Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮнионТрейд" (далее - ООО "ЮнионТрейд", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 17" (далее - БУЗОО "ГБ N 17", заказчик), казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок", уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка увлажнителей дыхательных смесей с подогревом (код вида медицинского изделия 152090) (Реестровый номер 242008)" (извещение N 0852500000124002006) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - Бойко Михаила Александровича, директора,
заказчика - Шестаковой Юлии Александровны (доверенность N 01-16/1290 от 08.08.2023)
заявителя - Зайковой Елены Владиславовны, директора,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 6721-ЭП/24 от 23.07.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок были установлены 23.07.2024 в 00:00 час. (МСК+3).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 700000 руб.
22.07.2024 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 23.07.2024 ценовые предложения были поданы тремя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 609000 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 116999525 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 13 %.
Размещенный в этот же день протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что заявки всех участников признаны соответствующими требования извещения об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "ТАИС").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений уполномоченного учреждения, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Из содержания жалобы следует, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в связи с установленными в нем требованиями о соответствии товара конкретному коду по номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (далее - НКМИ), который характеристикой "встроенный генератор потока" не обладает. Такие действия, по мнению заявителя, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Омским УФАС России при подготовке к рассмотрению настоящей жалобы по существу в целях формирования выводов о наличии/отсутствии в действиях субъектов контроля нарушений законодательства о контрактной системе был направлен (исх. N ЗА/4265/24 от 23.07.2024) запрос о предоставлении:
- КУ ОО "Центр закупок" пояснений в части выполнения положений пункта 9 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, казенных учреждений Омской области, бюджетных учреждений Омской области с Главным управлением контрактной системы Омской области, казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (Приложение N 2 Указу Губернатора Омской области от 31.12.2013 N 182), в том числе сведений о возвращении заявки заказчику с приложением документальных доказательств (при наличии);
- БУЗОО "ГБ N 17" письменных пояснений по доводам жалобы с приложением документальных доказательств, а также доказательств того, что как минимум два товара разных производителей соответствуют требованиям описания объекта закупки.
Из направленных уполномоченным учреждением (вх. N 6748-ЭП/24 от 24.07.2024) и заказчиком (вх. N 6796-ЭП/24 от 25.07.2024) пояснений следует, что размещенное в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки отвечает потребностям заказчика и не приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, из пояснений заказчика следует, что товар с оспариваемыми заявителем характеристиками представлен на рынке как минимум двумя разными производителями.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего закона.
Характеристики закупаемого для нужд заказчика товара были указаны в структурированном виде при формировании извещения об осуществлении закупки, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
Описание товара включало следующие функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество в единицах измерения |
|||
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателей |
||||
1 |
Увлажнитель дыхательных смесей
|
1. |
Максимальная скорость потока |
л/мин |
|
Штука |
1 |
2. |
Звуковой и визуальный сигнал тревоги |
|
Наличие |
||||
3. |
Подсоединение через трахеостому |
|
Соответствие |
||||
4. |
Монитор |
|
Наличие |
||||
5. |
Встроенный генератор потока |
|
Наличие |
В качестве примечания к товару содержалось особе указание на необходимость соответствия медицинского изделия коду вида 152090 на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 348н "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому" (далее соответственно - приказ N 348н, перечень).
В перечень приказа N 348н включены группа "Анестезиологические и респираторные медицинские изделия", подгруппа "Ингаляторы", вид медицинского изделия "Ингаляторы Увлажнитель дыхательных смесей с подогревом" и присвоенный ему код вида - 152090.
Оценивая доводы заявителя, правомерность определенных заказчиком требований к закупаемому товару, Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с частями 3, 4, 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся сведения, в том числе о виде медицинского изделия.
Согласно НКМИ, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, в качестве классификационных признаков, в том числе использует область применения медицинского изделия, эксплуатационные и конструктивные особенности.
Из подпункта "з" пункта 9 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, следует, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия указывается вид медицинского изделия в соответствии с НКМИ.
Таким образом, регистрация конкретного медицинского изделия осуществляется в рамках НКМИ, при этом указание конкретного кода в числовом выражении осуществляется самим заявителем при подаче указанного заявления. Следовательно, присвоение кода вида медицинского изделия носит заявительный характер и при необходимости такой код может быть изменен по заявлению производителя или его официального представителя.
Из письма Минздрава России от 12.04.2013 N 2041548/25-3 однозначно следует, что назначение классификации заключается в идентификации медицинского изделия при его государственной регистрации.
Комиссия обращает внимание на то, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика. В частности, при описании объекта закупки.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Толкование вышеприведенных положений в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
БУЗОО "ГБ N 17" в направленных в Омское УФАС России пояснениях сообщено о том, что требованиям описания объекта соответствуют как минимум два товара разных производителей:
1) Увлажнитель с интегрированным генератором потока Airvo2 с принадлежностями (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 15.02.2022 N РЗН 2015/3522, выданное "Фишер энд Пейкел Хелскэр Лтд.", Новая Зеландия).
В соответствии с руководством по эксплуатации на медицинское изделие увлажнитель обладает интегрированным генератором потока Airvo2 (стр. 1).
2) Увлажнитель дыхательных смесей с подогревом HFO-1, серийные номера: B01140032E, B01140091E, B01140092E, B01140093E, B01140094E, B01140095E, B01140096E, B01140097E, B01140098E, B01140099E, B011400100E (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 07.10.2022 N РЗН 2022/18373, выданное ООО "ЦПМ", Россия).
В разделе 5 "функциональные характеристики" инструкции по эксплуатации медицинского изделия указано на то, что увлажнитель доставляет нагретые и увлажненные смеси дыхательных газов пациенту через генератор потока со скоростью потока от 10 л/мин до 80 л/мин (стр. 8).
В подтверждение наличия спорных характеристик в материалы дела была представлена сравнительная таблица товаров, реализуемых производителями.
Обоим медицинским изделиям согласно государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей) присвоен код НКМИ 152090.
В данном случае также следует учитывать, что закупка товара с конкретным кодом НКМИ 152090 обусловлена возможностью доведения до учреждения бюджетных средств на оплату по заключаемому контракту исключительно при целевой закупке медицинского изделия, в данном случае в соответствии с приказом N 348н.
Таким образом, заказчик, руководствуясь взаимосвязанными положениями части 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе и статьи 34 БК РФ, при формировании объекта закупки исходил из своей потребности и необходимости достижения заданных результатов, а также принципом эффективности использования бюджетных средств.
Принимая во внимание указанное, Комиссия считает, что сформированные заказчиком требования к товару к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числу участников закупки не приводят, в связи с чем нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика и уполномоченного учреждения не усматривает.
При таких обстоятельствах жалоба ООО "ЮнионТрейд" признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮнионТрейд" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 17" казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка увлажнителей дыхательных смесей с подогревом (код вида медицинского изделия 152090) (Реестровый номер 242008)" (извещение N 0852500000124002006).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 июля 2024 г. N 055/06/106-766/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024