Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Тельпов И.А. - ведущий заседания, заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Коростылева Е.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля закупок;
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист эксперт отдела контроля закупок, в отсутствие представителей ООО "БРОКЕР ГРУПП" (о месте и времени рассмотрения жалобы сторона уведомлена надлежащим образом, посредством ЕИС), в присутствии представителя МКОУ Подгоренская СОШ N2" - Трегубовой Н.В. (доверенность N 1 от 23.07.2024), в присутствии представителя финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области - Павленко П.А. (доверенность N 1/3 от 23.07.2024) рассмотрев жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" на действия МКОУ Подгоренская средняя общеобразовательная школа N 2 Подгоренского муниципального района Воронежской области и финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство территории школы МКОУ Подгоренская СОШ N2 по адресу: Воронежская область, Подгоренский район, сл. Подгорное, ул. 3 Интернационала, 83(номер извещения N 0131300044324000064),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "БРОКЕР ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКОУ Подгоренская средняя общеобразовательная школа N 2 Подгоренского муниципального района Воронежской области (далее - Заказчик) и финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство территории школы МКОУ Подгоренская СОШ N2 по адресу: Воронежская область, Подгоренский район, сл. Подгорное, ул. 3 Интернационала, 83(номер извещения N 0131300044324000064).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в нарушении положений извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, а именно: по показателю оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлено, что к оценке принимаются следующие контракты (договора): Документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров) предусматривающий выполнение работ по текущему ремонту или благоустройству территорий, зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Заказчиком и Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик и Уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России
установила
следующее. 04.07.2024 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 04.07.2024 N 0131300044324000064 (далее - Извещение). Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 4 156 670,00 рублей. Предметом рассматриваемой закупки является благоустройство территории школы МКОУ Подгоренская СОШ N2 по адресу: Воронежская область, Подгоренский район, сл. Подгорное, ул. 3 Интернационала, 83. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
На основании подпункта "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий 2 Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе Приложением N 5 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению открытого конкурса в электронной форме утверждены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке. Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" определено, что к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), сопоставимый (сопоставимые) с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе предусматривающие выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. Объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территории школы МКОУ Подгоренская СОШ N2 по адресу: Воронежская область, Подгоренский район, сл. Подгорное, ул. 3 Интернационала, 83. В целях выявления лучшего предложения и для обеспечения возможности сопоставления заявок порядок оценки конкурсной документации должен содержать предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
В соответствии с пунктом 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели. Между тем из содержания показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, следует, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", является наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта. Исходя из правового смысла статьи 1 Закона о контрактной системе, предусматривающего действия, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также по выявлению объективно лучшего условия исполнения контракта, в том числе исходя из особенностей исполнения контрактов (см. подпункт 4 части 1 данной статьи), любой заказчик и (или) уполномоченное лицо заинтересованы в надлежащем исполнении условий и сроках заключенного контракта, в том числе путем установления количественного характера опыта работы (оказания услуги), связанного с предметом контракта.
Как указано выше, Заказчик обладает неотъемлемым правом определить содержание сопоставимости характера принимаемого к оценке опыта. Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок, что соответствует требованиям части 7 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом наличие данного требования позволяет гарантировать Заказчику должную меру поведения и исполнения обязательств по контракту Подрядчиком, преследует цель недопущения нарушений бюджетного законодательства и причинению ущерба бюджету. С учетом изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что критерии оценки спорного показателя не препятствуют участию в конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса того, кто предоставил наилучшие условия выполнения работ, поскольку используемый заказчиком показатель предполагал привлечь наибольшее количество участников в объявленных торгах (закупках). Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил.
Таким образом, критерии оценки заявок установлены заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" позволяет объективно присвоить баллы при оценке заявок участников закупки. С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Воронежского УФАС России не находит в действиях Заказчика и Уполномоченного орган нарушений законодательства о контрактной системе. Руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
признать жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" на действия МКОУ Подгоренская средняя общеобразовательная школа N 2 Подгоренского муниципального района Воронежской области и финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство территории школы МКОУ Подгоренская СОШ N2 по адресу: Воронежская область, Подгоренский район, сл. Подгорное, ул. 3 Интернационала, 83(номер извещения N 0131300044324000064) необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии И.А. Тельпов Члены комиссии: Е.В. Коростылева У.А. Апанащик
2024-6402
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 29 июля 2024 г. N 036/06/42-965/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024