Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н. Г., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш., В присутствии представителей: от уполномоченного органа - Афанасьевой В. Ш., от Заказчика - в отсутствие представителей, 2024-10527
У С Т А Н О В И Л А
На основании обращения, содержащего информацию о нарушениях, допущенных Заказчиком - МБУК "Централизованная клубная система "Предгорье " Предгорного муниципального округа Ставропольского края", уполномоченным органом - Администрация Предгорного муниципального округа Комиссией ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок проведена проверка действий заказчика (уполномоченного органа) на предмет соответствия требованиям Федеральногоз акона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки N 0121600019024000054 "Поставка и установка софитного хозяйства " и установлено следующее: 03.04.2024 г. уполномоченным органом в ЕИС было опубликовано извещение о проведении закупки N 0121600019024000054 "Поставка и установка софитного хозяйства" . НМЦК составляет 4 546 504,06 руб. Описание объекта закупки отражено как в извещении, так и в Приложение N 1 "Описание объекта закупки" к нему.
В силу п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно 2024-10527 содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, в силу Закона N44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки, не создавая препятствия при оформлении заявки. Проанализировав представленные в материалы дела документы, Комиссией было установлено, что инструкция по заполнению заявки (Приложение N 3 к Извещению) не отвечает требования Закона N 44-ФЗ, является усложненной, запутанной, вводящей участника закупки в заблуждение. Так, например, согласно инструкции по заполнению заявки: "Требование конкретизации размеров при их перечислении через знак "*" или "х" или "x" следует читать как требование конкретизировать каждый размер в перечислении, если непосредственно перед перечислением не стоит знак ":", в противном случае следует конкретизировать только первый размер в перечислении". Используемые символы и сокращения означают: "<" - менее (при использовании заказчиком данного символа или слова "менее" участник закупки должен указать конкретные значения показателей, меньшие значений, установленных настоящей документацией); ">" - более (при использовании заказчиком данного символа или слов "более", "min", "минимум" участник закупки должен указать конкретные значения показателей, превышающие значения, установленные настоящей документацией); "не более (чем)", "до" и "max" ("максимум") - менее или равное; "не менее (чем)", символы "-" между значениями - участник закупки должен указать конкретное значение показателя. Указанные конструкции являются чрезмерно нагруженными и могут привести к ошибкам при подаче заявок, что служат препятствиями для корректного заполнения заявки участником закупки.
Таким образом, действия Заказчика исключают реализацию основных принципов контрактной системы Российской Федерации, закрепленных в ст. 6 Закона N44-ФЗ, а именно: открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, 2024-10527 ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Содержание требований инструкции и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота, либо неисполнимость положений извещения, в котором содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации, которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок. Соответственно, это служит препятствием для подачи заявки, тем самым нарушается принцип профессионализма Заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки. Кроме того, вышеуказанные требования Заказчика послужили основанием для отклонения заявки участника закупки.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлены нарушения требований ст. 42 Закона N44-ФЗ.
При этом, по итогам электронного аукциона 26.04.2024 г. заключен контракт с победителем закупки. Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А
:
1. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия Заказчика - МБУК "Централизованная клубная система "Предгорье" Предгорного муниципального округа Ставропольского края" при осуществлении закупки N 0121600019024000054 "Поставка и установка софитного хозяйства " нарушившими требования ст. 42 Закона N44-ФЗ, в связи с тем, что по итогам процедуры заключен контракт, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
2. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушения требований Закона N44-ФЗ. 2024-10527 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.Г. Пызина Члены комиссии: Е. В. Вишневская Б. Ш. Карпель 2024-10527
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 июля 2024 г. N 026/10/99-1738/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024