Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУК "Национальный драматический театр России (Александринский театр)" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "АТ" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19037/24 от 24.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования воздуха на объектах Александринского театра (извещение N 0372100025523000057),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования воздуха на объектах Александринского театра (извещение N 0372100025523000057) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 477 969,57 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.11.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АТ" заключен государственный контракт N 03721000255230000570001-ЭА/2023 от 20.11.2023 на сумму 2 870 778,95 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.5.1 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования воздуха на объектах Александринского театра (далее - Услуги).
Согласно п. 4.3.1 Контракта Исполнитель обязан оказывать услуги в соответствии с требованиями настоящего Контракта, и в сроки, установленные Контрактом.
В ходе исполнения Контракта при проведении экспертизы Заказчиком были выявлены неоднократные нарушения Исполнителем обязательств по Контракту, а именно:
- Исполнитель приступил к оказанию Услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха на объектах Александринского театра с 01.02.2024 (исх. N 5 от 09.01.2024, исх. N 63 от 18.01.2024);
- предоставление документов о приемке для оплаты услуг за отчетный период на виды технического обслуживания (далее - ТО), которые фактически не проводились (Мотивированный отказ исх.N884 от 08.05.2024, исх. N 1150 от 06.06.2024, исх. N 1307 от 05.07.2024);
- оборудование, на котором произошли поломки, своевременно не ремонтируется, мер по исправлению нештатной ситуации не принимаются (п. 4.1 Технического задания);
- в случае возникновения внештатных ситуаций дежурный персонал вызвать невозможно, прибытие на место не осуществляется (п. 4.7 Технического задания);
- связь с ответственным лицом, указанном в Контракте отсутствует, на телефоны не отвечает, на объектах не появляется (п. 12 Контракта);
- выполнение работ по видам ТО, предусмотренные планом-графиком
в указанном объеме, не исполняются (приложение к ТЗ план-график);
- связь с ответственным лицом Исполнителя за производство работ в соответствии с приказом N 003-1 ООО "АТ" для решения технических вопросов отсутствует.
- на письменные обращения Заказчика в адрес Исполнителя ответов не поступает (исх. N 5 от 09.01.2024, исх. N 62 от 18.01.2024, исх. N 1245 от 24.06.2024, исх. N 1250 от 25.06.2024, исх. N 1260 от 26.06.2024, исх. N 1268 от 27.06.2024, исх. N 1308 от 05.07.2024).
Систематические нарушения обязательств со стороны Исполнителя приводят к неполноценному функционированию деятельности Заказчика в части работы системы вентиляции и кондиционирования воздуха Александринского театра.
Несвоевременное проведение регламентных работ в объеме требуемых ТО приведет к досрочному износу дорогостоящего оборудования, его поломки и в последующем существенным затратам для восстановления всех систем.
На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 7.5.1 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.07.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Исполнителем Контракта были проведены все мероприятия в целях исполнения условий Контракта в срок и должным образом.
В связи с чем, Исполнитель считает неправомерным и необоснованным односторонний
В своем Решении Заказчик ссылается на следующие обстоятельства для расторжения Контракта в одностороннем порядке:
- В ходе исполнения контракта при проведении экспертизы Заказчиком были выявлены неоднократные нарушения Исполнителем обязательств по Контракту, а именно:
- Исполнитель приступил к оказанию услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха на объектах Александрийского театра с 01.02.2024 без объяснения причин (исх. N 5 от 09.01.2024, исх. N 63 от 18.01.2024);
- предоставление документов о приемке для оплаты услуг за отчетный период на виды ТО, которые фактически не проводились (Мотивированный отказ исх.N884 от 08.05.2024, исх. N 1150 от 06.06.2024, исх. N 13 07 от 05.07.2024);
- оборудование, на котором произошли поломки, своевременно не ремонтируется, мер по исправлению нештатной ситуации не принимаются (п. 4.1 Технического задания);
- в случае возникновения внештатных ситуаций дежурный персонал вызвать
невозможно, прибытие на место не осуществляется (п. 4.7 Технического задания);
- связь с ответственным лицом, указанном в Контракте отсутствует, на телефоны не отвечает, на объектах не появляется (п. 12 Контракта);
- выполнение работ по видам ТО, предусмотренные планом-графиком в указанном объеме, не исполняются (приложение к ТЗ план-график);
- связь с ответственным лицом Исполнителя за производство работ в соответствии с приказом N 003-1 ООО "АТ" для решения технических вопросов отсутствует;
- на письменные обращения Заказчика в адрес Исполнителя ответов не поступает (исх. N 5 от 09.01.2024, исх. N 62 от 18.01.2024, исх. N 1245 от 24.06.2024, исх. N 1250 от 25.06.2024, исх. N 1260 от 26.06.2024, исх. N 1268 от 27.06.2024, исх. N 1308 от 05.07.2024).
Исполнитель с предъявленными обстоятельствами для расторжения Контракта в одностороннем порядке не согласен в связи со следующем.
Заказчик ссылается на тот факт, что Исполнитель приступил к работам несвоевременно.
Однако, Заказчик был уведомлен о возникших обстоятельствах Исполнителя, в связи с которыми Исполнитель приступил позже к выполнению работ по условиям Контракта.
Ответственный сотрудник Исполнителя, который был назначен ответственным за выполнение работ по условиям Контракта, не обеспечил надлежащее выполнение необходимых действий для начала выполнения работ.
В связи с чем, вышеуказанный ответственный сотрудник Исполнителя был уволен.
При этом Исполнитель оплатил штрафные санкции в связи с несвоевременным выполнением работ по условиям Контракта.
Изначально оборудование было внесено в контракт в неисправном состоянии.
Заказчик уведомил Исполнителя о неисправном состоянии оборудования, приложив дефектный акт от организации, которая обслуживала объект в 2023.
В результате, данное оборудование было демонтировано Заказчиком без уведомления Исполнителя.
Исполнитель своевременно не получал заявки на неисправное оборудование, а также информацию, что сотрудники, которые находились на объекте в рабочие дни по 8 часов не выполняли свои обязанности.
За весь период обслуживания не поступило ни одной корректной заявки об аварийной ситуации на объекте, кроме одной, которая была принята самим генеральным директором Исполнителя.
В рамках вышеуказанной заявки, которая была принята Генеральным директором Исполнителя, было озвучено, что на объекте прорыв и льется кипяток.
Однако, ответственного представителя Заказчика, в этот момент на объекте не было и сам представитель Заказчика ситуацией не владел.
Представитель Исполнителя, а именно ответственный за выполнение работ по условиям Контракта, был на связи на протяжении всего срока действия Контракта и своевременно отвечал на все поступающие звонки.
При поступлении обращения Заказчика ответственному сотруднику
Исполнителя, ответственный сотрудник Исполнителя незамедлительно реагировал на все обращения Заказчика.
В случае, если ответственный сотрудник Исполнителя не мог ответить Заказчика по какой-либо уважительной причине, звонки Заказчика перенаправлялись генеральному директору, который отвечал на все вопросы Заказчика.
Заказчик указывает, что Исполнитель не предоставлял ответы на письменные обращения Заказчика.
Представитель Участника отмечает, что генеральный директор Исполнителя, действуя добросовестно и с должной степенью осмотрительности, при получении официальных писем для сокращения времени подготовки официальных ответов и направления в адрес Заказчика, лично выезжал на объект Заказчика и проводил переговоры, отвечая на все поставленные вопросы Заказчика в рамках переговорах с Заказчиком на объекте Заказчика.
В связи с чем, фактически ответы на полученные письменные обращения Заказчика Исполнитель предоставлял в рамках устных переговорах на объектах Заказчика в целях максимально быстрого предоставления ответов на все вопросы Заказчика.
Нарушение плана графика произошло в связи с тем, что Заказчик не оказал содействие и не назначил дату для проведения работ, в которых задействована спец. техника, и без точной даты провести мероприятия не представляется возможным.
Инженеры неоднократно просили назначить дату.
В результате, оборудование было обслужено в местах, в которых Заказчиком был предоставлен доступ.
Согласно условиям Контракта необходимо произвести поверку оборудования, манометров, которые направляются в специализированную лабораторию, где имеется все необходимое оборудование и лицензия на проведение поверочных работ, однако у Заказчика отсутствует подменный фонд, что не позволяет выполнить данный вид работ.
Заказчик о данной ситуации был уведомлен, содействия никакого не оказано.
Проведение работ подтверждается журналом, который заполняется на объектах Заказчика.
Заказчиком были подписаны все записи Исполнителя о выявленных дефектах оборудования.
В связи с чем, Заказчиком был признан факт дефектов оборудования.
Согласно п. 4.3.1. Контракта оказывать услуги в соответствии с требованиями настоящего Контракта, и в сроки, установленные Контрактом.
В соответствие с п. 4.1.4 Контракта оказывать Исполнителю необходимое по условиям и характеру оказываемых услуг содействие в целях надлежащего выполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту.
Согласно условиям Контракта Исполнитель выполняет работы по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
Однако, при выполнении работ на объекте Заказчика, Исполнителем были выявлены дефекты самого оборудования в следствие длительного периода эксплуатации оборудования, которые не подлежали ремонту и необходима была замена непосредственно самого оборудования.
Несмотря на отсутствие у Исполнителя обязанности по замене оборудования на новое, Исполнителем была произведена замена детали одного из неработающих оборудования.
В связи с отсутствием обязанности Исполнителя по замене детали неработающего оборудования и, как следствие, отсутствием оплаты Исполнителю за проведение замены детали неработающего оборудования, Исполнитель, действуя добросовестно, желая выполнять работы по условиям Контракта, своими силами устранял те дефекты, которые должен был устранять непосредственно сам Заказчик.
Однако, оставшееся оборудование, подлежащее списанию и замене, на объекте Заказчика не было заменено Заказчиком.
Исполнителем были составлены Дефектная ведомость на систему и технические средства и Дефектный акт на объекте Заказчика с присутствием представителя Заказчика.
Однако, Заказчик не подписал вышеуказанные Ведомость и Акт.
Исполнитель в целях проведения корректной диагностики оборудования Заказчика просил Заказчика предоставить проектную документацию и документацию, в которой указана информация о дате фактической установки оборудования.
Согласно условиям Контракта Исполнитель должен был изначально ознакомиться с вышеуказанной информацией.
Осуществление технического обслуживания и ремонта фактически возможно только в отношении оборудования, техническое состояние которого позволяет проводить техническое обслуживание и ремонт.
Выявленные дефекты оборудования в предъявленных Дефектной ведомости и Дефектном акте Заказчику заключаются именно в сроке эксплуатации самого оборудования, которые влияют на работоспособность оборудования.
Оборудование имеет определенный срок эксплуатации, по истечении которого какой-либо ремонт будет невозможен с целью возобновления работоспособности оборудования.
В связи с чем, учитывая, что оборудование в результате истечения срока эксплуатации вышло из строя, Исполнитель не мог произвести какой-либо ремонт оборудования в целях возобновления работоспособности оборудования.
В рамках выполнения работ по условиям Контракта, необходимо было заменить неработающее и неподлежащее ремонту оборудование или в целях разрешения выявленного технического дефекта необходимо было заменить неработающее оборудование или по меньшей мере часть неработающей детали для минимальной нормализации работы самого оборудования.
Следует обратить внимание на тот факт, что необходимая деталь не входит в цену Контракта и требует дополнительных финансовых вложений.
Как указывалось выше, в целях выполнения работ по условиям Контракта, Исполнитель за счет своих средств заменил необходимую деталь одного из неработающих оборудований для минимальной нормализации работоспособности оборудования.
Однако, оставшиеся неработающие оборудования, подлежащие замене непосредственно Заказчиком, заменены не были.
Исполнитель не имеет обязанности выполнять работы, нерегламентированные условиями Контракта.
Исполнитель в рамках устных переговорах для дальнейшей замены неработающего и неподлежащего ремонту оборудования предложил Заказчику провести работу по замене неработающего оборудования на новое.
Исполнителем было составлено коммерческое предложение на основании проведенного анализа рынка производителей необходимых деталей на замену детали для неработающего оборудования с целью нормализации работы оборудования, срок эксплуатации которого вышел и, в связи с чем, оборудование стало работать некорректно.
Исполнителем было предоставлено Заказчику вышеуказанное коммерческое предложение и обоснование цены за предлагаемую деталь для замены в неработающем оборудовании.
В связи с тем, что работа по замене неработающего и неподлежащего ремонту оборудования на новое не регламентировано Контрактом, проведение такой работы возможно только после подписания Дополнительного соглашения.
Однако, Заказчик отказался в заключении Дополнительного соглашения.
Согласно законодательству Российской Федерации и сложившейся судебной практике Исполнитель при выявлении дополнительных работ обязан уведомить Заказчика о выявленных дополнительных объемах работ.
В связи с чем, Исполнитель, действуя добросовестно и с должной степенью осмотрительности, при выявлении дополнительных работ незамедлительно уведомил Заказчика о выявленных дополнительных работах.
Однако, Заказчиком не были приняты во внимание выявленные дополнительные работы.
Выявленные работы влияют непосредственно на работы, регламентированные условиями Контракта.
Без работающего оборудования фактически не представляется возможным проводить техническое обслуживание оборудования.
Выявленные дефекты оборудования являются существенными и связаны с периодом срока эксплуатации.
В связи с чем, для устранения дефектов необходимо заменить все устаревшее оборудование или заменить вышедшую из строя деталь, которая Контрактом не регламентирована, в связи со сроком эксплуатации.
В результате, без проведения дополнительных работ не представляется возможным выполнять работы по условиям Контракта.
Представитель Участника отмечает, что Исполнитель выполнял работы согласно Графику выполнения работ, который является неотъемлемой частью Контракта.
Заказчиком работы принимались и оплачивались, что подтверждается подписанными документами о приемке в ЕИС.
Работы на объекте Заказчика проводились, что подтверждается Журналом выполнения работ.
В связи с вышеизложенным, Исполнитель в своем Ответе на Решение уведомил Заказчика, что имеет желание выполнять работы по условиям Контракта.
Исполнитель, взяв на себя взятые обязательства по Контракту, имеет цель завершить работы по условиям Контракта.
Однако, учитывая, техническое состояние оборудования на объекте Заказчика, Исполнитель, как и при ранее состоявшихся переговорах с Заказчиком, уведомляет Заказчика, что не представляется возможным проводить ремонт на оборудовании, которое в следствие своего срока эксплуатации подлежит списанию и замене.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником оказаны Услуги и приняты Заказчиком на сумму 1 539 799,62 рублей из 2 870 778,95 рублей.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "АТ" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "АТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АТ" (ИНН: 7810104530), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 июля 2024 г. N РНП-78-1235/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024