Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедОптТорг" (далее - ООО "МедОптТорг", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка дефибрилляторов (Реестровый номер 242045)" (извещение N 0852500000124002038) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 7" (далее - заказчик),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - Бойко Михаила Александровича, директора,
заявителя - Мулявки Сергея Александровича, генерального директора,
в отсутствие представителя заказчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6817-ЭП/24 от 25.07.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 15.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 322666,66 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 23.07.2024 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы шестью участниками из семи поданный на участие в закупке заявок. Лучшее ценовое предложение в размере 214964,57 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 117006200 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 33,38 %.
На основании размещенного в этот же день протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявки трех участников закупки, в том числе заявителя были отклонены. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений уполномоченного учреждения, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Из доводов жалобы следует, что действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с определением победителя закупки, противоречат положениям постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
По мнению заявителя, производство дефибрилляторов полуавтоматических в Российской Федерации не осуществляется.
Согласно представленным КУ ОО "Центр закупок" возражениям на доводы жалобы (вх. N 6866-ЭП/24 от 29.07.2024) нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Частями 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 такой статьи.
Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона о контрактной системе в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации принято Постановление N 878.
В силу пункта 1 Постановления N 878 создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр).
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Комиссией определено, что товар, соответствующий потребности заказчика с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.60.13.190 - "Дефибрилляторы", включен в перечень.
Постановлением N 878, регламентирующим применение национального режима при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, определены порядок рассмотрения заявок участников закупок, сведения, являющиеся подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции, а также информация, представляемая участником закупки в составе заявки на участие в закупке для целей подтверждения страны происхождения.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) данного постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пункт 3(2) Постановления N 878 определяет, что, за исключением случаев, установленных данным постановлением:
подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены ограничения допуска иностранных товаров на основании Постановления N 878.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
Характеристики закупаемого для нужд заказчика товара были указаны в структурированном виде при формировании извещения об осуществлении закупки, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
В отношении приобретаемого товара согласно извещению был определен код позиции КТРУ 26.60.13.190-00000468, соответствующие указанному коду наименование "Дефибриллятор внешний для профессионального использования" и описание, в том числе включающее обязательную для применения характеристику "режим работы" со значением "полуавтоматический".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 3(3) Постановления N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) данного постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Аналогичные вышеприведенным положения о порядке подтверждения участниками закупки соответствия радиоэлектронной продукции требованиям Постановления N 878 закреплены в пункте 3 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению".
Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми могут быть отклонены заявки участников закупок, перечислен в части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 указанной нормы при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 такого закона).
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 6856-ЭП/24 от 26.07.2024) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, следует:
Идентификационный номер заявки участника закупки |
Страна происхождения товара, указанная в заявке на участие в закупке |
Номер(а) реестровой(ых) записи(ей) из реестра российской радиоэлектронной продукции/ евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза |
117006200 |
Федеративная Республика Германия |
- |
117006075 |
Российская Федерация |
Реестровый номер 10441664, исторический реестровый номер 1042\1\2023 |
117004966 |
Российская Федерация |
Реестровый номер 10441664, исторический реестровый номер 1042\1\2023 |
116972584 |
Российская Федерация |
Реестровый номер 10441664, исторический реестровый номер 1042\1\2023 |
117005053 |
Российская Федерация |
Реестровый номер 10441664, исторический реестровый номер 1042\1\2023 |
117001346 |
Китайская Народная Республика |
- |
117007057 |
Китайская Народная Республика |
- |
Из указанного можно заключить, что на участие в закупке были поданы четыре заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения в которых указано государство-член Евразийского экономического союза (Российская Федерация), при этом каждая из них удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки заявки, поскольку включают информацию, подтверждающую соответствие радиоэлектронной продукции условиям Постановления N 878 (номер реестровой записи).
Таким образом, комиссии по осуществлению закупок во исполнение требования пункта 3 Постановления N 878 надлежало отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Так, из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000124002038 от 23.07.2024 следует, что заявки участников закупки с идентификационными номерами 117006200 и 117007057 были отклонены по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе, заявка с номером 117001346 по пункту 1 указанной нормы.
При этом в качестве документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к заявкам участников закупки, признанным соответствующими требованиям извещения, прилагалась копия регистрационного удостоверения от 04.05.2021 N РЗН 2017/5391 на медицинское изделие "Дефибриллятор автоматический наружный ДА-Н по ТУ 9444-228-49640047-2015", выданного ООО Концерн "Аксион", Россия.
Заявитель полагает, что указание в наименовании медицинского изделия слова "автоматический" исключает возможность наличия у него режима работы "полуавтоматический".
В государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, в отношении рассматриваемого медицинского изделия размещено руководство по эксплуатации ЮМГИ.941135.017-02 РЭ (далее - Руководство).
Согласно регистрационному удостоверению и Руководству медицинское изделие имеет несколько вариантов исполнения, в том числе предложенное к поставке участниками закупки ДА-Н-05.
В разделе 1 Руководства установлено, что дефибриллятор ДА-Н-05 работает только в автоматическом режиме, направляя действия оператора при помощи символьно-графических изображений, светодиодных индикаторов и голосовых сообщений.
Положения Руководства о предполагаемых пользователях медицинского изделия включают сведения о том, что аппарат предназначен для работы в режиме полуавтоматической дефибрилляции.
Руководство также содержит краткую инструкцию по применению дефибриллятора ДА-Н-05 (Приложение Г), согласно которой аппарат не производит разряд автоматически.
Отличия дефибрилляторов, имеющих полностью автоматический режим работы и полуавтоматических аппаратов, закреплены в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р МЭК 60601-2-4-2013 "Изделия медицинские электрические. Часть 2-4 Частные требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к кардиодефибрилляторам".
Так, согласно пункту 201.3.201 названного ГОСТ автоматический наружный дефибриллятор, который, будучи активированным оператором, анализирует ЭКГ, получаемую с электродов, размещенных на коже пациента для определения ритмов, подлежащих дефибрилляции, с автоматическим срабатыванием дефибриллятора при обнаружении ритма, подлежащего дефибрилляции.
Согласно примечанию, содержащемуся в данном пункте, дефибрилляторы могут обеспечивать различный уровень автоматизации и называться различными терминами. Полуавтоматический дефибриллятор требует ручной активации разряда. Полностью автоматический дефибриллятор обеспечивает разряд без вмешательства оператора.
Таким образом, различие в режиме работы полуавтоматических и полностью автоматических дефибрилляторов связано с необходимостью вмешательства оператора для его активации или без таковой.
В связи с тем, что товар, предложенный к поставке участниками закупки, в том числе победителем согласно Руководству разряд автоматически не производит, а требует ручной активации разряда, можно утверждать, что его режим работы полуавтоматический.
Указанное полностью удовлетворяет требованиям описания объекта закупки и по существу заявителем не оспаривается.
При этом доводы заявителя о том, что наименование товара "Дефибриллятор автоматический наружный ДА-Н по ТУ 9444-228-49640047-2015", которое указано в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, не соответствует функционалу такого медицинского изделия (в части наличия полуавтоматического режима), следовательно, такой товар не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, не основаны на положениях соответствующего ГОСТ и игнорируют классификацию дефибрилляторов в зависимости от присущих им функций.
По убеждению комиссии, автоматические дефибрилляторы могут подразделяться на полностью автоматические и полуавтоматические, при этой каждый из них будет являться автоматическим, что прямо следует из содержания ГОСТ и положений Руководства на спорное медицинское изделие.
Доказательств обратного в материалы дела не предоставлено.
Из указанного можно заключить, что порядок рассмотрения заявок участников закупки, установленный Постановлением N 878, со стороны комиссии по осуществлению закупок является соблюденным.
Таким образом, нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях уполномоченного учреждения не подтверждены, жалоба ООО "МедОптТорг" признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедОптТорг" на действия казенного учреждения Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка дефибрилляторов (Реестровый номер 242045)" (извещение N 0852500000124002038) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 7".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии: |
А.О. Миняева
Е.С. Курленко |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 августа 2024 г. N 055/06/106-788/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024