Заказчику предписание об устранении нарушений посредством внесения изменения в документацию. Заказчиком в материалы дела представлены письменные возражения в отношении доводов жалобы, в которых указано, что с доводами жалобы Заказчик не согласен, поскольку в состав работ, требуемых Заказчику, также включены работы, отнесенные Приказом Минтранса N 402 к работам по капитальному ремонту. Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
04.07.2024 Уполномоченным органом по заявке Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru опубликовано извещение N0323300111024000086 о проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорог местного значения в п. Талакан с обустройством освещения,. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 189 239,59 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 22.07.2024 09:00 (МСК+6).
Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 23.07.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.07.2024 04.07.2024 Заказчиком внесены изменения в извещение о закупке N0323300111024000086 ввиду необходимости исправления ГОСТ. В рамках рассматриваемой закупки запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки Заказчику не поступали.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.07.2024 NИЭОК1 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в ней, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. 3 Исследовав материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе). Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе). Как следует из пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. 4 На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом. С учетом изложенного, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ). Данное требование согласуется с условием о необходимости соблюдения принципа обеспечения конкуренции, в рамках которого не допускается установление требований, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Таким образом, в целях обеспечения конкуренции заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки. Объектом закупки N 0323300111024000086 определены работы, предусмотренные кодом ОКПД2 42.11.20.200 Работы по ремонту автомобильных дорог (выполнение работ по ремонту дорог местного значения в п. Талакан с обустройством освещения Качество выполнения всех работ должно соответствовать требованиям СП 78.13330.2012., СП 46.13330.2012, СП 52.13330.2016, а также действующим законодательным, нормативным и методическим документам. Для качественного выполнения работ необходимо:
- наличие внутренней системы контроля качества работ;
- наличие внутренней системы контроля качества применяемых материалов. Объемы выполняемых работ должны соответствовать 5 сметному расчету). Кроме того, извещением рассматриваемой закупки установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, информация о котором должна содержаться в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (далее - Реестр) с наличием сведений в Реестре:
1) права выполнения работ, являющихся объектом по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
2) права, предусмотренного ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- членом саморегулируемой организации должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в размере, соответствующем определенному уровню ответственности, достаточном для заключения контракта по результатам данной закупки;
- саморегулируемая организация (СРО), в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Вышеуказанные требования не распространяются:
-на участников закупки, которые предложат цену контракта 10 миллионов рублей и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу части 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
-на лиц, которые перечислены в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации". Условия, аналогичные вышеназванным, установлены также в приложении к извещению N 0323300111024000086 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению". Кроме того, Заказчиком к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571: "Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам 6 закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию" Вместе с тем, Заказчиком при установлении требования о том, что участник закупки N0323300111024000086 должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не учтено следующее. Как следует из описания объекта закупки N0323300111024000086, в состав и содержание работ включено следующее:
- п.Талакан ремонт а/б покрытия;
- устройство искусственной неровности из асфальтобетона;
- устройство водоотводных сооружений;
- модернизация линии освещения п. Талакан Бурейского округа. Кроме того, Заказчиком в составе извещения N 0323300111024000086 размещены локальные сметные расчеты в отношении работ по ремонту дорожного покрытия и модернизации линий освещения. Статьей 1 ГрК РФ определены основные понятия:
10.1) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
14.3) капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
20) объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, муниципальных округов, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования 7 муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане муниципального округа, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация N 402).
Классификация N 402 относит к работам ремонту автомобильных дорог в числе прочих следующие работы:
1) по земляному полотну и системе водоотвода:
а) ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений;
б) восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации;
в) укрепление обочин;
2) по дорожным одеждам:
а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
б) укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
в) полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;
г) ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя;
д) замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;
е) замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;
ж) перемощение отдельных участков мостовых с частичной заменой песчаного основания;
з) восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги;
и) нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта;
3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям:
в) удлинение до 40% и (или) замена водопропускных труб, замена их звеньев и оголовков, устройство, замена и восстановление укрепления оголовков труб, исправление изоляции и стыков водопропускных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, расчистка подводящих и отводящих русел до проектных параметров, в границах полосы отвода;
г) устройство водоотводных лотков вдоль пролетных строений, а также сливов с горизонтальных поверхностей опор и пролетных строений;
4) по элементам обустройства автомобильных дорог:
а) восстановление дорожных информационных систем и комплексов, знаков и табло индивидуального проектирования, 8 элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления дорожным движением; автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофорных объектов, специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;
г) замена и восстановление электроосвещения и светофорных объектов;
5) прочие работы по ремонту.
Согласно письму Минстроя России от 27.02.2018 N 7026АС/08 "Об определении видов ремонта" к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий. В свою очередь, к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными. Из ведомости объемов работ, указанных в приложении к извещению N0323300111024000086, не следует, что в ходе производства работ будут изменены параметры линейного объекта; длина, ширина, прочие характеристики дороги также остаются прежними. На выполнение работ проектная документация не разрабатывалась. Из анализа содержания работ, требуемых Заказчику, а также вышеперечисленных правовых норм следует, что работы, поименованные в извещении N0323300111024000086 и приложениях к нему, относятся к категории "Текущий ремонт", что исключает в соответствии с градостроительным законодательством и законодательством о контрактной системе возможность установления к участникам закупки требования об их членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Иных документальных подтверждений того, что работы, содержащиеся в локальной смете, носят капитальный характер, материалы дела не содержат. Как следует из Постановления главы Бурейского округа Амурской области от 28.01.2022 N 60, определение требований к участникам закупки находится в компетенции заказчика.
Таким образом, установление Заказчиком в извещении о закупке N0323300111024000086 требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Несоблюдение названной правовой содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доводы жалобы ООО "БРОКЕР-ГРУПП" Комиссия Амурского УФАС России находит обоснованными. Разрешая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии такой необходимости ввиду отсутствия поданных на участие в закупке заявок. 9 Рассмотрев жалобу ООО "БРОКЕР-ГРУПП" на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорог местного значения в п. Талакан с обустройством освещения, объявленной извещением от 04.07.2024 N 0323300111024000086 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3 и частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Амурского УФАС России приняла РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "БРОКЕР-ГРУПП" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Бурейского муниципального округа Амурской области нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.М. Парнищева Члены комиссии: Е.В. С трелкова Н.В. Бутковская
2024-3717
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 29 июля 2024 г. N 028/06/106-624/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024