Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Апрель-21" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18826/24 от 22.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку кардиохирургических инструментов (извещение N 0372100049624000679),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кардиохирургических инструментов (извещение N 0372100049624000679) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 030 008,44 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.05.2024 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Апрель-21".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Апрель-21" заключен государственный контракт N 03721000496240006790001/МИ от 17.05.2024 (далее - Контракт) на сумму 999 108,18 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в том числе в следующих случаях:
- поставка Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- неоднократное нарушение Поставщиком срока поставки Товара;
- однократное нарушение срока поставки Товара, в случае если нарушение срока поставки Товара вдовое превышает срок поставки Товара, предусмотренный п. 5.2 Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Апрель-21".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался осуществить поставку кардиохирургических инструментов (далее - Товар) партиями, по заявкам Заказчика, в течение 10 (десяти) дней с момента направления заявки Поставщику (п. 5.2 Контракта).
Период поставки Товара: с даты заключения Контракта по 01.07.2024 (п. 5.2 Контракта).
27.05.2024 Поставщику направлена заявка на поставку Товара N 307.
28.05.2024 Заказчику поступило письмо, в котором Поставщик сообщал о невозможности поставки Товара в установленные сроки.
По состоянию на 09.07.2024 Товар Заказчику поставлен не был.
Таким образом, Поставщик допустил однократное нарушение срока поставки Товара, вдвое превышающее срок поставки Товара, предусмотренный п. 5.2 Контракта, что является основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта со стороны Заказчика.
На основании изложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Апрель-21" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Апрель-21" не отказывалось от исполнения Контракта, но учитывая сложившиеся обстоятельства, возможность поставки Товара в установленный в заявке срок отсутствовала.
Компания ООО "Апрель-21" имеет право на официальное представление и реализацию продукции KLS Martin Group в Российской Федерации (письмо от 10.12.2018 N GM78/18) и уже около 10 лет занимается поставками медицинского инструментария в лечебные учреждения. Вся продукция иностранного производства закупается по внешнеэкономическим контрактам, в частности ООО "Апрель-21" ввозит товар из Германии от производителей Aesculap AG, Karl Storz Se&Co.kg, Gebruder Martin Gmbh&co. KG, CM Instrumente GmbX и др. Весь ввозимый инструмент проходит таможенную очистку в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Товар для исполнения Контракта в полном объеме был заблаговременно закуплен ООО "Апрель-21", что, по мнению представителя Участника, подтверждается Поручением на перевод иностранной валюты N 4 от 07.05.2024 по внешнеэкономическому контракту за медицинский инструмент производства Германия.
27.05.2024 ООО "Апрель-21" получило заявку на поставку Товара в полном объеме, предусмотренным Контрактом, хотя согласно условиям Контракта, поставка осуществляется по заявкам, что предполагает количество заявок более одной. Согласно условиям заявки, Товар в полном объеме должен был быть поставлен в срок по 06.06.2024.
Также по словам представителя Участника от производителя Поставщику в устной форме поступило сообщение, что некое третье лицо обратилось к нему с просьбой приостановить производство и поставку инструментов под Контракт с ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова", в силу чего он временно приостанавливает продажи на территории Российской Федерации до выяснения обстоятельств. Таким образом, ООО "Апрель-21" столкнулось с недобросовестной конкуренцией.
27.05.2024 Поставщик по телефону, указанному в сообщении, связался с лицом, от которого поступила заявка на поставку Товара (кладовщик Тюйкова Е.Г.) и озвучил реальные сроки поставки Товара в силу сложностей не только ввоза Товара, но и временным приостановлением продаж со стороны производителя. Однако Поставщику было озвучено, что ждать пока Товар будет поставлен, Заказчик не может и лучше Контракт расторгнуть.
Понимая всю серьезность вопроса, необходимость лечебного учреждения в Товаре, и, несмотря на финансовые потери, ООО "Апрель-21" 28.05.2024 обратилось с письмом Заказчику, в котором сообщило, что Товар в полном объеме был заказан у производителя, оплата произведена, однако в силу форс-мажорной ситуации инструмент не успеет поступить в больницу в указанный в заявке срок. Задержка в поставке связана не только с нарушением логистических схем доставки товара с территории Евросоюза до Российской Федерации по причине введенных санкций, но и по технических причинам на производстве. В том же письме ООО "Апрель-21" предложило Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Указанное письмо было направлено на электронный адрес Заказчика (Almazov-centre-eltorg@yandex.ru) 28.05.2024.
29.05.2024 ООО "Апрель-21" созвонилось с заместителем контрактной службы Заказчика и в ходе устных переговоров Поставщику было предложено оплатить штраф, установленный п. 11.3.2 Контракта, в размере 5 000,00 рублей, а также компенсировать разницу между ценой Контракта и заявленной ценой второго участника, который занял второе место в конкурентной закупке, в размере 13 391,82 рублей. По словам представителя Участника изложенное в ходе устных переговоров было условием для расторжения Контракта по соглашению сторон.
ООО "Апрель-21" приняло такие условия, подтвердив намеренность в письме от 30.05.2024, отправив его по электронной почте (Almazov-centre-eltorg@yandex.ru) 30.05.2024. В ответ Заказчиком было сообщено "ожидать рассмотрения". Однако в течение недели ответ от Заказчика не последовал, в связи с чем ООО "Апрель-21" 07.06.2024 вновь направило сообщение в контрактную службу Заказчика с просьбой рассмотреть предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон. Однако ответа от Заказчика так и не последовало, и Заказчик принял решение об одностороннем расторжении Контракта. Вместе с тем заявок в адрес ООО "Апрель-21" более не поступало.
ООО "Апрель-21" никогда не отказывалось от поставки товара по контракту, но учитывая обстоятельства, возможность поставки товара в установленный в заявке срок отсутствовала. Не скрывая это, мы пытались урегулировать вопрос с больницей, готовы были покрыть убытки лечебного учреждения.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Апрель-21" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, согласно представленному Участником на заседание Комиссии УФАС Поручению на перевод иностранной валюты N 4 от 07.05.2024 по внешнеэкономическому контракту за медицинский инструмент производства Германия, перевододателем является ООО "АПЕЛЬСИН" (ИНН: 6671438763).
Таким образом, документов, свидетельствующих о добросовестном поведении ООО "Апрель-21" и осуществлении им действий, направленных на своевременное исполнение Контракта, на заседание Комиссии УФАС не представлено.
Также на заседании Комиссии УФАС Участником не подтверждено соответствующими доказательствами утверждение, о том, что обстоятельства, на которые ссылается его представитель, явились непреодолимым препятствием для исполнения Контракта в соответствии с его условиями.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов, в связи с чем представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС настаивал на включении ООО "Апрель-21" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Апрель-21" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Апрель-21", ИНН: 6633023461; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Шафранова Галина Михайловна, ИНН: 664900735803, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Апрель-21" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.07.24 |
24.07.24 |
22.07.24 |
0 |
22.07.24 |
29.07.24 |
26.07.24 |
0 |
31.07.24 |
31.07.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 июля 2024 г. N РНП-78-1219/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024