Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2024 г.
Решение изготовлено в полном объеме 31.07.2024 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Тельпов И.А. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок, - Коростылева Е.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля закупок, - Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок; в присутствии представителей ФГБУЗ МСЧ N97 ФМБА России - Афанасьевой Е.И., Сухининой Ю.И. в отсутствие представителей ИП Долгова И.А. (стороны о времени о месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом посредством ЕИС), рассмотрев жалобу ИП Долгова Ильи Аликовича на действия ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 97 Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (N 2) в 2024 году для нужд ФГБУЗ МСЧ N97 ФМБА России (извещение N 0331100001224000049),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ИП Долгова Ильи Аликовича (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 97 Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (N 2) в 2024 году для нужд ФГБУЗ МСЧ N97 ФМБА России (извещение N 0331100001224000049) (далее - аукцион). По мнению Заявителя, требования, установленные в извещении, противоречат законодательству, тем самым нарушают права и законные интересы участников закупок товаров для государственных и муниципальных нужд. Изучив материалы дела, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее. 12.07.2024 года заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (N 2) в 2024 году для нужд ФГБУЗ МСЧ N 97 ФМБА России (извещение N 0331100001224000049).
Начальная (максимальная) цена контракта - 418 233,00 руб.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Как следует из Извещения о проведении электронного аукциона от 12.07.2024 N0331100001224000049 объектом закупки являются: Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные, Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные, Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные, Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные, Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные, Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные, Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, Перчатки хирургические из латекса гевеи неопудренные, Перчатки хирургические из латекса гевеи неопудренные, Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи неопудренные нестерильные, Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи неопудренные стерильные. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной систем.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 каталог используется заказчиками в целях: описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
Во исполнение вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе, Заказчиком представлено описание объекта закупки в структурированной форме, а также в форме электронного документа. При этом, Комиссия УФАС по Воронежской области при изучении Описания объекта закупки установлено, что при описание объекта закупки применялись позиции КТРУ, в отношении характеристик, Заказчиком предоставлено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик . Относительно доводов Заявителя, Комиссия Воронежского УФАС России сообщает, что при описании товара Заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. При формировании предмета закупки Заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность Заказчика.
Таким образом, Заказчик вправе включить в извещение характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнять его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. При указанных обстоятельствах, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что содержащееся в составе извещения о проведении закупки описание закупаемого товара не противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем, Комиссия Воронежского УФАС России находит довод Заявителя необоснованными.
Также, Заявителя считает, что заказчик, включив информацию о товарном знаке "SFM" в описание объекта закупки нарушил положения п.1.ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Комиссией установлено, что по позиции N 7 Описания объекта закупки требуются "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", при этом в столбце "Торговое наименование" указано: "Перчатки смотр. однораз. н/стер. НИТРИЛОВЫЕ SFM неопудр. текстур. ХЛОР. однокр.
р. S". По позиции N 8 Описания объекта закупки требуются "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", при этом в столбце "Торговое наименование" указано: "Перчатки смотр. однораз. н/стер. НИТРИЛОВЫЕ SFM неопудр. текстур. ХЛОР. однокр.
р. M". В обоих случаях указан конкретный товарный знак - "SFM", принадлежащий производителю медицинских изделий - SFM Hospital Products GmbH.
П.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождение такого указания словами "или эквивалент" Вместе с тем, в Приложении N 2 Описание объекта закупки в конце таблицы есть дополнение ко всем позициям: "* В случае если наименование товара содержит указания на товарные знаки, такое наименование следует читать со словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которые применяются другие товарные знаки и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком".
Таким образом, данный довод также признан необоснованным. Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Долгова Ильи Аликовича на действия ФГБУЗ "Медико- санитарная часть N 97 Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (N 2) в 2024 году для нужд ФГБУЗ МСЧ N97 ФМБА России (извещение N 0331100001224000049) необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии И.А. Тельпов Члены комиссии: У.А. Апанащик Е.В. Коростылева
2024-6553
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 июля 2024 г. N 036/06/42-1008/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024