Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В., Членов Комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Калиниченко В.Р. в присутствии представителей: от заказчика - в отсутствии представителя, от ООО "АМ-ТЕНДЕР" - Юмагужин И.А., Байрамгулова Ю.Ф., Щербакова М.Б.
УСТАНОВИЛА:
2024-10986 В Ставропольское УФАС России из ГБУ СК "Центр молодежных проектов" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "АМ-ТЕНДЕР" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N0321200039324000058 "Оказание услуги по организации, обеспечению и проведению торжественного мероприятия, приуроченного к празднованию Дня семьи, любви и верности". В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "АМ-ТЕНДЕР" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления. Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения представителя ООО "АМ-ТЕНДЕР", проанализировав представленные материалы,
установила
следующее: 09.06.2024 г. заказчиком было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0321200039324000058 "Оказание услуги по организации, обеспечению и проведению торжественного мероприятия, приуроченного к празднованию Дня семьи, любви и верности"., НМЦК 1 000 000,00 \x{20bd} По итогам проведенной закупки победителем был признан участник - ООО "АМ-ТЕНДЕР". 01.07.2024 г. между заказчиком и ООО "АМ-ТЕНДЕР" был заключен контракт N N 2263408960524000073 на "оказание услуги по организации, обеспечению и проведению торжественного мероприятия, приуроченного к празднованию Дня семьи, любви и верности". Цена контракта составила 1 000 000,00 \x{20bd} Согласно п. 1-1 - 1.3 контракта 1.1.
Исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуги по организации, обеспечению и проведению торжественного мероприятия, приуроченного к празднованию Дня семьи, любви и верности(далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
1.2. Услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии с Заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1). 1.3.
Сроки оказания услуг определяются в соответствии с графиком оказания услуг, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 2). Место оказания услуг: Ставропольский край, г. Ставрополь, Согласно п. 2.5 контракта 2 Оплата по Контракту производится Заказчиком по факту оказанных услуг в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке оказанных услуг, предусмотренного частью 13 статьи 94 Федерального закона (далее - документ о приемке).
В силу п. 3.1 3.1.
Исполнитель обязуется 2024-10986 2 3.1.1.
Оказать услуги, указанные в пункте 1.1 настоящего Контракта, в соответствии с заданием. 3.1.2.
В случае изменения любых из следующих сведений: место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица, банковских реквизитов, смене руководителя, отзыве доверенностей - в трехдневный срок сообщать о соответствующих изменениях Заказчику. Уведомление должно быть направлено в письменной форме, а также средствами факсимильной связи. 3.1.3.
По окончании оказания услуг по настоящему Контракту до даты формирования Исполнителем документа о приемке в единой информационной системе, представить отчетность по призовой продукции (далее - "отчетные документы"), включающую в себяведомость призового фонда с указанием наименованияи стоимости приза, содержащейФИО и подписи получателей, в сроки, определенные Графиком оказания услуг (Приложение 2).
В силу п. 3.2 3.2.
Заказчик обязуется: 3.2.1.
Принимать оказанные услуги, проверяя их состав и качество на соответствие требованиям Задания. 3.2.2.
Подписывать оформленные надлежащим образом документы о приемке либо направлять Исполнителю мотивированный отказ от подписания вышеназванных документов. 3.2.3.
Оплачивать своевременно услуги, оказанные надлежащим образом в порядке, предусмотренном разделом II настоящего Контракта.
3.3. Исполнитель вправе: 3.3.1.
Привлекать для оказания услуг соисполнителей. В случае привлечения соисполнителей, Исполнитель несет ответственность за их действия перед Заказчиком.
Согласно п. 10.1 контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что взятые на себя обязательства Общество не исполнило, заказчик 06.07.2024 г. принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, в котором отражено следующее: "... по состоянию на 18.00 05.07.2024 г. исполнителем не выполнены существенные условия контракта - не предоставлена информация о реализации второго формата - альтернативные площадки и получен отказ в предоставления услуг кейтеринга. В связи с чем, заказчком было принято решение об отменен мероприятия... ".
Также было установлено, что Обществом было со своей принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке 06.07.2024 г., в связи с тем, что " ... заказчик препятствовал качественному и своевременному оказанию услуг ...". 2024-10986 3 Вместе с тем, комиссией было установлено, что Решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке было размещено 06.07.2024 г. в 19: 30, когда как Решение Общества о расторжении контракта в одностороннем порядке было размещено 06.07.2024 19:55.
Предметом рассмотрения данного дела является именно обращение заказчика о включении в РНП Общества, по итогам принятого решения заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Частью 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 779 Гражданского Кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса. В ст. 783 Гражданского Кодекса РФ указано, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. В свою очередь, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона. Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства. В связи с вышеизложенным на основании ст.ст. 717, 782, 783 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 10.1.
Контракта Заказчиком 06.07.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2263408960524000073 на "оказание услуги по организации, обеспечению и проведению торжественного мероприятия, приуроченного к празднованию Дня семьи, любви и верности" от 01.07.2024 г. Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об 2024-10986 4 одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части. Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение размещено Заказчиком 06.07.2024 г. в единой информационной системе, 06.07.2024 г. Общество уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, исходя из положений ч. 12.1, 13, 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым - 17.07.2024 г. Рассмотрев письменные и устные позиции сторон, а также представленные в материалы дела документы и сведения, комиссия пришла к следующим выводам:
1. Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, ООО "АМ-ТЕНДЕР" предпринимал действия, свидетельствующие о намерении исполнить Контракт, а именно в рассмотрении дела участвовали представители Общества, предоставив письменные объяснения, а также подтверждающие документы, свидетельствующие о принятии мер к исполнению взятых на себя 2024-10986 5 обязательств:
- договор проката оборудования N10-7/24 от 05.06.2024 г.
- договор безвозмездного оказания услуг N 169 от 02.07.2024 г. (о предоставлении услуг ведущего мероприятия "День семьи, любви и верности") - переписка с заказчиком, в том числе и согласовании проведении площадок для мероприятия.
- Заказаны товары, необходимые для призового фонда в рамках проводимого мероприятия (бытовая техника - кухонный комбайн - Счет на оплату N 05072024-3 от 05.07.2024 г. услуг по техническому обеспечению (световое, звуковое оборудование, предоставление экрана) на сумму 80 000, 00 руб. Необходимо так же отметить, что бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Таким образом, Обществом предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта, следовательно, в его действиях отсутствует недобросовестное поведение.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся документы, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "АМ-ТЕНДЕР в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Исходя из имеющейся переписки и документов по исполнению контракта судом установлено, что предприниматель при исполнении контракта не использовало свои гражданские права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, не действовал в обход закона с противоправной целью, не уклонялся от выполнения работ, предпринимал действия, направленные на выполнение работ по контракту, само по себе обстоятельство расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке без наличия доказательств, подтверждающих умышленный характер действий (бездействия) исполнителя, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от исполнения (заключения) контракта предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального 2024-10986 6 намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя закупки. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом признанным победителем конкурса, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Соответственно, если участник действовал добросовестно и приложил все усилия для соблюдения требований законодательства, он не подлежал включению в реестр недобросовестных поставщиков, а соответствующее решение управления подлежит признанию недействительным, (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу А63-12059/2020 от 10.06.2021).
Исходя из требований Закона N 44-ФЗ, подпункта "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, а также установленного судом выше следует, что Общество принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта, во исполнении своих обязательств предпринимало все доступные попытки для выполнения взятых на себя обязательств по контракту.
3. Отказ заказчика от исполнения контракта не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с Законом N 44-ФЗ, что подтверждается выводами и отражено в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241.
В Определениях от 15.01.2021 N 306-ЭС20-22753, от 25.10.2021 N 306-ЭС21- 19470 Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию нижестоящих судебных инстанций, согласно которой с ам по себе о дносторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком обществе в реестр недобросовестных поставщиков. При рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является 2024-10986 7 только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
4. Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Правил N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, установлены, на рассмотрение сторонами представлены При этом, Комиссия
установила:
2024-10986 8 поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "АМ-ТЕНДЕР", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "АМ-ТЕНДЕР" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "АМ-ТЕНДЕР" в реестр недобросовестных поставщиков. 2024-10986 9 На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "АМ-ТЕНДЕР" в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Г.В. Золина Члены комиссии: Б.Ш. Карпель В.Р. Калиниченко Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 2024-10986 10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 июля 2024 г. N 026/10/104-1706/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2024