Резолютивная часть оглашена
24.07.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе комиссии:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение государственного казенного учреждения здравоохранения "Самарский областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ФОРМАТЕКС" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на поставку матраца для создания областного запаса медицинского имущества гражданской обороны и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций для ГКУЗ МЦ "Резерв" (0142200001324005906, начальная (максимальная) цена контракта - 2 665 965,00),
в присутствии представителей до и после перерыва: от Заказчика, от Уполномоченного органа (доверенности), от Общества представитель не подключился, ходатайство не заявлял, извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения,
У С Т А Н О В И Л А:
15.04.2024 между ГКУ здравоохранения "Самарский областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" (далее - Заказчик) и ООО "ФОРМАТЕКС" заключен контракт N 0142200001324005906 на поставку матраца для создания областного запаса медицинского имущества гражданской обороны и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций для ГКУЗ МЦ "Резерв".
Согласно пункту 1.1. контракта предметом настоящего контракта является: Поставка матраца для создания областного запаса медицинского имущества гражданской обороны и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций для ГКУЗ МЦ ''Резерв''(далее Товар).
Согласно пункту 1.2. контракта наименование, количество, характеристика, стоимость Товара указываются в Спецификации (приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 3.1. контракта установлено, что качество поставляемого товара должно соответствовать требованиям документов стандартизации и технического регулирования (ГОСТ, ТУ и других), установленных для данного типа (вида) Товара, подтверждаться сертификатом и иными документами на русском языке. Требования к качеству и комплектности Товара указываются в Техническом задании.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта место, сроки, условия (периоды) поставки и порядок приема-передачи Товара, включая перечень документов по исполнению обязательств, предоставляемых Поставщиком, указываются в Техническом задании (Приложении N 2 к Контракту) и (или) Контракте.
Поставка Товара осуществляется отдельными партиями по ежемесячной заявке Заказчика. Заявка на поставку Товара подается посредством телефонной, факсимильной связи, телефонограммы или электронной почты до 25 числа текущего месяца в количестве, исходя из потребности Заказчика. Сроки поставки Товара отдельными партиями по ежемесячной заявке: в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
Электронный адрес, телефон/факс Поставщика для направления заявки Заказчиком сообщается письменно на бумажном носителе в течение 1 рабочего дня со дня заключения контракта. Поставщик обязан письменно (на бумажном носителе, с подписью и печатью) посредством электронной почты (сканированный документ) или факсимильной связи уведомлять Заказчика о получении им заявок в день их получения.
В случае поставки Товара одной партией поставка осуществляется в срок, установленный Техническим заданием.
Непосредственно в день поставки товара Заказчику Поставщик формирует и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
Документ о приемке, указанный в Контракте, оформляется Поставщиком с детализацией фактически поставленного товара, предусмотренной функционалом единой информационной системы (указывается тип, марка, модель, производитель, торговое наименование и т.п. (при отсутствии данных идентификационных признаков товаров в контракте)).
Пунктом 4.7 контракта установлено, что при приемке товара Заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком товаров, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона о контрактной системе.
17.04.2024 ООО "Форматекс" осуществил поставку первой партии матрацев на медицинский склад N 16 в количестве 235 шт.
19.04.2024 ООО "Форматекс" осуществил поставку партии матрацев на медицинский склад N 10 в количестве 391 шт.
20.04.2024 ООО "Форматекс" осуществил поставку матрацев на медицинский склад N 16 в количестве 265 шт.
Поставка Обществом осуществлена без документов, подтверждающих качество поставленной продукции, на упаковочных мешках отсутствуют бирки.
При проведении приёмки партии готовых изделий Заказчиком обнаружены следующие виды брака:
- изделия имеют дыры, пробоины, просечки, отверстия разных размеров 40 изделий;
- частично отсутствуют пиковки на матрасах, в местах пиковок ткань повреждена 55изделий;
- не имеют этикетки 7 изделий;
- не прошиты или частично не прошиты швы 7 изделий.
При контроле изделий выявлено, что матрасы изготовлены из ткани низкой, разной плотности.
В связи с наличием брака наружного чехла матрацев приёмочная комиссия установила несоответствия характеристик ткани чехла характеристикам, указанным в контракте. Вместе с тем, самостоятельно приёмочная комиссия не имеет технической возможности провести экспертизу ткани матрасов, в связи с чем Заказчиком было принято решение направить претензию поставщику о добровольной замене поставленной продукции.
В результате переписки между ГКУЗ МЦ "Резерв" и ООО "Форматекс" не получено положительного результата о замене в добровольном порядке по причине поставки товара не соответствующего Техническому заданию Заказчика.
Заказчик принял решение о проведении экспертизы с привлечением экспертной организации, о чём поставил в известность поставщика (письмо N 254/1 от 25.04.2024 г.) и просил общество присутствовать при проведении экспертизы, с указанием места, даты и время отбора проб.
Вместе с тем, поставщик своего представителя для отбора проб для проведения экспертизы не направил.
26.04.2024 для подтверждения качества поставленного товара Заказчиком заключен договор с экспертной организацией АНО "Самараэкспертиза" ТПП СО (Контракт N 7 от 24.06.2024).
Согласно акту экспертизы N 007 03 00083 предъявленная партия матрацев поступивших в адрес ГКУЗ МЦ "Резерв" не соответствует требованиям "Описания объекта закупки" Приложения к техническому заданию и Техническому заданию Приложения N 2 к Государственному контракту N 0142200001324005906 от 15.04.2024 г:
- по показателю поверхностная плотность ткани чехлов матрацев;
- по фактическому составу ткани чехлов матрацев;
- по показателю разрывная нагрузка ткани чехлов матрацев, а также установлено, что раскрой ткани для чехлов матрацев выполнен в поперечном расположении.
Установлено несоответствие фактических линейных размеров матрацев, размерам указанным изготовителем на товарных ярлыках и требованиям "Описание объекта закупки" Приложение к техническому заданию и к техническому заданию Приложение N2 к государственному контракту на поставку товара N 0142200001324005906 от 15.04.2024 г.
17.05.2024года в адрес поставщика направлены документы: копия Акта экспертизы Ф-К N 007 03 00083 от 16.05.2024 г, письмо N 311 от 17.05.2024 г. с просьбой в кротчайшие скоки произвести замену забракованного товара.
13.06.2024 года и 24.06.2024 года в адрес поставщика направлены письма NN 376; 413 о своевременной поставке товара с указанием срока окончания исполнения контракта.
24.06.2024 года Поставщик направил в адрес Заказчика письмо N 3-0624 о невозможности поставки товара в соответствии с условиями контракта и предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Поскольку товар поставщиком не поставлен, 04.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и разместил в ЕИС. Решение вступило в законную силу 15.07.2024.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно письменным пояснениям Общества: "В результате переговоров с представителем Заказчика нами был направлен образец матраца 05.04.2024 г. почтой России EF279938018RU (в соответствии с п 4.1. Контракта: -"Заказчик вправе потребовать от Поставщика представления образца Товара при единовременной поставке или перед поставкой первой партии Товара").
Образец был получен Заказчиком 9.04.2024 г., после чего нами было получено письмо от 10.04.2024 г. N213 о поставке всей партии товара согласно образцу.
В соответствии с п 6.1.5 Контракта ( 6.1.5. В случае направления Заказчиком заявки на поставку образца Товара согласно пункту 5.1.8 Контракта, Поставщик вправе приступить к поставке всей партии. Товара в порядке, предусмотренном пунктом 4.1 Контракта, только после утверждения Заказчиком образца Товара.) 19.04.2024 г. нами была осуществлена первая партия поставки матрасов на сумму 650 766,00 (шестьсот пятьдесят тысяч семьсот шестьдесят шесть рублей 00 коп.)
После приемки товара было составлено заключение Заказчиком своими силами, что противоречит п 4.9. Контракта (В случае привлечения к проведению экспертизы экспертов, экспертных организаций результаты экспертизы товара оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае если по результатам экспертизы установлены нарушения требований Контракта к качеству товара, в заключение указываются предложения об устранении установленных нарушений с указанием срока их устранения, либо указывается невозможность устранения соответствующих нарушений *6., где в случае проведения экспертизы поставленного товара заказчиком своими силами, составление заключения не требуется.
Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для не допуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ). Но экспертная организация нас не уведомила о допустимости своего участия в проведении экспертизы на поставленный товар, что является нарушением Законодательства РФ.
Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства, не указывает на какие-либо нарушения со стороны поставщика, позволяющие Заказчику расторгнуть Контракт в одностороннем порядке. П. 1 463 ГК РФ, гласит, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, но товар не был продан Поставщик не получал никаких выплат от Заказчика. П 1 469 ГК Рф, гласит, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли- продажи.
Таким образом не один из указанных пунктов законодательства РФ не дает право Заказчику расторгнуть Контракт в одностороннем порядке".
Вместе с тем, доказательств совершения Участником действий, направленных на исполнение Контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
Невозможность исполнения Контракта в полном объеме Участником на заседании комиссии также не подтверждена.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил.
Комиссия Антимонопольной службы установила, что на дату рассмотрения обращения Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактом, Поставщиком не выполнены.
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "ФОРМАТЕКС" (ОГРН: 1153702004015, ИНН: 3702102288, КПП: 370201001; 153005,Ивановская область,г. Иваново, ул. Базисная,д. 32,
литер д, офис 17; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, учредителе: Кубышевой Ольге Владимировне (ИНН 370204229017), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "ФОРМАТЕКС", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интерне
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 июля 2024 г. N РНП-63-214
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024