Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, члены Комиссии: Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела, А.Р. Мулагалеев, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно - сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск) (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий с извещением N 0319100000224000490 (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронного аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению. В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. Податель жалобы явку своего представителя на указанное заседание Комиссии не обеспечил, каких-либо ходатайств в адрес Красноярского УФАС России не направил, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени проведения указанного заседания Комиссии. Из доводов жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, установив в описании объекта закупки по позициям NN 7, 8 характеристику товара "Первая игла надета на шприц и имеет плоскую заточку", не предусмотренную КТРУ, заказчик тем самым надлежащим образом не 2024-12721 обосновал включение такой характеристики в описание объекта закупки (по мнению подателя жалобы, обоснование носит формальный и не объективный характер),
установил
избыточную характеристику, которая приводит к ограничению конкуренции, поскольку такой характеристике соответствует товар только одного производителя - ООО "Паскаль Медикал". Заказчиком были представлены письменные возражения (с приложением подтверждающих документов) в отношении доводов жалобы, из которых следует, что извещение о проведении электронного аукциона составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из фактической потребности заказчика. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по проведению электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 1 511 072,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять 2024-12721 информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). По общему правилу, предусмотренному пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ. Пунктом 6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции КТРУ).
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчик не лишен права включить в такое описание, помимо обязательных характеристик, предусмотренных соответствующей позицией КТРУ, дополнительные характеристики, сопроводив их соответствующим обоснованием.
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком по позициям NN 7, 8 осуществляется закупка шприцев общего назначения, соответствующих позициям КТРУ 32.50.13.110-00004565, 32.50.13.110-00004572.
При этом, заказчик допустил указание в позициях NN 7, 8 описания объекта закупки, оспариваемых подателем жалобы, на необходимость соответствия закупаемого товара, в том числе, характеристике "Первая игла надета на шприц и имеет плоскую заточку" с неизменным значением "Соответствие".
Также в описании объекта закупки в отношении установления указанной характеристики заказчиком сообщено следующее: "Характеристика установлена для соблюдения санитарно- эпидемиологического режима стерильности шприца и иглы в комплекте благодаря уменьшению количества манипуляций при наборе препарата, плоская заточка требуется для набора раствора из флаконов с резиновой пробкой для предотвращения вырезания материала пробки при прокалывания ее иглой". Рассматривая сами по себе действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия считает необходимым учесть следующее. Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку 2024-12721 потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного аукциона требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Изложенная позиция соответствует сложившейся судебной практике, о чем свидетельствует содержание, например, решений Арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2018 по делу А33-27978/2017, от 05.05.2021 по делу А33-2911/2021, Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.12.2017 по делу NА33-3232/2017, от 10.10.2017 по делу NА33- 631/2017, Определения Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2017 N305-ЭС17-7844, Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
В данном случае установление в извещении о проведении электронного аукциона иных характеристик шприцев общего назначения (исключение из описания объекта закупки характеристики "Первая игла надета на шприц и имеет плоскую заточку") не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Согласно письменным пояснениям заказчика, игла с плоской заточкой применяется в медицинским персоналом заказчика исключительно для набора лекарственного препарата преимущественно из флаконов с резиновыми пробками, для предотвращения вырезания материала пробки при прокалывания ее иглой, образования крошливости, попадания частиц резиновой пробки в лекарственный препарат и шприц и введения их в пациента. После набора лекарственного препарата игла с плоской заточкой утилизируется в обязательном порядке. Для проведения инъекции используется игла с трехгранной заточкой, которая приобретается вместе со шприцем.
Также плоская заточка иглы минимизирует риск ранения медицинского работника при смене игл в процессе подготовки к инъекции. Указанная технология соответствует положениям ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств". В пункте 5 в Таблице N 2, пункте 6 в Таблице N3, пункте 7 в Таблице N4, пункте 8 в Таблице N5 указанного национального стандарта установлен алгоритм выполнении введения лекарственных средств, согласно которому необходимо осуществить набор лекарственного препарата из флакона, закрытого алюминиевой крышкой. Отогнуть нестерильными ножницами или пинцетом часть крышки флакона, прикрывающую резиновую пробку. Протереть резиновую пробку ватным шариком или салфеткой, смоченной антисептическим раствором. Ввести иглу под углом 90° во флакон, перевернуть его вверх дном, слегка оттягивая поршень, набрать в шприц нужное количество лекарственного препарата. Извлечь иглу из флакона, заменить ее на новую, стерильную иглу, проверить ее проходимость.
Таким образом, наличие нескольких игл, одна из которой обладает плоской заточкой и предназначена для набора лекарственных средств, полностью соответствует потребности заказчика, обеспечивает безопасность и эффективность оказания соответствующей медицинской помощи, основано на предыдущем длительном опыте проведения инъекций, сформировано в полном соответствии с нормативной технической документацией. С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям, с учетом того обстоятельства, что закупка шприцев общего назначения осуществляется заказчиком в целях достижения максимального результата при оказании своевременной и качественной медицинской помощи, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав пациентов в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, 2024-12721 доступность и качество при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Следовательно, оспариваемая подателем жалобы характеристика не является избыточной, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном. Кроме того, сами по себе действия заказчика по установлению рассматриваемой характеристики товара с неизменным показателем не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку, во-первых, из буквального содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе прямо следует возможность заказчика использовать при составлении описания объекта закупки показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, со значениями показателей, которые не могут изменяться, во-вторых, установление такой характеристики сопровождено соответствующим обоснованием, прямо предусмотренным пунктом 6 Правил использования КТРУ. Учитывая вышеприведенные обстоятельства, рассматриваемые действия заказчика по обоснованию необходимости использования в описании объекта закупки дополнительных характеристик приобретаемых товаров, которые не предусмотрены соответствующими позициями КТРУ, совершены во исполнение требований пункта 6 Правил использования КТРУ, при том обстоятельстве, что какие-либо определенные критерии, требования к формированию такого обоснования Правилами использования КТРУ не установлены. Само по себе несогласие подателя жалобы с содержанием обоснования заказчика необходимости использования в описании объекта закупки дополнительных характеристик приобретаемых товаров, которые не предусмотрены соответствующими позициями КТРУ, не свидетельствует о неправомерности такого обоснования по вышеуказанным причинам. При сравнимых обстоятельствах указанный вывод Комиссии находит свое подтверждение в судебной практике по делу N А33-27978/2017.
В отношении довода подателя жалобы о том, что установление в позициях NN 7, 8 описания объекта закупки характеристики товара "Первая игла надета на шприц и имеет плоскую заточку" с неизменным значением "Соответствие", влечет ограничение конкуренции, Комиссия сообщает следующее. Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют 2024-12721 названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Выше по тексту настоящего решения Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из требований как КТРУ 32.50.13.110-00004565, 32.50.13.110-00004572, так и фактической потребности заказчика. Из содержания жалобы следует, что описанию объекта закупки по позициям NN 7, 8 соответствует лишь продукция ООО "Паскаль Медикал". При этом, податель жалобы прикладывает к содержанию жалобы письма АО "Медполимер ЛТД", которое, по мнению подателя жалобы, подтверждает несоответствие производимого им товара по оспариваемой характеристике, установленной по позициям NN 7, 8 описания объекта закупки. Комиссия установила, что АО "Медполимер ЛТД" на основании регистрационного удостоверения N ФСР 2010/07477 от 17.11.2020 производит шприцы с иглой, имеющих плоскую заточку, что подтверждается инструкцией по применению шприцев инъекционных, однократного применения, стерильные по ТУ 32.50.13-001-2559/7097-2005, размещенной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. В письмах производителя АО "Медполимер ЛТД" содержится информация о том, что он никогда не производил и не производит иглы с плоской заточкой, однако Комиссия установила, что инструкция по применению шприцев производства АО "Медполимер ЛТД" по регистрационному удостоверению ФСР 2010/07477 от 17.11.2020 содержит информацию о возможности комплектации изделий иглами различных производителей (Таблица 3, страница 5 Инструкции).
Таким образом, возможность комплектации шприцев производства АО "Медполимер ЛТД" иглами, произведенными по другим регистрационным удостоверениям, то есть комплект поставки может включать в себя шприц с 1 иглой по одному регистрационному удостоверению, который доукомплектовывается 2 иглой, выпускаемой по другому регистрационному удостоверению, подтверждается указанной инструкцией. Более того, в инструкции также содержится указание о том, что "в случае выбора шприца в комплектации с двумя иглами (одна игла надета на шприц, вторая вложена в индивидуальную упаковку) обязательно соблюдать требование использования надетой на шприц иглы только для набора лекарственных препаратов. После набора лекарственных препаратов надетую на шприц иглу необходимо заменить! Для проведения инъекции надеть вторую иглу, вложенную в индивидуальную упаковку! Недопустимо проведение инъекции иглой с плоской заточкой!" (страница 4 инструкции).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что представленные подателем жалобы письма не исключают комплектацию шприцев производства АО "Медполимер ЛТД" второй иглой с плоской заточкой. Письмо Росздравнадзора от 29.06.2020 N10-34559/20, представленное подателем жалобы, также не свидетельствует ни об избыточности установленной заказчиком характеристики приобретаемых товаров, ни о создании в результате ее установления условий ограничения конкуренции, поскольку в данном письме указана информация о том, что Росздравнадзор не располагает данными по проблеме вырезания материала пробки флакона при заборе препарата инъекционной иглой трехгранной заточки, вопрос фрагментации пробки и вероятности нарушения проходимости инъекционной иглы относится к сфере практического применения, частицы пробки 2024-12721 не должны закрывать просвет и приводить к ухудшению функциональных характеристик медицинского изделия. Указанные в извещении об осуществлении закупки требования к объекту закупки не могут рассматриваться как положения, приводящие к ограничению конкуренции при проведении торгов, поскольку поставка объекта закупки не требует наличия дополнительных лицензий, товар, включенный в объект закупки, не являются эксклюзивным или производимым по специальному заказу заказчика и поставка может осуществляться неограниченным кругом поставщиков. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Согласно информации, представленной заказчиком, у неограниченного количества поставщиков, а также производителя какого-либо конкретного товара имеется возможность приобрести и поставить в адрес заказчика любой товар, предусмотренный аукционной документацией. Об этом свидетельствуют и содержащиеся в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок документы о приемке товара по контрактам на поставку с реестровыми номерами 2242400141023000030, 3421101351023000001, 2860311282323000093, в которых шприцы производства ООО "Паскаль Медикал" поставляют различные поставщики. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о надлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к поставляемому товару, соответствующих продукции различных производителей. Поскольку в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, т.е. потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, то действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную потребность заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону о контрактной системе. Практика территориальных органов ФАС России по аналогичным, по мнению подателя жалобы, жалобам не может быть принята во внимание, поскольку Комиссия обязана принимать решение в отношении конкретных обстоятельств каждой конкретной закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина А.Р. Мулагалеев Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-12721
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 июля 2024 г. N 024/06/106-2321/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024