Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Н.А. Кожемяко,
Члены Комиссии: А.А. Михарская, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-2597/2024, N061/06/42-2598/2024 по жалобам Заявителя-1, Заявителя-2 о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300048224000140 "Приобретение медицинского оборудования в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения"" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заявителя- 2 - Барабанова Д.А. (доверенность от 16.01.2024), представителя Заказчика - Нагоева А.З. (доверенность от 29.07.2024), в отсутствие Заявителя-1, уведомленного надлежащим образом (ходатайств не поступало), 2024-15314
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы ИП Ткаченко А.Л., ООО "Апгрейт" на действия ГБУ РО "Центральная городская больница" в г. Каменск-Шахтинском при разработке извещения о проведении электронного аукциона. Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
-разъяснил причины определения спорных положений извещения о проведении закупки;
-представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 18.07.2024 размещено извещение о проведении закупки, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 25.07.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 13 272 222, 00 рублей; Заявитель-1, Заявитель-2 полагают, что Заказчику надлежало при формировании извещения и описании объекта закупки использовать позиции КТРУ 26.60.12.119-00000745-7 "Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая", поскольку, по их мнению, данные позиции наиболее соответствуют объекту закупки.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч.6 ст.23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению, объектом закупки является эндоскопическая консоль или стойка с оборудованием и принадлежностями для эндовидеохирургии и набором инструментов для пластической хирургии (код ОКПД2 26.60.12.119).
При этом, Заказчиком в состав закупаемого оборудования включено, в том числе, следующее: видеокамера эндоскопа, видеодисплей эндоскопический, осветитель эндоскопический, инсуффлятор лапароскопический, аппарат для аспирации и ирригации, стойка для эндоскопических аппаратов, лапароскоп оптический жесткий, световод эндоскопический и др. При принятии решения Комиссия Ростовского УФАС России руководствуется следующим. Каталог товаров, работ и услуг создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые 2024-15314 2 характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничить конкуренцию, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижение поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов. Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами.
Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями Каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ).
При этом, итогом такого процесса станет всеобъемлющий набор характеристик в КТРУ, удовлетворяющий потребностям всех заказчиков.
Также необходимо учитывать специфику регулирования в области национального режима. Подпункт "а" п.5 Правил использования КТРУ, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, целенаправленно запрещает дополнять характеристики товара, указанного в позиции КТРУ, в случае, если закупка осуществляется с применением особенностей национального режима (как в настоящем случае). Данное регулирование направлено на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей. КТРУ содержит, например, позиции:
-26.60.12.119-00000745 (26.60.12.119-00000746), согласно описательной части которой: "Набор электромеханических устройств с питанием от сети переменного тока, предназначенный для использования при проведении эндоскопических хирургических процедур (например, лапароскопии) с помощью ручных жестких эндоскопических инструментов, которые имеют шарнирные и механически управляемые наконечники с электроприводом, предназначенные для облегчения хирургических манипуляций. Обычно состоит из блока управления, который подает питание через соединительные кабели к отдельным наконечникам (ручкам) и нескольких сменных эндоскопических инструментов с шарнирным соединением (например, роликовым, поворотным) для выполнения манипуляций с тканями, лигирования, наложения швов и разрезания. Система подключается к устройству визуального отображения и обычно устанавливается на тележку (каталку) для обеспечения мобильности.". Данные позиции КТРУ является обязательными для применения с 07.10.2022 соответственно, и содержат обязательные для применения характеристики. Комиссией учтено, что в коды позиций КТРУ, включены характеристики товара, что в совокупности с действующим национальным режимом (ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств) не позволяет Заказчику устанавливать дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ, в то время как не используя Каталог, Заказчик может предусмотреть любые требования к объекту закупки. Подобный обход Закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 недопустим, не соответствует целям создания и ведения КТРУ.
Таким образом, объектом закупки является система - медицинское оборудование, предназначенное для оперативных вмешательств, состав такой системы соответствует указанным позициям КТРУ. Заказчик в письменных пояснениях согласился с тем, что часть характеристик медицинского оборудования, требующегося Заказчику, содержатся в приведенных Заявителями позициях КТРУ (видеокамера эндоскопа, видеодисплей эндоскопический, осветитель эндоскопический, инсуффлятор лапароскопический, аппарат для аспирации и ирригации, стойка для эндоскопических аппаратов, лапароскоп оптический жесткий, световод эндоскопический и др.), но указал, что исследуемые позиции КТРУ не содержат такие комплектующие (эндоскопы), как уретерореноскоп жесткий, применяемый в урологии. Вопреки доводам Заказчика, система эндоскопическая хирургическая электромеханическая (позиции КТРУ 26.60.12.119-00000745-6) имеют, в том числе, следующее назначение: для проведения урологических операций. 2024-15314 3 Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что применение п.7 Правил возможно в ситуации, когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как таковой. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Отсутствие необходимой заказчику характеристики в позиции КТРУ, при ее фактическом соответствии объекту закупки, не может рассматриваться в качестве основания для неисполнения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145.
Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делам NА27-22669/2022, NА07- 18605/2022, NА23-6210/2022, NА60-45140/2022, NА27-8802/2022, NА28-5477/2022, NА83- 17416/2023, NА40-230837/2023, NА40-230806/2023. При таких обстоятельствах, Комиссия Ростовского УФАС России делает вывод, что при формировании извещения Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствует ч.6 ст.23 Закона. Доводы жалоб Заявителя-1, Заявителя-2 признаны обоснованными.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы Заявителей обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.6 ст.23 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение в соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.А. Кожемяко Члены комиссии: А.А. Михарская А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-15314 4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 июля 2024 г. N 167/25
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024