Инспекция Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
Ведущего заседание Инспекции - Халмурзиева М.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Муртазалиевой К.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
Магомедова А.Ш. - Специалиста-эксперта отдела административного производства Дагестанского УФАС России
рассмотрев обращение Министерства внутренних дел Республики Дагестан (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Алиева Магомеда Багаводиновича (далее - Предприниматель),
с участием представителей Заказчика - Гасанбекова М.Г., Мирзаева Р.С.,Багаудинова К.Г. (по доверенности),
в присутствии предпринимателя - Алиева Магомеда Багаводиновича,
УСТАНОВИЛА:
17.07.2023 в Дагестанское УФАС России поступило обращение Заказчика в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), направившего сведения в отношении Предпринимателя для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на капитальный ремонт административного здания ОМВД России по г.Кизляр (извещение N 0103100016523000018).
На основании поступивших сведений Дагестанским УФАС России было направлено сторонам уведомление о рассмотрении обращения с необходимостью явки по адресу: город Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж кабинет N 88 в 16 часов 00 минут 23.07.2024 г. В виду необходимости представления дополнительной информации, заседание Инспекции было отложено на 17 часов 00 минут 24.07.2024 г.
Инспекция в результате рассмотрения документов и материалов при осуществлении проверки содержащихся в указанных документах информации и фактов в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе установила следующее.
16.05.2023 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 961 776,74 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером 11 - ИП Алиев М.Б.
13.06.2023 г. между Заказчиком и Предпринимателем был заключен государственный Контракт на капитальный ремонт административного здания ОМВД России по г.Кизляр с ценой контракта 645 000,00 рублей.
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в сроки и на условиях Контракта выполнить работы по капитальному ремонту административного здания ОМВД России по г. Кизляр (далее работы), расположенного по адресу: Российская Федерация, Дагестан Респ, г. Кизляр, ул. Тополка, 12, (далее - объект), согласно Смете контракта (приложение N1 к Контракту) и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок выполнения работ - начало работ со дня заключения контракта, завершение работ в течении 80 рабочих дней с даты заключения государственного контракта. Выполнение работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ, указанным в приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Представитель Заказчика пояснил, что 20.04.2024 г. была проведена проверка исполнения контракта, сиходя из которой составлен акт комиссионной проверки, со следующим выводом: "на объекте были выполнены все демонтажные работы, работы по штукатурке и покраске стен и потолков в кабинетах и в помещениях архива ОВМ, также в кабинетах заменены входные двери, на полу уложена керамогранитная плитка.
Однако, незавершенными остались электромонтажные работы, монтаж подвесного потолка в коридоре между кабинетами, а также монтаж пожарной сигнализации".
Пунктом 11.1 Контракта установлено, что контракт действует с момента заключения до 01.09.2023 г. По принятым обязательствам контракт действует до полного исполнения обязательств. Окончание срока действия контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
При этом в установленные сроки Предпринимателем обязательства исполнены не были.
Как пояснил представитель Заказчика, Предпринимателю была представлена возможность исполнить свои обяательства по Контракту в 2024 году, что также сделано не было.
01.07.2024 11:48 (МСК) Заказчиком сформировано и опубликовано в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 11.3 Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта определяется сторонами самостоятельно с учетом положений Федерального закона о контрактной системе..
Пунктом 11.4 Контракта установлено: Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения контракта и отдельных видов обязательств, в том числе:
- если в ходе исполнения контракта стало известно, что подрядчик не соответствует требованиям извещения, документации о закупке;
- выполненные работы не соответствуют требованиям извещения, документации о закупке. При замене материала, который имеет характеристики лучше, чем указано в контракте, такая замена должна быть согласована с заказчиком;
- подрядчик не передает выполненные работы и закупленное оборудование;
- работы выполнены без необходимых документов и подрядчик в установленные заказчиком срок не устранил этот недостаток;
- подрядчик неоднократно нарушил сроки выполнения работ;
- подрядчик нарушил сроки выполнения работ и это привлекло потерю интереса заказчика к исполнению контракта;
- подрядчик не приступил к выполнению работ вовремя или проводил их настолько медленно, что их своевременное окончание явно невозможно;
- подрядчик не устранил в установленный заказчиком срок недостатки выполненных работ либо эти недостатки существенны и неустранимы.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 1 ст.523 ГК РФ предусмотрено: Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
На заседании Инспекции представитель Заказчика пояснили, что работы, которые проводил Предприниматель постоянно затягивались и на момент вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, никаких действий совершено не было.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. 450, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 12.1 Контракта, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 12.07.2024 г.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы России от 14.03.2018 N РП/16764/18 (далее - Письмо ФАС) первым днем начала исчисления срока, установленного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Таким образом, Заказчик должен был направить обращение о включении сведений о Предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков в срок до 16.07.2024 г. При этом обращение Заказчика было направлено 17.07.2024 г.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В срок до вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта Предпринимателем также не были представлены сведения об исполнении своих обязательств по Контракту или попытки их исполнения.
Документов, подтверждающих возникновение непреодолимых обстоятельств, препятствующих выполнению работ в установленный срок, ни Заказчику, ни в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан педпринимателем представлено не было. Следовательно, со стороны ИП Алиева Магомеда Багаводиновича усматриваются признаки недобросовестного поведения.
В силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Инспекция приходит к выводу, что лицо, заключившее Контракт, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае не исполнения условий контракта.
Уклонение от исполнения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта в срок, чем создает условия, влекущие невозможность исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами..
Рассмотрев представленные документы и материалы, выслушав представителя Заказчика, Инспекция Управления пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ИП Алиева Магомеда Багаводиновича (ИНН: 052802746102) в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с вышеизложенным, Инспекция, руководствуясь ст. 95, 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Министерством внутренних дел по Республике Дагестан, в отношении индивидуального предпринимателя Алиева Магомеда Багаводиновича (ИНН: 052802746102, адрес: 368438, РД, Шамильский р-н, с Сомода, ул Зашитников Отечества, д.1) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить копию решения сторонам.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Инспекции М.М. Халмурзиев
Члены Инспекции: А.Ш. Магомедов
К.Р. Муртазалиева
Исп. Муртазалиева К.Р.
Тел: 8(499) 755-23-23 доб. 005-116
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 24 июля 2024 г. N РНП 005/06/104-1141/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024