Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 N 156 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России) рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПгрейт" (далее - ООО "АПгрейт") вх. от 24.07.2024 N 7268/24 на действия заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми" (далее - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми") при проведении электронного аукциона "Поставка видеоэндоскопического комплекса на объект капитального строительства "Лечебный корпус в с. Визинга МО МР "Сысольский" на 45 коек" (N9)", ЕИС извещение N 0307200030624001584 (далее - жалоба, закупка, 2 электронный аукцион), при участии (в формате web-конференции):
- Панеевой И.С. (доверенность от 29.07.2024), Холопова Б.В. (доверенность от 29.07.2024) - представителей ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" (лично);
- Шуплецовой Т.Т. по доверенности от 12.02.2024 N14, Якимовой Ю.А. по доверенности от 01.02.2024 N 12 - представителей ГКУ РК "ЦООиПТ" (лично);
- Габова А.П. (доверенность от 30.07.2024) - представителя ООО "АНКОМ", участник закупки (дистанционно),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Коми УФАС России посредством единой информационной системы в сфере закупок 23.07.2024 направлена жалоба ООО "АПгрейт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку товара - видеоэндоскопического комплекса.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0307200030624001584, дата и время окончания срока подачи заявок - 24.07.2024 07:00.
Жалоба подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе и принята Коми УФАС России к рассмотрению. ООО "АПгрейт", ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", государственное казенное учреждение Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (далее - ГКУ РК "ЦООиПТ", уполномоченное учреждение), АО "Сбербанк-АСТ" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты. На ходатайство ООО "Апгрейт" о направлении в их адрес возражений заказчика к настоящей жалобе и приложения к ней Коми УФАС России сообщает. Все участники рассмотрения жалобы вправе знакомиться с материалами жалобы. При этом обязанность Комиссии антимонопольного органа направлять участникам рассмотрения жалобы позицию другой стороны законодательством о контрактной системе не установлена. Коми УФАС России в рамках рассматриваемой жалобы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе были запрошены у заказчика, уполномоченного учреждения все необходимые документы, имеющие отношение к рассмотрению настоящей жалобы по существу. 3 Также в составе жалобы ООО "АПгрейт" заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы дистанционно. Заседание Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы проведено в формате web-конференции c использованием сервиса для видеосвязи - TrueConf.
По ходатайству к участию в жалобе было привлечено ООО "АНКОМ" участник закупки. Отсутствие на заседании Комиссии Коми УФАС России представителей ООО "АПгрейт", АО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", ГКУ РК "ЦООиПТ" пришла к нижеследующим выводам. 16.07.2024 ГКУ РК "ЦООиПТ" в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0307200030624001584.
В соответствии с извещением: Объект закупки: Поставка видеоэндоскопического комплекса на объект капитального строительства "Лечебный корпус в с. Визинга МО МР "Сысольский" на 45 коек" (N9).
Начальная (максимальная) цена контракта составила - 22 178 696.00 руб. Закупка проводилась заказчиком в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение". Суть жалобы ООО "АПгрейт" заключается в следующем. Податель жалобы считает, что заказчиком были нарушены положения ст. 33 Закона о контрактной системе, а также необоснованно ограничена конкуренция в пользу одного единственного производителя. ООО "АПгрейт" считает, что заказчик ограничивает количество участников закупки, указывая функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, совокупности которых соответствует товар единственного производителя. В частности проведя анализ всех систем эндоскопической визуализации, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации и имеющих действующее регистрационное удостоверение, описание объекта закупки сводится к единственному производителю, а именно: "Хоя Корпорейшн", модель EPK- i 7010.
Заявитель просит:
1. Приостановить определение Поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы, по существу.
2. Признать незаконными действия заказчика, выразившиеся в нарушении Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание, которым обязать заказчика устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе.
4. Провести внеплановую проверку данной закупки.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции 4 между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - КТРУ, Правила, Постановление N 145).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных 5 и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости 6 использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Из пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, следует, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта 7 закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из совокупного толкования пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, 8 иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека и т. д.
В силу части 3 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.01.2017 N 11н утверждены требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия (далее - Требования). Исходя из содержания подпунктов 5, 6, 7 пункта 4 раздела II Требований, техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие (далее - техническая документация), представляемая производителем (изготовителем) медицинского изделия или уполномоченным представителем производителя (изготовителя) медицинского изделия в составе регистрационного досье на медицинское изделие, за исключением программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, в том числе программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта (далее - программное обеспечение, являющееся медицинским изделием), должна содержать описание основных функциональных элементов медицинского изделия, которое может сопровождаться схемами, фотографическими изображениями, рисунками, диаграммами и иными пояснениями; описание составных частей (узлов) медицинского изделия (при наличии); описание принадлежностей, медицинских изделий или изделий, не являющихся медицинскими, но предусмотренных для использования в комбинации с заявленным медицинским изделием (при наличии) и т. д.
В соответствии с подпунктами 4, 6 пункта 6 раздела III Требований эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие (далее - эксплуатационная документация), представляемая производителем (изготовителем) или уполномоченным представителем производителя (изготовителя), в составе регистрационного досье на медицинское изделие, за исключением программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, должна содержать функциональные характеристики и назначение медицинского изделия, технические характеристики медицинского изделия и т. д. В извещении о проведении закупки заказчиком применена позиция КТРУ 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации", обязательная к применению с 10.12.2023.
Согласно описанию объекта закупки, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки в ЕИС, к поставке требуется видеоэндоскопический комплекс, включающий в себя, в том числе, видеомонитор, видеоинформационный эндоскопический центр, встроенный источник света эндоскопический, аппаратная стойка медицинская эндоскопическая, эндоскопический отсос, видеоскоп гастроинтестинальный, колоновидеоскоп, бронховидеоскоп, дуоденовидеоскоп. 9 Также в описании объекта закупки, содержащемся в приложении N1 к извещению, указано, что описание вида медицинского изделия в соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам указано в КТРУ. Обоснование характеристик:
- описание объекта закупки по позиции Сводной таблицы описания объекта закупки выполнено заказчиком с использованием КТРУ, а также в соответствии с ГОСТ Р 56278- 2014.
В связи с отсутствием характеристик товара в КТРУ заказчиком указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с проектной документацией и требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 обоснование характеристик товара не требуется. Из существа жалобы следует, что заказчиком при описании объекта закупки некорректно сформированы и определены характеристики видеоинформационного эндоскопического центра (видеопроцессора), о чем говорит указание на спорную модель "Видеоэндоскопическая система Pentax EPK-i7010".
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона заказчиком по спорной товарной позиции определены следующие характеристики:
- видеоинформационный эндоскопический - наличие В соответствии 6 центр с ГОСТ Р - типы видеовыходов: HD-SDI, DVI, Y/C - наличие - 56278-2014 6 - поддержка стандарта изображения (HDTV) - наличие - 6 для вывода изображения на монитор с возможностью подключения HD-эндоскопов - система физических оптических фильтров -наличие 6 для получения специального спектра - освещения для выделения структуры капилляров и других изменений слизистой - функция усиления контраста - наличие - 6 - функция заморозки изображения - наличие - 6 - функция "стоп-кадра" - наличие - 6 - функция предварительного "стоп-кадра" - наличие - 6 - передача видеоинформации - наличие - 6 - режимы регулировки освещенности - - наличие - 6 автоматический и по пиковому (среднему) значению - память для ввода информации о пациентах - наличие - 6 (код, имя пациента, пол и возраст, дата рождения, дата и время исследования) - отображаемая на экране информация: код - наличие - 6 пациента, имя, пол и возраст, дата и время исследования - совместимость с эндоскопическим - наличие - 6 оборудованием без дополнительных адаптеров (видеоинформационный эндоскопический центр) - функция регулировки баланса белого цвета - наличие - В соответствии 6 10 - регулировка уровня красного цвета - 11 Уровень с проектной 2 (-) документацией - регулировка уровня синего цвета -
11 Уровень 2 (-) - функция автоматического улучшения - наличие 6 изображения при удалении от исследуемого объекта - функции увеличения четкости границ - наличие - 6 переходов - краевое усиление - функция увеличения четкости структуры - наличие - 6 ткани - течеискатель - наличие - 6 - съемное запоминающее устройство для - наличие - 6 сохранения изображений Исследовав, представленную заказчиком письменную информацию, а также эксплуатационные документации, размещенные на официальном сайте Росздравнадзора (https ://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch) Комиссия Коми УФАС России установила, что спорной товарной позиции, в том числе установленным характеристикам, соответствуют товары двух разных производителей, а именно: видеоинформационный наличие Центр наличие Видеопроцессор эндоскопический центр видеоинформа медицинский - типы видеовыходов: HD-SDI, Наличие ционный Наличие эндоскопический DVI, Y/C (стр. 360) Olympus CV- (стр.
99) PENTAX Medical - поддержка стандарта 170 EPK-i7010 изображения (HDTV) для Наличие РЗН 2015/3513 ФСЗ 2012/13385 Наличие вывода изображения на (стр. 360, от 23.05.2022 от 14.12.2017 (стр.
29) монитор с возможностью 366) подключения HD-эндоскопов - система физических оптических фильтров для получения специального Наличие Наличие спектра освещения для (стр. 17, (стр.
37) выделения структуры 346) капилляров и других изменений слизистой - функция усиления контраста Наличие Наличие (стр. 361) (стр.
35) - функция заморозки Наличие Наличие изображения (стр. 361) (стр.
58) - функция "стоп-кадра" Наличие Наличие (стр. 361) (стр.
58) - функция предварительного Наличие Наличие "стоп-кадра" (стр. 361) (стр.
58) - передача видеоинформации Наличие Наличие (стр. 15, (стр.
12) 188) - режимы регулировки Наличие Наличие освещенности - автоматический (стр. 361) (стр. 25, 99) и по пиковому (среднему) значению 11 - память для ввода информации Наличие о пациентах (код, имя пациента, Наличие (стр. 78, 80, пол и возраст, дата рождения, (стр. 363) 82) дата и время исследования) - отображаемая на экране информация: код пациента, имя, Наличие Наличие пол и возраст, дата и время (стр. 363) (стр. 28, 67) исследования - совместимость с эндоскопическим Наличие оборудованием без Наличие (стр. 18, дополнительных адаптеров (стр.
99) 355-357) (видеоинформационный эндоскопический центр) - функция регулировки баланса Наличие Наличие (стр. белого цвета (стр. 360) 11) - регулировка уровня красного 17 уровней 11 уровней цвета (стр. 360) (стр.
36) - регулировка уровня синего 17 уровней 11 уровней цвета (стр. 360) (стр.
36) - функция автоматического улучшения изображения при Наличие Наличие (стр. удалении от исследуемого (стр. 361) 11) объекта - функции увеличения четкости Наличие (стр. Наличие границ переходов - краевое 2, 36, 39, 44, (стр. 361) усиление 45) - функция увеличения четкости Наличие Наличие (стр. структуры ткани (стр. 361) 35) - течеискатель Наличие Наличие (стр.
88) - съемное запоминающее Наличие Наличие (стр. устройство для сохранения (стр. 303) 99) изображений Приведенные требования к товару отражают действительную потребность заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за обеспечение нужд медицинского учреждения где будет использоваться закупаемый товар, эффективность осуществления закупок, а главное за результативность проведения необходимых медицинских манипуляций. В материалах жалобы содержатся доказательства того, что как минимум 2 производителя способны произвести спорный товар с заданными характеристиками и оба удовлетворяют заявленной потребности.
Таким образом, указание заказчиком в извещении спорных характеристик товара, отвечают его потребностям, необходимы с учетом специфики использования такого товара медицинским учреждением, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 12 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки. Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности конечного получателя товара и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. Конечным получателем спорного товара является медицинская организация в своей деятельности которая в первую очередь руководствуется принципами охраны здоровья, закрепленными Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Одним из таких принципов является качество медицинской помощи. В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Таким образом, действия заказчика, установившего требования к характеристикам товара, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения.
Таким образом, позиция заявителя о том, что заказчиком установлены требования, которые не допускают предложение к поставке другого товара не состоятельны, так как заказчик в описании объекта закупки не устанавливал требования к товарному знаку, а описание объекта закупки подготовлено с учетом имеющихся у заказчика потребностей, которые нельзя рассматривать как вторичные по отношению к возможностям участников закупки. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, потенциальному участнику закупки необходимо поставить (не изготовить) требуемый заказчику товар, требования к которому предусмотрены описанием объекта закупки. В связи с чем потенциальный участник закупки может приобрести необходимый товар с требуемым набором характеристик у производителей такой продукции на конкурентном рынке. Соответственно, указание конкретных технических характеристик товара, поставляемого и/или используемого при выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчиков, не свидетельствует о нарушении заказчиками прав этих лиц, а также об ограничении заказчиками числа участников закупки. С учетом изложенного извещение составлено с учетом потребностей заказчиков и не противоречит Закону о контрактной системе.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 13 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования). Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично- правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов. Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц. На заседании Комиссии Коми УФАС России, а также в составе жалобы заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе и более того препятствующих заполнению заявки, которую общество не подавало.
Также заявитель не обеспечил участие своих представителей при рассмотрении жалобы. В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены бесспорные доказательства того, что заказчиком установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам закупаемого товара, ограничивающие количество участников закупки, которые не позволили участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в ней, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, а также наличие ограничений в части приобретения соответствующего оборудования, требуемого заказчику по совокупности определенных им характеристик. Доказательств того, что условия закупки необоснованно создали одному участнику преимущество перед другими участниками, являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в материалах жалобы отсутствуют. Нарушений принципа равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ) и принципов равноправия и справедливости (часть 1 статьи 3 Закона о закупках) в рамках рассмотрения настоящей жалобы не допущено. С учетом обстоятельств, установленных по результатам рассмотрения жалобы в действиях заказчика - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" при описании объекта закупки нарушение требований статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 14 муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, не установлено. Представленная ООО "АПгрейт" в составе жалобы судебная практика, практика территориальных органов ФАС России Комиссией антимонопольного органа учтена, принята к сведению, однако не может быть принята в качестве доказательств обоснованности жалобы, поскольку не идентична рассматриваемым обстоятельствам. При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в действиях заказчика, комиссии по осуществлению закупок не выявлено.
В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей. В связи с неподтверждением в действиях заказчика, уполномоченного учреждения(комиссии по осуществлению закупок) нарушений законодательства о контрактной системе, основания для выдачи предписания у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют. На ходатайство ООО "АПгрейт", заявленное в составе жалобы о необходимости проведения Комиссией Коми УФАС России сравнительного анализа с запросом в Росздравнадзор о получении полного регистрационного досье на системы эндоскопической визуализации с действующим регистрационным удостоверением, сообщается, что необходимость направления такого запроса отсутствовала, поскольку сведения в отношении медицинских изделий подлежащих обороту на территории Российской Федерации размещаются на официальном сайте. Помимо прочего, сроки предусмотренные Законом контрактной системе на рассмотрение жалоб хозяйствующих субъектов, не всегда могут являться достаточными для направления запросов в органы исполнительной власти федерального значения и 15 получения своевременного ответа.
Также Комиссия Коми УФАС России отмечает, что в составе жалобы имелся весь необходимый материал, в том числе пояснения, документы, нормативная документация, и т.д. для вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "АПгрейт" признать необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки по жалобе ООО "АПгрейт" в действиях заказчика, уполномоченного учреждения(комиссии по осуществлению закупок) нарушения Закона о контрактной системе не выявлены.
3. С учетом пунктов 1,2 резолютивной части решения, предписание не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.Д. Растегаева А.А. Мокиенко
2024-5067
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 июля 2024 г. N 011/06/33-683/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - участники закупок - изделия медицинского назначения - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024