Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Авто-Нова" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18972/24 от 23.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по диагностике, ремонту и техническому обслуживанию служебных автомобилей Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200067924000041),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
29.07.2024 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось с тем же составом Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.05.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по диагностике, ремонту и техническому обслуживанию служебных автомобилей Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200067924000041) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 300 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Авто-Нова", предложившее цену товара, работы, услуги на 60% ниже начальная суммы цен товара, работы, услуги.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Авто-Нова" заключен государственный контракт N 29-АЭ/2024 от 27.05.2024 (далее - Контракт) на сумму 300 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 10.9 и 10.1 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Авто-Нова".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по диагностике, ремонту и техническому обслуживанию служебных автомобилей Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (далее - Услуги).
06.06.2024 Заказчик направил Исполнителю на адрес электронной почты, указанный в Контракте, заявку в которой просил оказать Услуги по замене коробки передач на автомобиле Ford Focus.
17.06.2024 Заказчик получил от Исполнителя письмо от 10.06.2024 NПИДМУД-69 (заказное письмо по почте) в котором Исполнитель сослался, что полученная заявка с адреса электронной почты не указанного в Контракте и фактически отказался от выполнения услуги. Ранее Исполнитель оказывал Услуги получая заявку от Заказчика с данного адреса электронной почты.
18.06.2024 Заказчик направил Исполнителю на адреса электронной почты и почтовый адрес, указанные в Контракте, письмо с указанием контактов ответственного лица (ФИО, адрес электронной почты, телефон) по Контракту со стороны Заказчика.
После Заказчик направил Исполнителю на адрес электронной почты, указанный в Контракте, заявку в которой просил оказать Услуги по замене коробки передач на автомобиле Ford Focus.
В течении пяти рабочих дней, предусмотренные контрактом, Исполнитель услугу не оказал. На адреса электронной почты, юридического адреса Исполнителя, указанных в Контракте, и посредством ЕИС Заказчик направил претензию от 26.06.2024 N08-633/24-0-0.
26.06.2024 Заказчик направил Исполнителю на адрес электронной почты, указанный в Контракте, заявку в которой просил оказать Услуги по ремонту коробки передач на автомобиле Ford Focus. В течении пяти рабочих дней, предусмотренные контрактом, Исполнитель Услугу не оказал.
27.06.2024 Заказчик получил от Исполнителя письмо от 27.06.2024 NПИДМУД-96 в котором Исполнитель, в том числе отказался от выполнения Услуги по ремонту коробки передач ссылаясь на отсутствие запчастей.
В соответствии п. 2.1 Контракта Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями описания объекта закупки Приложение N1 к настоящему Контракту, являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
Согласно п.п. а) п. 3.2 Контракта Исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с требованиями описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) в предусмотренный Контрактом срок;
Пунктом 4.1. Контракта предусмотрено, что услуги оказываются в сроки, указанные в Контракте.
Начало оказания услуг: с даты заключения контракта. Сроки (периоды) оказания услуг: в течении 5 рабочих дней по заявке Заказчика.
Исполнитель неоднократно нарушил п. 4.1. Контракта, не оказал услуги в течение 5 рабочих дней по заявке Заказчика.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 10.9 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Авто-Нова" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Заказчиком фактически трижды направлялась одна и та же заявка, причем одну из заявок Заказчик отозвал самостоятельно, на каждую заявку был предоставлен мотивированный ответ об отсутствии запасной части на товарном рынке, что лежит вне ответственности ООО "АВТО-НОВА".
Заявка от 06.06.2024 - заявка от 06.06.2024 была рассмотрена ООО "АВТО-НОВА" и 10.06.2024 Заказчику было направлено официальное письмо по почте России о том, что заявка не может быть исполнена в связи с отсутствие в Российской Федерации автоматической коробки передач на указанное в заявке транспортное средство. К ответу приложено письмо ООО "Автоцентр Гражданский", бывшего официального дилера Ford в Российской Федерации до объявления об уходе данного производителя с российского рынка в связи с началом специальной военной операции. Письмо было направлено почтой России, т.к. в Контракте отсутствует официальный адрес электронной почты Заказчика и отсутствием от Заказчика письма о том какая электронная почта является официальной.
Представитель Участника отмечает, что довод Заказчика о том, что ООО "АВТО-НОВА" отказалось от исполнения заявки является неверным, т.к Заказчик сам направил заявку с адреса не указанного в контракте: avrga@yandex.ru. С учетом того, что адрес электронной почты не был указан в Контракте, а все заявки, которые были направлены с ненадлежащей электронной почты, либо неуполномоченным лицом и исполнены Исполнителем оплате не подлежат у Заказчика был запрошено письмо об адресе электронной почты для обеспечения надлежащего взаимодействия по Контракту, а также направлен Ответ почтой РФ.
Заявка от 18.06.2024 дублирует заявку от 06.06.2024 г. При этом, на данную заявку был представлен ответ от 27.06.2024 г., в которой наряду с предыдущими доводами указывалось, что в настоящее время продукция Ford включена в список опубликованного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Приказа от 19.04.2022 N 1532 (Зарегистрирован 06.05.2022 N 68421) "Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия". Т.е. товары, производимые Ford не ввозятся в Российскую Федерацию в настоящее время. Отдельные товары возможно найти, однако, что касается крупных агрегатов, таких как коробка передач и их составных частей, то такие товары практически отсутствуют на территории Российской Федерации, что подтверждается письмом официального дилера.
Письмом от 07.07.2024 года был дан ответ на претензию Заказчика от 04.07.2024, в котором было указано следующее:
В соответствии с п. 2.1. Контракта "Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями описания объекта закупки Приложение N1 к настоящему Контракту, являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации". Также необходимость следовать инструкций по эксплуатации завода-изготовителя предусмотрена п. 2.3.4. Приложения N 1 к Контракту. Соответственно, ООО "АВТО" не могло исполнить ремонт по независящим от себя обстоятельствам. Согласно ч. 9 ст. 34 Закона о контрактной системе "Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны".
Относительно заявки от 26.06.2024, то в указанной заявке Заказчик фактически отменил указание на замену двигателя, указав, что по тому же самому двигателю требуется капитальный ремонт. При этом, фактически данный капитальный ремонт невозможно выполнить согласно письму от 27.06.2024 тем не менее, ООО "АВТО-НОВА" попросило предоставить машину 01.07.2024. Однако от Заказчика машина получена не была.
Заказчик при исполнении Контракта срок действия ограничился направлением 2-х заявок, при этом, первая заявка была исполнена ООО "АВТО-НОВА" в полном объеме без замечаний.
Согласно сведениям из ЕИС - приложения 6-9, первая заявка, направленная заказчиком на ремонт автомобиля FORD FOCUS О840НХ178 - замена компрессора кондиционера была исполнена без замечаний.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Авто-Нова" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено следующее.
1. 06.06.2024 Заказчиком была направлена заявка на замену коробки передач на автомобиле Ford Focus.
10.06.2024 от Исполнителя поступило письмо с просьбой подтвердить направление заявки от 06.06.2024, а также с указанием на то, что на рынке отсутствует коробка передач на автомобиль Ford Focus, в связи с этим Исполнитель предложил ремонт коробки передач вместо ее замены.
18.06.2024 направил письмо с указанием адреса электронной почты Заказчика, а также ответственного должностного лица.
18.06.2024 Заказчиком была направлена заявка на замену коробки передач на автомобиле Ford Focus.
26.06.2024 Заказчик направил заявку, с учетом письма Исполнителя от 10.06.2024, на ремонт коробки передач на автомобиле Ford Focus.
26.06.2024 Исполнитель направил электронное письмо Заказчику, в котором указал, что готовы принять автомобиль на ремонт коробки передач 01.07.2024.
27.06.2024 Исполнитель направил письмо N ПИДМУД-96, в котором указал также на невозможность ремонта коробки передач.
В связи с этим Заказчиком не был предоставлен автомобиль Ford Focus Исполнителю 01.07.2024 на ремонт коробки передач.
Таким образом, Заказчик пошел навстречу Исполнителю и по его предложению заявка на ремонт коробки передач была отменена и была направлена заявка на ее ремонт.
2. Участником было получено Экспертное Заключение ООО "Центр судебных экспертиз" (б/н б/д), в котором указано о невозможности исполнения заявки Заказчика на полный ремонт или замену автоматической коробки передач на автомобиле Ford Focus в связи с отсутствием оригинальных запчастей.
Одной из причин отсутствия запасных частей также является пакет санкций 23.02.2024, который предусматривает новые ограничения для экспорта товаров в Российскую Федерацию, в следствие чего стало нарушение логистических цепочек поставок.
При этом, тринадцатый пакет санкций был введен 23.02.2024, т.е. до заключения Контракта.
Таким образом, Участник принял на себя все риски, связанные с участием в закупке, очевидно, был уверен в своей способности преодолеть любые обстоятельства, наступление которых могло бы привести к нарушению условий Контракта, что является риском самого Участника и не свидетельствует о его добросовестности.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом Услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта и став победителем Аукциона, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Авто-Нова" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Авто-Нова" (195067, Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПОЛЮСТРОВО, ПР-КТ ЕКАТЕРИНИНСКИЙ, Д. 1, ЛИТЕРА Ж, ВХОД 4-Н, ПОМЕЩ. 1), ИНН: 7806513106, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Худорожков Сергей Владимирович, ИНН: 782509106500; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Авто-Нова" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
23.07.24 |
25.07.24 |
23.07.24 |
0 |
23.07.24 |
30.07.24 |
30.07.24 |
0 |
01.08.24 |
01.08.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 июля 2024 г. N РНП-78-1228/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024
Решением Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 октября 2024 г. по делу N А56-84459/2024 настоящее решение признано недействительным