Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Н.А. Кожемяко,
Члены Комиссии: А.А. Михарская, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-2566/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300052924000128 "Приобретение шприцы инъекционные для ГБУ РО "ЦРБ" в Целинском районе на 2024 год" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Cеменовой С.Д. (доверенность от 11.06.2024), представителя Заявителя - Умарова А.В. (доверенность от 16.12.2022),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "СОФ "БаРо" на действия ГБУ РО "Центральная районная больница" в Целинском районе при разработке извещения к аукциону. Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
-указал причины формирования спорных положений описания объекта закупки;
-представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.05.2024 размещено извещение о проведении закупки 2024-15222 N0358300052924000128, 04.06.2024, 06.06.2024, 16.07.2024 в него внесены изменения, согласно которым:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 24.07.2024 08:10 (МСК) (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 600 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2024 NИЭА1, на участие в закупке подано 3 (три) заявки, одна из которых признана соответствующей требованиям извещения. 1.
Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение требований законодательства о контрактной системе ненадлежащим образом обосновал установленную дополнительную характеристику к товарам по поз.2, 4, 6 описания объекта закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч.6 ст.23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: 2024-15222 2 а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Заказчик при описании объекта закупки применил информацию, размещенную в Каталоге товаров, работ, услуг, а также
установил
дополнительные характеристики.
В соответствии с п./п.а) п.5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. Пунктом 6 Правил определено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Заказчиком установлена следующая характеристика и обоснование необходимости ее использования: Изделие Цилиндрический полый выступ, Назначение: для введения лекарственных средств, в том оснащено расположенный на поршне, числе пациентам с повышенным риском инфицирования блокировкой осуществляет захват инъекционной (гепатиты В и С, ВИЧ, сифилис, а так же инъекционной иглы или пластиковый чехол с необследованные пациенты). Для исключения иглы в павильоном, полностью возможности случайной травмы, заражения следующем закрывающий иглу после специалистов в соответствии с СанПиН 3.3686-21 варианте использования. "Санитарно-эпидемиологические требования по исполнения: профилактике инфекционных болезней" Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки указано обоснование использования каждой из дополнительных характеристик, что соответствует требованиям ч.6 ст.23 Закона. Довод жалобы не обоснован. 2.
Согласно доводу жалобы, совокупности характеристик по позициям 2, 4, 6 "Изделие оснащено блокировкой инъекционной иглы в следующем варианте исполнения: цилиндрический полый выступ, расположенный на поршне, осуществляет захват инъекционной иглы или пластиковый чехол с павильоном, полностью закрывающий иглу после использования", "У основания поршня насечки для возможности его принудительного разрушения" соответствует товар единственного производителя.
В соответствии с п.п."б" п.2 ч.8 ст.105 Закона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в соответствии с частью 5 настоящей статьи информации, предусмотренной ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, в реестре, предусмотренном ч.21 ст.99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок размещает (за исключением случая, предусмотренного ч.6 ст.105 Закона о контрактной системе) в таком реестре информацию об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случаях, если по жалобе на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок. В рамках рассмотрения дела N061/06/42-2006/2024 от 14.06.2024 Заказчиком подтверждено наличие не менее 2 (двух) товаров различных производителей, отвечающих требованиям сформированного описания объекта закупки. Ввиду несоответствия довода жалобы Заявителя требованиям ст.105 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России не оценивает такой довод по существу. В рамках проведения в соответствии с ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
Согласно п.2 ч.22 ст.99 Закона при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на 2024-15222 3 действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч.23 ст.99 Закона предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч.25 ст.99 Закона в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи предписания соответствующий орган контроля вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам рассмотрения дела N061/06/42-2006/2024 Ростовским УФАС России принято решение от 14.06.2024 о признании Заказчика нарушившим ч.ч.1,2 ст.42 Закона и выдано предписание от 14.06.2024, согласно которому Заказчику, аукционной комиссии Заказчика надлежало в срок до 17.07.2024:
-отменить все сформированные в ходе проведения закупки протоколы;
-внести изменения в извещение о проведении аукциона в соответствии с нормами Закона и решения Ростовского УФАС России от 14.06.2024 по делу N061/06/42-2006/2024;
-продлить срок подачи заявок в соответствии с ч.4 ст.42 Закона В соответствии с решением Ростовского УФАС России от 14.06.2024 по делу N061/06/42- 2006/2024: В соответствии с ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Согласно ЕИС размещенное извещение об осуществлении закупки не содержит информацию о реквизитах счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ЕИС - раздел "Платежные реквизиты" - "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000 ... ).
Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст.42 Закона. 2024-15222 4 Согласно ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
На основании ч.16 ст.94 Закона в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона), такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте. Проектом контракта предусмотрено следующее: 14.1.
Любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, высылается в письменной форме почтой или факсимильной связью с последующим представлением оригинала по адресу другой Стороны с подтверждением о получении. Вместе с тем, проект контракта не содержит условия о направлении документов, связанных с применением мер ответственности, исключительно посредством функционала единой информационной системе. Вышеуказанным условием проекта контракта Заказчик допускает направление документов при применении мер ответственности письмом, что противоречит положениям Закона.
Таким образом, Заказчик признан нарушившим ч.2 ст.42 Закона при формировании проекта контракта. В Ростовское УФАС России не поступали запросы Заказчика о разъяснении порядка исполнения выданного Предписания. 16.07.2024 Заказчик отменил сформированные протоколы, внес изменения в извещение о проведении аукциона, продлил срок подачи заявок. Однако, не устранил нарушение ч.ч.1,2 ст.42 Закона. В редакции извещения от 16.07.2024 установлено: Кроме того, проект контракта не содержит условия о направлении документов, связанных с применением мер ответственности, исключительно посредством функционала единой информационной системе в соответствии с положениями ч.16 ст.94 Закона. Следовательно, Заказчиком не исполнено в полном объеме предписание Ростовского УФАС России от 14.06.2024 по делу N061/06/42-2006/2024, в нарушение ч.22 ст.99 Закона. Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что у Заказчика отсутствовали препятствия для исполнения выданного предписания. 2024-15222 5 На основании вышеизложенного, Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.22 ст.99 Закона и о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений Закона.
Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.22 ст.99 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов и исполнения предписания Ростовского УФАС России от 14.06.2024 по делу N061/06/42-2006/2024.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.А. Кожемяко Члены комиссии: А.А. Михарская А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-15222 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 июля 2024 г. N 061/06/42-2566/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024