Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Минерал" (далее - Заказчик):
ИП Воробьевой Ирины Валерьевны (далее - Участник, Подрядчик, ИП Воробьева И.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19043/24 от 24.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению (актуализации) и согласованию проекта перепланировки и переустройства нежилого помещения под административные цели по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кима, д. 26, литера. А, пом. 1-Н (извещение N 0372500009823000040),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по изготовлению (актуализации) и согласованию проекта перепланировки и переустройства нежилого помещения под административные цели по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кима, д. 26, литера. А, пом. 1-Н (извещение N 0372500009823000040) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 351 633,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признан ИП Воробьева И.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Воробьевой И.В. заключен государственный контракт N 0372500009823000040 от 17.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 317 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 6.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Подрядчиком условий настоящего Контракта, в том числе:
6.5.1. Отказа Подрядчика от выполнения работ;
6.5.2. В случае нарушения Подрядчиком срока начала или окончания выполнения работ более чем на 3 календарных дня;
6.5.3. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Подрядчиком обязательств по Контракту;
6.5.4. Если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются неустранимыми;
6.5.5. В случае отсутствия у Подрядчика членства в саморегулируемой организации, необходимой для исполнения обязательств по Контракту;
6.5.6. В случае нарушения Подрядчиком срока предоставления Заказчику обеспечения гарантийных обязательств по Контракту более чем на 3 календарных дня;
6.5.7. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Воробьевой И.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по изготовлению (актуализации) и согласованию проекта перепланировки и переустройства нежилого помещения под административные цели (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кима, д. 26, литера. А, пом. 1-Н (далее - Объект) в течение 180 календарных дней с даты подписания акта передачи исходной документации (п. 2.2 Контракта).
Пунктом 2.1 Контракта установлено начало выполнения Работ: дата подписания сторонами Акта. Акт должен быть подписан сторонами в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта. Акт оформляется в соответствии с условиями, указанными в п. 5 Задания на проектирование (Приложение N 1 к Техническому заданию, являющемуся Приложением N 1 к Контракту).
Данный Акт был подписан сторонами Контракта 20.11.2023. Соответственно, обязательство по выполнению Работ должно было быть исполнено Подрядчиком в срок до 17.05.2024.
Согласно п. 4.3.5 Контракта, Подрядчик обязан представить (передать) Заказчику в установленные Контрактом сроки документацию в количестве, составе и объемах, предусмотренных заданием на проектирование (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно требованиям к результатам Работ, указанным в п. 3.4.5 Технического задания, Подрядчик передает Заказчику проектную документацию, оформленную в порядке, установленном действующим законодательством, разработанную и согласованную в установленном порядке в соответствии с условиями Задания на проектирование (Приложение N 1 к Техническому заданию):
- 1 экземпляр в электронном виде (текстовая часть - в среде "Word");
- 3 экземпляра в бумажном сброшюрованном виде;
- Акт приема-передачи проектной документации (3 экз.);
- Акт приемки выполненных работ (3 экз.);
- Счет на оплату (1 экз).
В силу п. 3.4.6 Технического задания передача проектной документации, оформленной в установленном порядке, с приложением Акта приемки выполненных работ и акта приема-передачи проектной документации осуществляется Подрядчиком по завершении выполненных Работ, сопроводительным письмом в СПб ГБУ "Минерал" по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Детская, д. 26, лит А, помещение 4Н. Проектная документация передаться Заказчика в срок не позднее дня размещения Подрядчиком в единой информационной системе документа о приемке.
24.05.2024 Подрядчиком на ЕИС размещен Документ о приемке N 18 от 24.05.2024 на сумму 317 000,00 рублей.
Однако в связи с непредоставлением Подрядчиком вышеуказанных материалов и документов Заказчик отказал Подрядчику в подписании Документа о приемке N 18 от 24.05.2024. Также Заказчиком был составлен мотивированный отказ от подписания Документа о приемке N 18 от 24.05.2024 с требованием устранить выявленные недостатки и представить необходимую проектную документацию, оформленную в порядке, установленном действующим законодательством, разработанную и согласованную в установленном порядке в соответствии с условиями Задания на проектирование в срок до 10.06.2024.
В период с 10.06.2024 по 17.06.2024 Подрядчик не предоставил вышеуказанные запрошенные документы в связи с чем Заказчиком было направлено письмо N 563-1-25 от 11.06.2024 с повторным требованием предоставления документов.
17.06.2024 Заказчику поступил ответ Подрядчика о продолжении выполнения Работ.
19.06.2024 Заказчиком было направлено требование об оплате штрафа в связи с невыполнением и ненадлежащем исполнении Подрядчиком обязательств (N 581-1-25 от 19.06.2024).
Однако по состоянию на 12.07.2024 обязательства по Контракту не были выполнены Подрядчиком, требование Заказчика об оплате штрафа не исполнено.
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч.ч. 8, 9 Закона о контрактной системе, п. 6.5 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Воробьевой И.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что основания для включения сведений об ИП Воробьевой И.В. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. При этом ИП Воробьева И.В. имел намерения добросовестно исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом, что подтверждается следующим.
В Приложении N 1 к Техническому заданию (п. 5 "Состав работ") перечислены государственные органы и учреждения, в которых Подрядчик должен получить согласования, в том числе в обязанности Подрядчика входит получение Решения МВК о согласовании перепланировки помещений, получение разрешения на производство ремонтно-строительных работ.
Пунктом 6 Приложения N 1 к Техническому заданию предусмотрено, что в процессе согласования проектной документации в государственных надзорных органах, при возврате проектной документации для устранения замечаний, Подрядчик проводит корректировку без дополнительной оплаты.
Проект перепланировки и переустройства нежилого помещения под административные цели был своевременно изготовлен Подрядчиком и направлен на проверку и согласование Заказчику, что подтверждается сопроводительным письмом исх. N 24-17 от 11.03.2024.
Работы были выполнены, документы были сданы в МВК Василеостровского района Санкт-Петербурга.
07.06.2024 получено уведомление N 269 - МВК об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. В уведомлении перечислены основания отказа в согласовании, в том числе отсутствие согласия на перепланировку Комитета имущественных отношений, согласования Комитета по градостроительству и архитектуре на замену оконных заполнений.
Вместе с тем получение согласия на перепланировку в Комитете имущественных отношений не указано в п. 5 Приложения N 1 к Техническому заданию в качестве обязанности Подрядчика.
Письмом исх. N 24-34 от 17.06.2024 Подрядчик поставил в известность Заказчика об отказе и сообщил, что приступил к устранению замечаний.
21.06.2024 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 24-36 от 21.06.2024 с просьбой составить сопроводительное письмо в Комитет имущественных отношений с просьбой выдать согласие на перепланировку объекта. Однако запрашиваемое письмо так и не было представлено.
Подрядчик обратился в Комитет имущественных отношений самостоятельно без доверенности.
Согласование Комитета имущественных отношений на перепланировку N ОБ-6890-3241/24-0-1 было получено 09.07.2024.
Замечания МВК были устранены Подрядчиком, документы были вновь сданы на согласование, что подтверждается Распиской о приёме документов МФЦ (обращение N 160687118 от 11.07.2024).
Вместе с тем 12.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с тем, что "по состоянию на 12.07.2024 услуга не оказана, Подрядчиком обязательства по Контракту не исполнены".
Подрядчик поставил в известность Заказчика о повторной сдаче документов на согласование, что подтверждается письмом N 24-39 от 14.07.2024 с приложением копии расписки и согласования Комитета имущественных отношений на перепланировку.
За нарушение сроков исполнения Контракта по требованию Заказчика Подрядчиком был оплачена неустойка в размере 3 170,00 рублей, что подтверждается платежным поручением N 202316 от 16.07.2024.
Также Подрядчик направил Заказчику письмо от 22.07.2024, в котором повторно сообщил о том, что проектная документация разработана, сдана и проходит согласование в МВК Василеостровского района Санкт-Петербурга, а также просил отменить Решение и предоставить Подрядчику возможность выполнить обязательства по Контракту. Однако Заказчик Решение не отменил и расторг Контракт в одностороннем порядке.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Воробьевой И.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Воробьевой И.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Воробьевой Ирины Валерьевны (ИНН: 781426262720), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 июля 2024 г. N РНП-78-1241/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024