Резолютивная часть решения оглашена 29.07.2024
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) рассмотрела жалобу ООО "Торгово-сервисная компания "ОМЕГА" (Ивановская область, г. Фурманов) на положения извещения об электронном аукционе на закупку медицинского изделия - системы кардио-респираторного нагрузочного тестирования для нужд ГБУЗ ВО "Областной центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" (N закупки 0128200000124003582), в открытом заседании
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/23-495/2024 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
22.07.2024 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Торгово-сервисная компания "ОМЕГА" (далее ООО "ТСК ОМЕГА", заявитель, Общество) на положения извещения об электронном аукционе на закупку медицинского изделия - системы кардио - респираторного нагрузочного тестирования для нужд ГБУЗ ВО "Областной центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" (N закупки 0128200000124003582).
В жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки составлено с нарушениями требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановления Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878
"О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.
В частности, заявитель указал, что в описании объекта закупки электронного аукциона N 0128200000124003582 необоснованно установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее- КТРУ), что в свою очередь привело к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Кроме того, заказчик объединил в одном лоте как минимум два отдельных медицинских изделий.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, признать в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель заказчика возразил относительно существа жалобы, выразив мнение о ее необоснованности, при этом пояснив, что данная закупка осуществляется в целях реализации Приказа Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" (приложение N 1), который включает в себя программу медицинских осмотров, включая углубленные медицинские обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом. "Нагрузочное тестирование с использованием эргометрии с субмаксимальной или максимальной (до отказа от работы) нагрузками с проведением ЭКГ, газоанализа в соответствии с методическими рекомендациями, сообразно с видом спорта, характером и амплитудой выполняемой спортсменом работы, с целью:
а) выявления жизнеургожающих состояний и имеющихся патологических изменений;
б) оценки физической работоспособности.
В потребность заказчика входит закупка комплекса оборудования совместимого друг с другом, включающего в себя нагрузочное устройство, беспроводной кардиорегистратор и оборудование для газоанализа.
Для этих целей Заказчиком был проанализирован рынок нагрузочных стресс-систем, при этом в учет принимались только медицинские изделия с действующими регистрационными удостоверениями.
По результатам исследования как минимум два производителя (отечественный и иностранный) подходят под вышеуказанную потребность Заказчика: "Комплектация для нагрузочного тестирования под контролем ЭКГ "Эргопойнт", РУ от 11.07.2022 N РЗН 2019/8689, производства ООО "Нейросот" и "Аппарат для кардиологического стресс-тестирования "CASE" с принадлежностями", РУ от 01.03.2024 N ФСЗ 2008/02168. В отношении газоанализа отечественных систем на рынке не представлено, так, под потребность Заказчика подходят как минимум "Система кардио-респираторной нагрузочной диагностики, варианты исполнения MetaLyzer ЗВ, MetaSwim, MetaMax ЗВ, с принадлежностями", РУ от 26.01.2015 N РЗН 2015/2312, производства "КОРТЕКС Биофизик ГмбХ" и "Система кардиореспираторной нагрузочной диагностики Ergostik", РУ от 21.01.2022 N РЗН 2022/16363, производства "Гератерм Респиратори ГмбХ".
При этом между вышеперечисленным медицинским оборудованием присутствует полная совместимость на программном уровне, то есть нагрузочное устройство, в настоящем случае это велоэргометр имеет возможность управления (изменение уровня нагрузки, передача данных с велоэргометра) через программное обеспечение, являющееся неотъемлемой частью общей системы, то есть через кардиорегистратор или газоанализатор. Также существует совместимость газоанализатора с велоэргометром и кардиорегистратором (в отношении одновременной передачи данных, полученных с оборудования) в общее (единое) программное обеспечение, являющееся неотъемлемой частью общей системы.
Эта совместимость подтверждается руководствами по эксплуатации и регистрационными удостоверениями на перечисленное оборудование.
Кроме того, в ходе проведенного анализа выявлено несоответствие характеристик, установленных в КТРУ, потребности заказчика, а именно:
- в указанном КТРУ нет ни одной характеристики, которая бы касалась технических характеристик кардиорегистратора, тогда как потребность Заказчика направлена на закупку исключительно 12 канального беспроводного кардиографа с внутренним питанием для работы оборудования до 8 рабочих часов без смены батарей;
- кроме самого нагрузочного устройства (в данном случае велоэргометра) в техническом задании необходимо предусмотреть набор типовых протоколов для проведения нагрузочного тестирования, а также возможность создания собственных протоколов при индивидуальных особенностях пациентов. Это продиктовано Клиническими рекомендациями Российского общества кардиосоматической реабилитации и вторичной профилактики и Российского кардиологического общества;
- зарегистрированные биоэлектрические потенциалы с тела пациента должны не просто быть сняты, а подлежат первичному анализу, однако в коде вообще не предусмотрено программного обеспечения, по сути являющееся "сердцем" всей системы. Нет понимания как все параметры, регистрируемые с различных элементов системы, будут поступать в ПО и будет ли это единое ПО, совместимое со всеми элементами, или отдельное для каждого элемента.
- важным элементом "Системы кардио-респираторного нагрузочного тестирования" для Заказчика является система газоанализа, которая вообще не предусмотрена в указанном коде КТРУ (но является обязательной для учреждения в силу Приказа Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н). Газоанализатор - контрольно-измерительное устройство, предназначенное для измерения состава и количества концентраций одного измеряемого газа или группы измеряемых газов и паров в газовоздушной смеси. А Заказчику требуется именно медицинское изделие, предназначенное для неинвазивной оценки реакции сердечно-сосудистой и дыхательной системы пациента на физические нагрузки. При этом на каждом дыхательном цикле при помощи газоанализаторов регистрируются показатели объема дыхания, потребления кислорода (O2) и выделения диоксида углерода (CO2) под нагрузкой. Подразумевается, что во время проведения стресс-теста с помощью конкретного нагрузочного устройства, в данном случае велоэргометра, пациент надевает маску и/или берет в рот загубник (мундштук) с трубкой отвода газа к газоанализаторам.
В КТРУ предусмотрен только параметр "Спирометр", функционал которого отличается от газоанализатора. В соответствии с "ГОСТ Р ИСО 26782-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Анестезиологическое и респираторное оборудование. Спирометры, предназначенные для измерения параметров форсированного выдоха человека. Технические требования и методы испытаний" спирометр - это устройство для записи объемов форсированного выдоха за определенный период времени. Таким образом, это оборудование не анализирует состав и концентрацию вдыхаемого и/или выдыхаемой газовой смеси, его также невозможно использовать в динамике на нагрузочном устройстве.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик не допустил ограничение характеристик путем установления характеристик с учетом специфики деятельности учреждения. Более того, исключение данных характеристик несет риск поставки наиболее удешевленного оборудования, которое по функциональным характеристик не соответствует потребности заказчика. Поставка подобного оборудования грозит нецелевым расходованием денежных средств и выявлению нарушений со стороны Росздравнадзора.
На основании изложенного представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа указал, что согласно п.2.1.8 порядка взаимодействия уполномоченный орган Владимирской области рассматривает извещения об осуществлении закупки заказчиков Владимирской области в части установления требований к участникам закупок, существенных условий контракта на соответствии Федеральному закону N44-ФЗ.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.07.2024 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000124003582 о проведении электронного аукциона на закупку медицинского изделия - системы кардио - респираторного нагрузочного тестирования для нужд ГБУЗ ВО "Областной центр лечебной физкультуры и спортивной медицины".
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 993 333,00 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг каталог используется заказчиками в целях: а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке); контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками; б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Как следует из материалов дела предметом электронного аукциона является система кардио-респираторного нагрузочного тестирования, с кодом ОКПД2 32.50.50.190. Описание объекта закупки указано в приложением N2 к извещению.
При осуществлении указанного описания заказчик руководствовался своей потребностью, а именно:
- потребность Заказчика направлена на закупку исключительно 12 канального беспроводного кардиографа с внутренним питанием для работы оборудования до 8 рабочих часов без смены батарей;
- кроме самого нагрузочного устройства (в данном случае велоэргометра) в техническом задании необходимо предусмотреть набор типовых протоколов для проведения нагрузочного тестирования, а также возможность создания собственных протоколов при индивидуальных особенностях пациентов. Это продиктовано Клиническими рекомендациями Российского общества кардиосоматической реабилитации и вторичной профилактики и Российского кардиологического общества;
- зарегистрированные биоэлектрические потенциалы с тела пациента должны не просто быть сняты, а подлежат первичному анализу, однако в кодах КТРУ вообще не предусмотрено программного обеспечения, по сути являющееся "сердцем" всей системы,
- важным элементом "Системы кардио-респираторного нагрузочного тестирования" для Заказчика является система газоанализа, которая вообще не предусмотрена в указанных кодах КТРУ (но является обязательной для учреждения в силу Приказа Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н). Газоанализатор - контрольно-измерительное устройство, предназначенное для измерения состава и количества концентраций одного измеряемого газа или группы измеряемых газов и паров в газовоздушной смеси. А Заказчику требуется именно медицинское изделие, предназначенное для неинвазивной оценки реакции сердечно-сосудистой и дыхательной системы пациента на физические нагрузки. При этом на каждом дыхательном цикле при помощи газоанализаторов регистрируются показатели объема дыхания, потребления кислорода (O2) и выделения диоксида углерода (CO2) под нагрузкой. Подразумевается, что во время проведения стресс-теста с помощью конкретного нагрузочного устройства, в данном случае велоэргометра, пациент надевает маску и/или берет в рот загубник (мундштук) с трубкой отвода газа к газоанализаторам.
Таким образом, предложенный заявителем код КТРУ не соответствует потребностям ГБУЗ ВО "Областной центр лечебной физкультуры и спортивной медицины".
Таким образом, указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективным потребностям заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Закон о контрактной системе в сфере закупок, не предусматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
Кроме того, заказчиком в материалы дела представлена информация, что описанию объекта закупки соответствуют два производителя "Комплектация для нагрузочного тестирования под контролем ЭКГ "Эргопойнт", РУ от 11.07.2022 N РЗН 2019/8689, производства ООО "Нейросот" и "Аппарат для кардиологического стресс-тестирования "CASE" с принадлежностями", РУ от 01.03.2024 N ФСЗ 2008/02168.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее постановление Правительства от 05.02.2015 N102) установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Как было указано ранее, предметом электронного аукциона является система кардио-респираторного нагрузочного тестирования, с кодом ОКПД2 32.50.50.190.
Таким образом, нарушения постановления Правительства от 05.02.2015 N 102 заказчиком не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торгово-сервисная компания "ОМЕГА" на положения извещения об электронном аукционе на закупку медицинского изделия - системы кардио-респираторного нагрузочного тестирования для нужд ГБУЗ ВО "Областной центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" (N закупки 0128200000124003582), по доводам изложенной в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 29 июля 2024 г. N 033/06/23-495/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024