На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России; члены Комиссии: О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; О.И. Аркадьева - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, при участии представителей: заказчика - муниципального казенного учреждения "Калининградская служба заказчика": А.Ю. Цоколовой (по доверенности), Н.Н. Белякова (по доверенности), исполнителя - ООО "Гидропроект-М": В.В. Васильева (по доверенности); И.В. Журавлева (по доверенности); А.Н. Исаева (по доверенности), рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи обращение, поступившее от муниципального казенного учреждения "Калининградская служба заказчика" (вх. N 5640/24 от 23.07.2024) (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Гидропроект-М" (ИИН 7709475991, 101000, г. Москва, пер. Большой Спасоглинищевский, д. 9, стр.
1) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, объектом закупки которого является выполнение инженерных изысканий, разработка проектно-сметной документации по объекту: "Обустройство общественного кладбища (размещение мест погребения) на 1 земельном участке, расположенном по адресу Калининградская область, Гурьевский район, пос. Медведевка, для нужд городского округа "Город Калининград" (извещение N 0835300000223000170) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
1) Дата размещения на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении Аукциона - 23.10.2023.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 7 733 333,33 рублей.
3) По результатам подведения итогов (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2023 NИЗК1) победителем закупки признано - ООО "Гидропроект-М" (далее - Общество). Предложение о цене контракта составило - 7 694 666,00 рублей.
4) 03.11.2023 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт (реестровый номер N 3390407215623000176) на выполнение инженерных изысканий, разработку проектно-сметной документации по объекту: "Обустройство общественного кладбища (размещение мест погребения) на земельном участке, расположенном по адресу Калининградская область, Гурьевский район, пос. Медведевка, для нужд городского округа "Город Калининград" по закупке N 0835300000223000170, (далее - Контракт).
5) 12.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
6) 23.07.2024 Заказчиком направлено в Калининградское УФАС России обращение о включении сведений об ООО "Гидропроект-М" (вх. N 5640/24) в реестр недобросовестных поставщиков. На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 03.11.2023 был заключен Контракт. Срок выполнения работ 150 календарных дней с даты заключения Контракта, то есть до 01.04.2024, включая передачу Заказчик всех комплектов проектно-сметной документации, проверенной в ГАУ КО "ЦПЭиЦС". В рамках исполнения своих обязательств по Контракту Заказчик предоставлял Обществу необходимые для выполнения работ согласования и документацию, вопросы, непосредственно, связанные с выполнением работ, решались Заказчиком своевременно и оперативно, также Заказчиком неоднократно в адрес Общества направлялись претензиии и замечания по срокам, качеству и объемам выполненных работ, однако Общество никаких действий по исполнения обязательств и устранению нарушения не предпринимало. 12.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнении Контракта. На дату принятия решения обязательства Обществом не исполнены, просрочка составляет 103 дня. Вопрос о необходимости включении в реестр недобросовестных поставщиков Заказчик оставляет на усмотрение Комиссии антимонопольного органа. В обоснование своей позиции представители ООО "Гидропроект-М" на заседании Комиссии пояснили, что Общество добросовестно 03.11.2023 приступило к выполнению работ, предусмотренных Контрактом, направив Заказчику письмо N 420/23 (приложение N 7) о назначении ответственных за взаимодействие с Заказчиком специалистов. В ходе выполнения своих обязательств по Контракту Общество делало всё возможное для его исполнения в обусловленные сроки, однако срыв общих сроков произошёл исходя из следующих обстоятельств:
1) Несвоевременное оказание (неоказание) содействия Заказчиком: А) несвоевременное предоставление Заказчиком градостроительного плана земельного участка, который неоднократно запрашивался в рабочем порядке и официальными запросами, а передан лишь 31.01.2024 с письмом 333/ез-н за один день до окончания 1 стадии 2 этапа; Б) Исправления ошибок Заказчика. Изначально Заказчиком в приложении N 1 к Контракту был указан кадастровый номер участка 39:03:040023:757 разделённого в процессе производства работ по Контракту. Данное условие Контракта было изменено 12.02.2024 (путём заключения дополнительного соглашения N 1 к Контракту), в связи с получением Заказчиком разъяснительного письма администрации ГО "Калининград" N и-КМИ- 2024-4074 2 009/1121 от 16.01.2023.
Данное обстоятельство повлекло за собой внесение изменений в разработанные Подрядчиком разделы проектной документации и изыскания; В) Отсутствие согласований либо несвоевременное согласование Заказчиком отдельных разделов проектной документации повлекло за собой срыв общих сроков выполнения работ.
2) Непредвиденных обстоятельств, которые повлияли общий срок выполнения работ по Контракту. Общество полагает, что основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта отсутствовали, как и основания для включения сведений об ООО "Гидропроект-М" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку на момент принятия решения Заказчику переданы:
а) Инженерные изыскания в полном объёме;
б) Проектная документация в объёме, который разработан Обществом в отсутствии содействия Заказчика. Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные представителями сторон доводы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. 03.11.2023 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт (реестровый номер N 3390407215623000176) на выполнение инженерных изысканий, разработку проектно-сметной документации по объекту: "Обустройство общественного кладбища (размещение мест погребения) на земельном участке, расположенном по адресу Калининградская область, Гурьевский район, пос. Медведевка, для нужд городского округа "Город Калининград".
Согласно пункту 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства выполнить инженерные изыскания, разработку проектно-сметной документации по объекту: "Обустройство общественного кладбища (размещение мест погребения) на земельном участке, расположенном по адресу Калининградская область, Гурьевский район, пос. Медведевка, для нужд городского округа "Город Калининград" (далее - Работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение N1), определяющим объем и содержание работ, расчетом цены контракта (Приложение N2) и сдать результат Работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта результатом предусмотренных Контрактом Работ является проектно-сметная документация и результаты инженерных изысканий с положительным заключением государственной экспертизы, положительным заключением государственной экологической, санитарно-гигиенической, санитарно-эпидемиологической экспертизы, разработанной в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а также требованиями действующего законодательства (в том числе государственными стандартами, строительными, санитарно-эпидемиологическими нормами, законодательству об охране окружающей среды, о пожарной безопасности, иным нормам и правилам, предусмотренным действующим законодательством). 2024-4074 3 Согласно пункту 2.2 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения контракта 150 (сто пятьдесят) календарных дней. Срок исполнения контракта: с даты заключения контракта 195 (сто девяносто пять) календарных дней.
В соответствии с пунктом 8 Приложения N 1 к Контракту "Техническое задание" предусмотрена следующая стадийность проектирования: 1 этап - 40 (сорок) календарных дней с даты заключения контракта:
- сбор и обработка исходных данных, необходимых для выполнения работ;
- выполнение работ по инженерно-геодезическим, инженерно-геологическим, инженерно- экологическим, инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, иным изысканиям (при необходимости), - разработка проектной документации. 2 этап - 110 (сто десять) календарных дней с даты окончания 1 этапа, в том числе: 1 стадия - 50 (пятьдесят) календарных дней:
- согласование проектной документации:
- заказчиком;
- службами, выдавшими технические условия;
- инженерными службами города, сети и сооружения которых расположены в границах проектирования объекта, (в случае размещения элементов благоустройства в охранных зонах этих сетей и сооружений);
- разработка сметной документации. 2 стадия - 45 (сорок пять) календарных дней с даты окончания 1 стадии:
- получение положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий;
- получение положительного заключения государственной экологической, санитарно- гигиенической, санитарно-эпидемиологической экспертизы проектно-сметной документации; 3 стадия - 15 (пятнадцать) календарных дней с даты окончания 2 стадии:
- разработка рабочей документации. 03.11.2023 Общество в адрес Заказчика направило письмо (исх. N 420/23), в котором сообщило, что приступило к выполнению работ. 15.11.2023 Общество в адрес Заказчика направило письмо (исх. N 429/23), в котором сообщило, что в результате сбора исходных данных (с 13.11.2023 по 16.11.2023) установлено что на земельном участке с кадастровым номером 39:03:040023:757, что при разработке проекта потребуются дополнительные мероприятия:
- по водопонижению поскольку на участке грунтовые воды (подземные воды), расположенные близко к поверхности земли;
- по демонтажу фрагментов фортификации сооружений, находящихся на земельном участке, в связи с чем специалисты Общества пришли к выводу, что стоимость работ по обустройству общественного кладбища на данным земельном участке может быть очень затратной для Заказчика и превышать заложенные в бюджет средства на реализацию проекта. Данная информация Обществом была сообщена для принятия Заказчиком решения об экономической целесообразности обустройства общественного кладбища на земельном участке с кадастровым номером 39:03:040023:757.
Письмами от 23.11.2023 (исх. N 440/23), от 05.12.2023 (исх. N 466/23), от 11.12.2023 (исх. N 486/23) Общество в адрес Заказчика направляло на рассмотрение и согласование:
- схему планировочной организации земельного участка (ПЗУ);
- схему планировочной организации земельного участка (ПЗУ) с новым границами участка 757:ЗУ1; схему расположения скважин для подготовки инженерно-геологических изысканий. Далее письмами от 15.12.2023 (исх. N 515/сз-и), от 25.12.2023 (исх. N 5280/сз-и), от 01.03.2024 (исх. N 861/сз-и) Заказчик согласовал выше представленные Обществом схемы. Письмом от 31.01.2024 (исх. N 333/сз-и) Заказчик представил Обществу градостроительный план земельного участка. 2024-4074 4 На заседании Комиссии представители Общества пояснили, что несвоевременное согласование и представление необходимой информации Заказчиком повлекло за собой срыв общих сроков выполнения работ.
Также, к срыву срока исполнения Контракта привело изменение кадастрового номера земельного участка.
Согласно пункту 6 Приложения N 1 к Контракту "Техническое задание" территорией проектирования является земельный участок с кадастровым номером 39:03:040023:757, площадь ЗУ - 7,7495 га. 12.02.2024 на основании письма администрации ГО "Калининград" (исх. N и-КМИ-009/1121 от 16.01.2023) между Заказчиком и Обществом заключено дополнительное соглашение N 1 Контракту которым была изменена территория проектирования на земельный участок с кадастровым номером 39:03:040023:796, площадью ЗУ - 71670 +/- 23 га путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:03:040023:757 на ( ЗУ с КН 39:03:040023:796, 39:03:040023:797).
Как поясняет Общество данное обстоятельство в дальнейшем повлекло за собой внесение изменений в разработанные разделы проектной документации и изыскания, что как следствие изменение результата работ, не обусловленного извещением об осуществлении закупки и дополнительные затраты времени и средств для внесения изменений в уже разработанные разделы документации и инженерные изыскания.
Также, Общество указывает, что в целях соблюдения нормативных документов проектом предусматривается понижение грунтовых вод путем устройства насыпи. Проектируемая отметка отсыпки для соблюдения норм СанПиН, а также исходя из существующего положения грунтовых вод на участке должна быть не менее 1,9 метра выше уровня существующего рельефа, на некоторых участках насыпь доходит до 6 метров (в целях соблюдения нормативных уклонов). Ввиду просьбы Заказчика об уменьшении насыпи, полученной в рабочем порядке на рабочем совещании 05.04.2024, был подготовлен второй вариант плана организации рельефа, а также протокол совещания и направлен Заказчику письмом исх. N 290/24 от 04.06.2024, однако ответ от Заказчика получен не был. Ввиду того, что работы выполнялись с отставанием от срока, установленного Контрактом Заказчиком направлялись претензии (исх. N 1896/сз-и от 08.05.2024, исх. N 2100/сз-и от 23.05.2024, исх. N 2617/cз-и от 25.06.2024).
Согласно пункту 13.1 Контракта досрочное расторжение контракта может иметь место по соглашению Сторон, в судебном порядке либо в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта предусмотрено в подпункте 13.1.1 Контракта. 12.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 22.07.2024 Общество в адрес Заказчика направило письмо (исх. N 355/24) с приложением выполненных разделов проектной документации. 23.07.2024 согласно сведениям с ЕИС Контракт расторгнут.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по 2024-4074 5 осуществлению государственных и муниципальных закупок. Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы в соответствии с пунктом 2 Приказ ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, что возлагает на него обязанность соблюдения конституционных прав субъектов экономических правоотношений. Субъективным критерием недобросовестности как основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков является умысел на уклонение от заключения и исполнения условий контракта, которое предполагает недобросовестное поведение победителя закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречии с требованиями Закона о контрактной системе. Из анализа представленных материалов Комиссия приходит к выводу, что Общество не отказывалось от исполнения Контракта, а наоборот пыталось исполнить свои обязательства. Так, письмом от 18.12.2023 (исх. N 500/23) Общество сообщило, что 15.12.2023 были выполнены полевые работы по инженерным изысканиям. Далее письмами (исх. N 52/24 от 30.01.2024, N 285/24 от 30.05.2024, N 323/24 от 25.06.2024, N 304/24 от 11.06.2024, N 355/24 от 22.07.2024 Обществом передавались Заказчику инженерные изыскания, проектная документация. Комиссия полагает, что применительно к данному обращению Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе антимонопольный орган не может ограничиться формальной констатацией ненадлежащего исполнения им обязательств по Контракту, а в числе прочего должен учитывать характер и степень тяжести допущенных Обществом нарушений, совокупность действий его, направленных на исправление сложившей ситуации, а также учитывать одну из целей Федеральной антимонопольной службы - создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям. Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив доводы Заказчика и Общества, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае пропуск срока исполнения обязательств, возник по объективным обстоятельствам, независящим от Общества, в том числе изменения кадастрового номера земельного участка, а предъявленные Заказчиком по материалам замечания, не могут в рассматриваемом случае являться подтверждением недобросовестного поведения Общества при исполнении им обязательств по Контракту. При изложенных обстоятельствах, сведения об ООО "Гидропроект-М" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В заседании комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении обращения, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, направленные муниципальным казенным учреждением "Калининградская служба заказчика" (вх. N 5640/24 от 23.07.2024) в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "Гидропроект-М" (ИИН 7709475991, 101000, г. Москва, пер. Большой Спасоглинищевский, д. 9, стр. 1, учредитель/генеральный директор - Вадим Викторович Петрушенко ИНН 400701929754) не включать. 2024-4074 6 Председатель комиссии И.С. Болтенко Члены комиссии: О.И. Филатов О.И. Аркадьева Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 2024-4074 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 2 августа 2024 г. N 039/10/104-642/2024 (ключевые темы: земельный участок - реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - проектно-сметная документация - инженерные изыскания)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024