В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) от 31.07.2024 года N 242/24, статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
на основании поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Инспекция Воронежского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
- Михин С.В. - заместитель руководителя управления - руководитель инспекции;
- Тельпов И.А. - заместитель начальника отдела контроля закупок - участник инспекции;
- Шпарло В.С. - специалист-эксперт отдела контроля закупок - участник инспекции,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания Инспекции) соблюдения БУЗ ВО "ВОКБ N1" и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА ПЛАЗМИДНАЯ [СВЕРХСКРУЧЕННАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ДВУЦЕПОЧЕЧНАЯ] (номер извещения 0131200001019003540),
У С Т А Н О В И Л А:
В Воронежское УФАС России поступило обращение ООО "ИСКЧ Фарма" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе БУЗ ВО "ВОКБ N1" (далее - Заказчик) и Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА ПЛАЗМИДНАЯ [СВЕРХСКРУЧЕННАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ДВУЦЕПОЧЕЧНАЯ] (номер извещения 0131200001019003540).
16.04.2024 Воронежским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии (отсутствии) в действиях субъектов контроля нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок был направлен (исх. N СМ/4863/24) запрос о представлении Заказчиком и Уполномоченным органом объяснений по фактам предполагаемых нарушений.
Заказчиком и Уполномоченным органом в соответствии с запросом были представлены объяснения (исх. N б/н от 19.04.2024 г. и N 54-11/381 от 19.07.2024 г. соответственно), содержание которых сводится к отсутствию нарушений при осуществлении рассматриваемой закупки.
11.07.2019 года извещение N 0131200001019003540 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта - 450 000,00 руб.
В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Часть 1 пункта 1 статьи 31 Закона о контрактной системе гласит, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Извещении установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности:*
- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
- хранение лекарственных средств для медицинского применения;
- перевозка лекарственных средств для медицинского применения.
* (для участников закупки, не являющихся производителями лекарственных средств, требуемых к поставке).
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч.5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.07.2019 года заявка с идентификационным номером 105511786 (ООО "НЕКСТГЕН ФАРМА") отклонена Комиссией по осуществлению закупок по следующему основанию: "Несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 2 ч. 6 ст. 69, ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, п.п. 4.2 раздела 1.1 документации об электронном аукционе, п. "17" раздела 1.2 Информационная карта: в лицензии участника отсутствует право на осуществление перевозки лекарственных средств для медицинского применения".
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о том, что в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушений не усматривается, так как ее члены, при рассмотрении заявок на участие в закупке, принимают решение о признании заявки соответствующей Извещению или об отклонении такой заявки. Отклонение по иным основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, не допускается.
Дополнительно Инспекцией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность является лицензируемым видом деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Пунктом 1 Приложения к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081, в числе выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, предусмотрена оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения.
Согласно статье 4 Закона об обращении лекарственных средств организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Поставка лекарственных средств медицинской организации для медицинского применения относится к оптовой торговле лекарственными средствами, в связи с чем, поставщик должен иметь соответствующую лицензию.
Таким образом, Инспекция Воронежского УФАС приходит к выводу о том, что в случае если объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно, если участник закупки не является производителем лекарственных средств, о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
Аналогичная позиция содержится в письмах ФАС России от 19.09.2017 г. N ИА/64899/17, от 23.10.2014 г. N АД/43043/14, от 21.06.2017 г. N ИА/41856-ПР/17, а также подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2016 г. по делу N АКПИ16-1012.
Кроме того, если предметом закупки являются услуги, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При выполнении контракта исполнитель может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Данная позиция выражена в письме ФАС России от 28.09.2017 N РП/66917/17, находит подтверждение в судебной практике пункт 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, определение Верховного суда РФ от 02.11.2016 N 305-КГ16-11212 по делу N А40-147967/2015.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к участникам закупки с нарушением действующего законодательства.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 частью 15, частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция
Р Е Ш И Л А:
1. По результатам проведенной проверки действий БУЗ ВО "ВОКБ N1" и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА ПЛАЗМИДНАЯ [СВЕРХСКРУЧЕННАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ДВУЦЕПОЧЕЧНАЯ] (номер извещения 0131200001019003540) признать в действиях БУЗ ВО "ВОКБ N1" и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности истек (12.07.2020 г.), материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса привлечения ответственных должностных лиц к административной ответственности должностному лицу не передавать.
Руководитель Инспекции |
|
С.В. Михин
|
Участники Инспекции: |
|
|
|
|
И.А. Тельпов
|
|
|
В.С. Шпарло
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 31 июля 2024 г. N 036/06/99-997/2024 (ключевые темы: лекарственные средства - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга. - оптовая торговля - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024