Резолютивная часть оглашена
26.07.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (до перерыва/после перерыва),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "ЭТАЛОНМЕД" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (извещение N 0142200001324015827, начальная (максимальная) цена контракта - 18 201 067,10 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, а именно в извещении Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона, поскольку указанным требованиям соответствует товар единственного производителя - "Б.Браун".
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка насоса инфузионного эластомерного для онкологического отделения.
В Описании объекта закупки извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее: "Отверстие (порт) для заполнения резервуара находится на корпусе помпы с клапаном, препятствующим обратному оттоку препарата".
Заявитель в жалобе указывает, что у всех производителей зарегистрированных инфузионных помп, имеющих действительное регистрационное удостоверение на территории Российской Федерации, расположение отверстия для заполнения резервуара является технологическим решением каждого отдельного производителя.
Независимо от расположения, отверстие для заполнения резервуара всегда будет частью инфузионного насоса, так как данное медицинское изделие производится как единое и неделимое целое. Однако, такое понятие, как корпус изделия, в большинстве инструкций различных производителей отсутствует. Таким образом, требование Заказчика о том, что отверстие для заполнения резервуара должно находиться на корпусе помпы, является некорректным и вводит в заблуждение участников торгов, чем ограничивает возможный круг участников закупки.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, Закупка сформирована в целях обеспечения потребности Заказчика для осуществления непрерывной инфузии (введении в кровоток) лекарства для химиотерапии пациентам учреждения. При этом следует отметить, что данные медицинские изделия применяются в учреждении, оказывающем специализированную онкологическую помощью взрослому населению. Некоторыми производителями медицинского изделия используются понятие "корпус". Соответственно, отсутствие понятия "корпус" у иных производителей, не является основанием для невозможности использования данного понятия Заказчиком при описании объекта закупки.
Также, в адрес Заказчика 12.07.2024 поступил запрос на разъяснение положений извещения о проведении закупки, приложений к нему. В запросе в том числе указывалось: "У всех производителей зарегистрированных инфузионных помп, имеющих действительное РУ на территории РФ, расположение отверстия для заполнения резервуара является технологическим решением каждого отдельного производителя.
Независимо от расположения, отверстие для заполнения резервуара всегда будет частью инфузионного насоса, так как данное медицинское изделие производится как единое и неделимое целое. Однако, такое понятие, как корпус изделия, в большинстве инструкций различных производителей отсутствует. Таким образом, требование Заказчика о том, что отверстие для заполнения резервуара должно находиться на корпусе помпы, является некорректным и вводит в заблуждение участников торгов, чем ограничивает возможный круг участников закупки".
Заказчиком 12.07.2024 дан ответ на запрос разъяснений положений извещения о проведении закупки, приложений к нему, в частности: "Отверстие (порт) для заполнения резервуара помпы должно находиться на основном элементе, резервуаре, насоса инфузионного эластомерного, которое может иметь различное наименование у различных производителей. Данное расположение позволяет исключить различного рода осложнения, как то, катетер-ассоциированные, перегиб удлинительной трубки, осложнения связанные с неточностью скорости введения, утечки и препятствия введения лекарственного препарата. Характеристики, установленные Заказчиком значимы для организации эффективного лечебного процесса и содержат показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых медицинских изделий установленным Заказчиком требованиям. По установленным показателям требуемых Заказчику медицинских изделий участником закупки следует руководствоваться инструкцией по заполнению заявок, исходя из характеристик предлагаемых медицинских изделий. Заказчик не устанавливает дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а лишь конкретизирует предмет закупки".
Заказчиком даны разъяснения положений извещения о проведении закупки, приложений к нему в соответствии с Законом о контрактной системе, не изменяющие суть извещения о проведении закупки, приложения к нему. Довод Заявителя о нарушении части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе не обоснован.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что на территории Российской Федерации есть несколько производителей насосов инфузионных эластомерных, соответствующих техническому заданию по показателю "Отверстие (порт) для заполнения резервуара находится на корпусе помпы с клапаном, препятствующим обратному оттоку препарата":
-производитель "ЭЙС МЕДИКАЛ Ко., Лтд", Корея, регистрационное удостоверение NРЗН 2016/5016 от 20.06.2020 выдано ООО "Инвестмедикал", Россия;
-производитель "Б.Браун Мельзунген АГ", Германия, регистрационное удостоверение NРЗН 2016/4852 от 04.10.2016;
- производитель "Медерен Неотех Лтд.", Израиль, регистрационное удостоверение N РЗН 2019/9177 от 07.11.2019.
Кроме того, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе Заявителем ни на заседании по рассмотрению жалобы, ни в письменных дополнениях по жалобе не опровергается наличие нескольких производителей по вышеуказанной характеристике.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в позиции 3 Описания объекта закупки Заказчиком требуется: "Насос инфузионный эластомерный. Объем заполнения больше 100.00000000000 СМЗ; ^МЛ Меньше или равно 125.00000000000 СМ3;^МЛ", однако по данной характеристике соответствует товар единственного производителя "Б.Браун".
В письменных возражениях на жалобу, дополнениях к возражениям Заказчик указывает, что вышеуказанной характеристике соответствуют медицинские изделия нескольких производителей:
-производитель "Б.Браун Мельзунген АГ", насос инфузионный эластомерный "Изипамп" для непрерывного введения лекарственных препаратов, Германия, регистрационное удостоверение NРЗН 2016/4852 от 04.10.2016;
-производитель "Медерен Неотех Лтд.", модель Uniqueflow Onco M620-25 Израиль, регистрационное удостоверение N РЗН 2019/9177 от 07.11.2019.
Вместе с тем, согласно таблице 13 инструкции по применению помпы производства "Медерен Неотех Лтд." модель Uniqueflow Onco M620-25: "Объем резервуарного баллона, мл. 10010".
Кроме того, согласно пункту 6.4 регистрационного удостоверения на медицинское изделие NРЗН2019/9177 от 20.04.2023 указано следующее: "Помпа микроинфузионная Uniqueflow Опсо с постоянной скоростью (скорость 2.5 мл/час, резервуарный баллон 100 мл), REF - М620-25".
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлен показатель объема резервуарного баллона, соответствующий требованиям единственного производителя Б.Браун Мельзунген АГ", Германия.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.07.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 2 заявки, обе признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, приложениям к нему, Закону о контрактной системе. В 2 заявках предложены медицинские изделия производства Б.Браун Мельзунген АГ", Германия.
В соответствии с письмами ФАС России от 20.09.21 г. N ПИ/79427/21, N ПИ/105657-РП/21 от 10.12.21 описание объекта закупки должно соответствовать продукции не менее чем двух производителей.
Аналогичная позиция отражена Верховным судом РФ и закреплена в пункте 2 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2023 по делу N А32-45715/2022, Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.09.2023 г. NА06-6375/2022, Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2022 N 309-ЭС22-16109 по делу N А50-21935/2021.
Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено документального подтверждения и сведений, обосновывающих утверждение о наличии не менее 2-х производителей медицинского изделия, соответствующего по характеристике "Объем заполнения" установленный в извещении о проведении закупки, приложениях к нему, в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии закупаемого товара товару иных производителей, кроме медицинского изделия производителя "Б.Браун Мельзунген АГ".
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается обоснованным, в действиях Заказчика устанавливается нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ЭТАЛОНМЕД" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательное к исполнению Предписание об устранении нарушений.
4.Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 31 июля 2024 г. N 265-9987-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024