Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "ДГМКЦ ВМТ им. К.А. Раухфуса" (далее - Заказчик): доверенности;
ИП Пудловской Кристины Игоревны (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18596/24 от 18.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку медицинских изделий Лот 9 (лабораторных расходных материалов) в 2024 году (извещениеN 0372200255924000081),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.05.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий Лот 9 (лабораторных расходных материалов) в 2024 году (извещение N 0372200255924000081) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 989 816,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Пудловская К.И.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Пудловской К.И. заключен государственный контракт N 2024.081-НЭП.СМП от 29.05.2024 на сумму 974 968,76 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 3.4.8 и 11.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Пудловской К.И.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинских изделий Лот 9 (лабораторных расходных материалов) в 2024 году (далее - Товар).
Согласно п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
Заявка на отгрузку была отправлена 04.06.2024 на электронную почту Поставщика, следовательно, товар должен был быть поставлен в срок до 18.06.2024 (включительно).
На 19.06.2024 Товар по заявке не был поставлен, о чем был составлен Акт о неисполнении условий Контракта и был направлен Поставщику для устранения выявленного нарушения со сроком до 03.07.2024.
26.06.2024 Товар по заявке был отгружен частично, транспортной компанией.
На основании выявленных нарушений Заказчиком принято решение об отказе в приемке поставляемого товара, отраженное в настоящем Акте.
Таким образом, просрочка исполнения обязательств с 19.06.2024 по 04.07.2024 составила 16 дней.
2. Согласно п. 5.5. Контракта: "В срок за 1 (Один) рабочий день или в день доставки (до момента фактической поставки) Поставщик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке Товара, который должен содержать информацию, указанную в подпунктах "а" - "г", "е" - "ж" пункта 1 части 13 статьи 94 Закона".
По поставке от 26.06.2024 Поставщиком был сформирован документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок 02.07.2024, таким образом нарушен пункт 5.5. Договора.
17.06.2024 была подана заявка N б/н, следовательно, товар должен был быть поставлен в срок до 01.07.2024.
01.07.2024 Товар был отгружен частично, без сопроводительных документов.
Поставленный товар не соответствует условиям Контракта.
Для устранения, выявленного нарушения Поставщику был установлен срок 7 рабочих дней.
Таким образом, просрочка исполнения обязательств с 01.07.2024 по 04.07.2024 составила 3 дня.
По состоянию на 04.07.2024 Товар, соответствующий условиям Контракта, не поставлен.
В связи с вышеизложенным Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 04.07.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Поставщик незамедлительно (сразу после признания его победителем закупки 17.05.2024), приступил к исполнению обязательств, в связи с чем, ИП Пудловской К.И. были заказаны и оплачены медицинские изделия, в целях исполнения Контракта.
Однако, Товар, приобретенный для исполнения Контракта, на склад Поставщика в установленные сроки не поступил.
В ответ на претензию ИП Пудловской К.И. продавец Товара (ООО "Меркатор Медика") сообщило, что по причине сложностей с реализацией платежей за заказанный Товар в связи внешнеэкономическим санкциями, возникла задержка сроков изготовления Товара, и, следовательно, исполнения обязательств по Контракту.
04.07.2024 в адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку медицинских изделий на сумму 198 471,98 рублей.
Одновременно, понимая, что заказанный для исполнения Контракта Товар не склад не поступил, Поставщик повторно заказал медицинские изделия и организовал частичную отгрузку в адрес Заказчика на сумму 109 453,20 рублей.
17.06.2024 в адрес Поставщика Заказчиком была направлена вторая заявка на поставку медицинских изделий на сумму 776 496,78 рублей.
Учитывая, что Товар для исполнения Контракта на склад ИП Пудловской К.И. так же не поступил, Поставщик снова заказал и оплатил продукцию, с организацией ее доставки напрямую к Заказчику от другого поставщика.
Об указанных выше отгрузках Поставщик регулярно информировал Заказчика.
04.07.2024 Заказчик отказал в приемке первой поставки ввиду не соответствия условиям Контракта.
Представитель Участника отмечает, что поставленный Товар по функциональным и техническим характеристикам в полном объеме соответствовал Контракту.
05.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
09.07.2024 Участник сообщил Заказчику о прибытии Товара на склад ИП Пудловской К.И.
После отражения груза в бухгалтерском учете, недопоставленный Товар был передан в транспортную компания для последующей отправки Заказчика.
Однако, Транспортная компания сообщила, что доставка Товара до грузополучателя возможна не ранее 18.07.2024 т.е. после вступления в силу одностороннего отказа от исполнения Договора.
11.07.2024 о вышеуказанных обстоятельствах было сообщено Заказчику с просьбой согласовать приемку Товара 18.07.2024.
12.07.2024 и 15.07.2024 Поставщик вновь обратился к Заказчику с описанием сложившейся ситуации и просьбой отменить Решение.
15.07.2024 Заказчик разместил отказ от приемки Товара, доставленного в его адрес 05.07.2024, мотивировав поставкой Товара Германского производства вместо Китайского.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Пудловской К.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Поставщик не уклонялся от исполнения Контракта и им предпринимались меры для его исполнения (Товар был заказан до подписания Контракта, в связи с задержкой поставки из Китая был поставлен Товар производства - Германия).
При этом, 10.07.2024 Участником был получен Товар, заказанный из Китая (товарная накладная N 567 от 10.07.2024), о чем сообщалось Заказчику.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Пудловской К.И. предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ИП Пудловской К.И. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Пудловской Кристины Игоревны (ИНН: 590522421435), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июля 2024 г. N РНП-78-1197/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024