Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Мамонтов А.Д. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии ИП Яковенко Елены Олеговны,
в отсутствие представителей заказчика - администрации Тогучинского района Новосибирской области, заказчик уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Яковенко Е.О. на действия комиссии по осуществлению закупок администрации Тогучинского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона N0151300054324000060 на приобретение жилого помещения в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, начальная (максимальная) цена контракта 3 300 000, 00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилась ИП Яковенко Е.О. с жалобой на действия комиссии по осуществлению закупок администрации Тогучинского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона N0151300054324000060 на приобретение жилого помещения в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
ИП Яковенко Е.О. обжалует отклонение заявки по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.07.2024 NИЭА1.
ИП Яковенко Е.О. полагает, что все необходимые документы были предоставлены в составе заявки, в том числе, представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта, содержащая в том числе данные о правообладателе, подтверждающие регистрацию его права на предлагаемый в заявке объект недвижимого имущества (далее - ЕГРН) на продавца, соответствующая доверенность.
Администрация Тогучинского района Новосибирской области в своих возражениях на жалобу ИП Яковенко Е.О. заявила следующее.
Извещение закупки содержит условие о соответствии участника закупки требованиям п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, требования о наличии на праве собственности жилого помещения, предлагаемого к поставке, соответствие которому должно быть подтверждено следующими документами:
- копия выписки из ЕГРН, содержащая в том числе данные о правообладателе, подтверждающие регистрацию его права на предлагаемый в заявке объект недвижимого имущества (в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ N 218-ФЗ)).
- при долевой (совместной) собственности на недвижимое имущество: копия выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта, содержащая в том числе данные о правообладателе, подтверждающие регистрацию его права на предлагаемый в заявке объект недвижимого имущества (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, ч. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 28 ФЗ N 218-ФЗ) и копия доверенности от каждого участника долевой (совместной) собственности на право распоряжения участником закупки принадлежащей доли (в соответствии с ч. 1 ст. 246 ГК РФ, ч. 2 ст. 253 ГК РФ);
- при собственности (в т.ч. долевой) несовершеннолетних лиц: копия выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта, содержащая в том числе данные о правообладателе, подтверждающие регистрацию его права на предлагаемый в заявке объект недвижимого имущества (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, ФЗ N 218-ФЗ) и разрешение органов опеки и попечительства на право распоряжения участником закупки собственностью несовершеннолетних лиц (в соответствии абз. 2, 3 ч. 3 ст. 60 СК РФ, ч. 2 ст. 37 ГК РФ).
Описанием объекта закупки предусмотрено, что приобретаемое жилое помещение на момент заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения: является собственностью продавца, не отчуждено; не заложено, не подарено, не обещано в дар; не обременено правами третьих лиц; не состоит в споре и под арестом; в отношении жилого помещения не имеется задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.1 ст.288 ГК РФ осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением может только собственник данного жилого помещения.
С момента вступления в силу ФЗ N 218-ФЗ в ЕГРН вносятся сведения о правах, об ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе, сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости, вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер и дата государственной регистрации таких ограничений или обременений, основания их возникновения.
Таким образом, выписка из ЕГРН о государственной регистрации недвижимости является единственным документом, в котором засвидетельствовано право собственности лица на квартиру, предлагаемую к поставке, а, значит, единственным документом, подтверждающим соответствие участника требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также -иные права в случаях, предусмотренных данным кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются ФЗ N 218-ФЗ.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Распоряжаться недвижимым имуществом, в том числе, отчуждать его может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности.
Таким образом, участником закупки может являться только собственник предлагаемой к поставке недвижимости.
На основании изложенного, заказчик считает, что в действиях комиссии по осуществлению закупок администрации Тогучинского района Новосибирской области отсутствуют нарушения положений действующего законодательства.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ИП Яковенко Е.О., Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Извещение закупки содержит условие о соответствии участника закупки требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (а именно, требованиям о наличии на праве собственности жилого помещения, предлагаемого к поставке), соответствие которому должно быть подтверждено следующими документами:
-копия выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта, содержащая в том числе данные о правообладателе, подтверждающие регистрацию его права на предлагаемый в заявке объект недвижимого имущества (в соответствии со ст. 131 ГК РФ), ФЗ N 218-ФЗ).
- при долевой (совместной) собственности на недвижимое имущество: копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта, содержащая в том числе данные о правообладателе, подтверждающие регистрацию его права на предлагаемый в заявке объект недвижимого имущества (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, ч. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 28 ФЗ N 218-ФЗ) и копия доверенности от каждого участника долевой (совместной) собственности на право распоряжения участником закупки принадлежащей доли (в соответствии с ч. 1 ст. 246 ГК РФ, ч. 2 ст. 253 ГК РФ);
- при собственности (в т.ч. долевой) несовершеннолетних лиц: копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта, содержащая в том числе данные о правообладателе, подтверждающие регистрацию его права на предлагаемый в заявке объект недвижимого имущества (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, ФЗ N 218-ФЗ) и разрешение органов опеки и попечительства на право распоряжения участником закупки собственностью несовершеннолетних лиц (в соответствии абз. 2, 3 ч. 3 ст. 60 СК РФ, ч. 2 ст. 37 ГК РФ).
Описанием объекта закупки предусмотрено, что приобретаемое жилое помещение на момент заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения: является собственностью продавца, не отчуждено; не заложено, не подарено, не обещано в дар; не обременено правами третьих лиц; не состоит в споре и под арестом; в отношении жилого помещения не имеется задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.07.2024 NИЭА1 заявка ИП Яковенко Е.О. отклонена на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе по причине непредставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствия таких информации и документов.
В заявке участника закупки отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, ФЗ N 218-ФЗ) или копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию (в соответствии со ст. 131 ГК РФ, ФЗ N 218-ФЗ), или если право собственности возникло до 31.01.1998 года, то договор (акт, свидетельство) или иной документ, который подтверждает наличие прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент и в месте совершения сделки.
ИП Яковенко Е.О. в составе заявки представила выписку из ЕГРН, правообладатель - гражданка М.М.В., а также нотариальная доверенность, выданная гражданкой М.М.В. ИП Яковенко Е.О. В данном случае участником закупки была ИП Яковенко Е.О., а не гражданка М.М.В.
Таким образом, с учетом требований извещения о проведении аукциона, комиссия администрации Тогучинского района Новосибирской области правомерно приняла решение об отклонении заявки ИП Яковенко Е.О.
Довод жалобы не обоснован.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, при проверке обоснованности дополнительного довода, заявленного подателем жалобы, а также всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Частью 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, которые должна содержать заявка на участие в закупке для участия в конкурентном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника закупки представления иных информации документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установление заказчиком в документации о закупке требований о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, а также документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимость, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из ЕГРН.
Согласно положениям Закона о государственной регистрации документом, который удостоверяет право собственности на недвижимое имущество при его передаче другому лицу, является выписка из ЕГРН.
В целях регистрации договора купли-продажи недвижимости или передачи права собственности на недвижимость, к заявлению прилагаются документы, установленные статьей 18 Закона о государственной регистрации.
Статьей 21 Закона о государственной регистрации установлены требования к документам, предоставляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Решение о возможности проведения государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации принимает государственный регистратор по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Вместе с тем, из системного толкования приведенных норм не следует, что участником закупки должен быть собственник недвижимого имущества.
При этом согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Исходя из принципа ответственности и результативности, подавая заявку на участие в закупке, участники конклюдентно соглашаются со всеми условиями извещения в силу статьи 8 ГК РФ.
Подавая заявку, тот или иной участник закупки также осознает, что он вступает не только в гражданско-правовые, но и в публично-правовые отношения, принимая во внимание наличие в рассматриваемых правоотношениях публично-правовых элементов (наличие повышенного государственного контроля ввиду особой правоспособности заказчика, формализованной регламентации поведения сторон в рамках проведения торгов, а также наличия негативных для сторон последствий при уклонении от установленного правопорядка).
Соответственно, участник принимает на себя все риски, связанные с таким участием, поскольку они являются неизменно сопутствующими предпринимательской деятельности.
Данная изложена в письме ФАС России от 09.07.2024 г. NПИ/60430/24.
Таким образом, указанные в извещении о проведении электронного аукциона N0151300054324000060 требования заказчика о предоставлении в составе заявки участником закупки документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, а также документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимость, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Яковенко Е.О. на действия комиссии по осуществлению закупок администрации Тогучинского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона N0151300054324000060 на приобретение жилого помещения в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, необоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию Тогучинского района Новосибирской области нарешавшим п.1 ч.1 ст.31, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - администрации Тогучинского района Новосибирской области и комиссии по осуществлению закупок - администрации Тогучинского района Новосибирской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии И.В. Костин
А.Д. Мамонтов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 25 июля 2024 г. N 054/06/31-1890/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024