Резолютивная часть оглашена
26.07.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок) обращение ГБУЗ СО "Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника N 14" (далее - Заказчик, ГБУЗ СО "СГП N 14") о включении сведений об ООО "Сантэк-Строй" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки по объекту: Капитальный ремонт поликлинического отделения ГБУЗ СО "СГП N14" по адресу: 443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д.311 в рамках реализации проекта "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" (извещение N 0142200001323011740, начальная (максимальная) цена контракта - 14 939 880 руб.),
в присутствии представителей до перерыва: от Общества, Уполномоченного органа, после перерыва: от Заказчика, Уполномоченного органа,
УСТАНОВИЛА:
13.06.2023 между ГБУЗ СО "СГП N 14" и ООО "Сантэк-Строй" заключен контракт N 0142200001323011740, по которому Подрядчик обязуется в установленный контрактом срок - 6 недель, своими силами осуществить капитальный ремонт поликлинического отделения ГБУЗ СО "СГП N 14" по адресу: 443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 311 в рамках реализации проекта "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь".
Цена контракта составила 8 889 228, 60 руб.
В ходе исполнения контракта Подрядчиком при производстве демонтажных работ цокольной части левой и правой боковых сторон крыльца главного входа в поликлинику обнаружены трещины и деформация по стене цоколя превышающие предельные нормативные значения, вследствие чего подрядчик 10.07.2023 письмом исх.N47 уведомил об односторонней приостановке работ.
После согласования министерством здравоохранения Самарской области объемов работ и сметных расчетов, а также выделения дополнительного финансирования, сторонами по контракту заключено дополнительное соглашение N 1 от 12.10.2023 к контракту от 13.06.2023 N 0142200001323011740 в рамках которого увеличен объем, виды работ, срок выполнения работ продлен до 04.12.2023 года, а также увеличена цена контракта до 9 658 023, 52 руб.
Подрядчик в установленный срок дополнительным соглашением срок работы не выполнил, при этом продолжил вести ремонтные работы. Заказчиком санкционирована претензионная работа, связанная с просрочкой выполнения обязательств подрядчика (нарушение графика).
С 16.11.2023 велась работа по подготовке к бетонным работам, работы производили не более двух человек, с 27.11.2023 по 06.12.2023 производились бетонные работы.
Исходя из фактического присутствия на отдельных участках производства работ не более двух человек при больших объемах участков и возможном производстве параллельно разных видов работ, Заказчиком сделать вывод о недостаточности трудовых ресурсов, в том числе для ремонта участка входной группы.
В связи с невозможностью завершить в срок до 04.12.2023 работы, Подрядчиком направлено гарантийное письмо, по которому обязался завершить работы в срок до 31.01.2024 (получено Заказчиком 25.12.2023).
05.04.2024 при участии заместителя Председателя Правительства Самарской области, представителей Министерства здравоохранения Самарской области, главного врача ГБУЗ СО "СГП N 14" и директора ООО Сантэк-Строй" было проведено совместное совещание. В рамках совещания директор ООО "Сантэк-Строй" гарантировал закончить работы по контракту в срок до 26.04.2024, однако работы в гарантированные сроки не были выполнены.
03.05.2024 в адрес подрядчика направлено обращение с требованием выполнить взятые на себя обязательства, в срочном порядке завершить работы.
06.05.2024 Заказчиком получено письмо о завершении работ 27.05.2024.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
13.06.2024 в адрес подрядчика направлено уведомление о намерении Заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в связи с неисполнением обязательств, значительным нарушением сроков выполнения работ.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с возобновлением работ, а также получением возражения с гарантийным сроком завершения работ до 08.07.2024, руководствуясь частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе 24.06.2024 решение заказчика отменено.
20.06.2024 подрядчик разместил акт выполненных работ, которые 01.07.2024 были Заказчиком приняты на сумму 6 874 169,92 руб. и 04.07.2024 оплачены, за вычетом пени (за уточненный период просрочки с 05.12.2024 по 11.04.2024 удержано 401 044, 08 руб., уведомление направлено подрядчику по средством ЕИС 02.07.2024).
В заявленные гарантированные сроки работы Подрядчиком не велись, в связи с чем 08.07.2024 в связи с неисполнение гарантированных сроков завершения работ Подрядчику направлено решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
При этом, ГБУЗ СО "СГП N 14" в ходе исполнения контракта велась претензионная работа, через систему ЕИС направлены претензии 04.08.2023, 14.11.2023, 26.12.2023, 02.02.2024, 29.02.2024, 06.05.2024, 01.07.2024.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 19.07.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Из представленных ООО "Сантэк-Строй" пояснений следует, что ГБУЗ СО "СГП N 14" на период проведения работ деятельность не приостанавливало.
После подписания контракта Подрядчик направил письмо Заказчику о представлении/освобождении помещений для проведения работ, со сроками (письмо N34 от 21.06.2023).
По состоянию на 21.12.2023 не предоставлены помещения в полном объеме. К отделению "Приемное отделение больных с температурой" у Подрядчика отсутствовал доступ, о чем Заказчик неоднократно уведомлялся Подрядчиком (последние письма от 21.12.2023 NN112, 113 от 21.12.2023). Письмами N 15 от 11.03.2024, N 8 от 28.03.2024, N10 от 04.04.2024 Подрядчик просил о предоставлении доступа к центральному крыльцу для производства строительно-монтажных работ.
При этом, Техническим заданием на выполнение работ по капитальному ремонту (Приложение N1 к контракту) предусмотрено, что нахождение рабочего персонала подрядной организации на территории заказчика в нерабочее время запрещено.
Неисполнение заказчиком встречного обязательства по предоставлению места выполнения работ повлияло на сроки выполнения работ.
Кроме того, в ходе выполнения работ подрядчиком были выявлены ошибки в проектно-сметной документации и необходимость выполнения дополнительных работ, которые на момент заключения контракта не были предусмотрены проектно-сметной документацией, но которые влияют на завершение работ в целом. Данный факт подтверждается подписанными дополнительными соглашениями об увеличении цены контракта с 8 889 228,60 рублей на 9 658 023,52 рублей и внесении изменений в сметы ЛС-02-01-01 и ЛС-02-01-02 и в сводный сметный расчет.
Об ошибке в проектно-сметной документации и о необходимости выполнения дополнительных работ подрядчик уведомлял заказчика в июне 2023 (письмо N35 от 22.06.2023).
В ходе приемке выполненных работ заказчик длительное время производил приемку. После направления документов через личный кабинет, заказчик рассматривал их в течении длительного времени и на последний день приемки отклонял с формулировкой замечаний. Приемка работ проходила более 1 месяца.
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Подрядчика при выполнении работ по Контракту.
Как указывает Общество, Заказчик не предоставил доступ к отдельным объектам для выполнения работ. Однако, Подрядчик правом приостановить выполнение работ, установленным статьей 716 Гражданского Кодекса Российской Федерации, не воспользовался.
В части доводов о необходимости выполнения дополнительных работ, антимонопольный орган отмечает, что Заказчик данную необходимость не отрицал, получил согласование министерства здравоохранения Самарской области на выполнение дополнительных видов работ, а также их оплату в рамках исполнения контракта. При этом, дополнительным соглашением изменены не только виды работ, их количество и стоимость, но и продлены сроки выполнения работ.
Более того, Заказчик неоднократно продлевал сроки выполнения работ по контракту на основании гарантийных писем Подрядчика (более чем на 7 месяцев после истечения срока, определенного дополнительным соглашением N 1 от 12.10.2023).
Однако, Подрядчик в гарантийные сроки работы в полном объеме также не выполнил.
Доказательств обратного в материалы обращения ни Подрядчиком, ни Заказчиком не представлено.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
В результате непредусмотрительного поведения подрядчика, повлекшего ненадлежащее исполнение обязательств, заказчик лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта. Общество, являясь профессиональным участником рынка строительных услуг, должно было принять все необходимые меры для выполнения работ в установленные контрактом сроки, однако не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств по государственному контракту.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по обеспечению надлежащего содержания здания медицинского учреждения.
Заказчик на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) настаивает.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Сантэк-Строй" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Ранее Самарским УФАС России рассматривалось 2 обращения от иных заказчиков о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с неисполнением обязательств по контрактам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "Сантэк-Строй" (ОГРН: 1156313015088, ИНН: 6316209056, КПП: 631601001, 445047, 443011, Самарская область, Самара город, Советской армии улица, дом 240, этаж 1, офис 16-20; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе: ХМЫРОВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ (ИНН 631218399800), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "Сантэк-Строй", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 31 июля 2024 г. N РНП-63-218
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024