Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Игнатьевой Ольги Александровны (далее - Заявитель, ИП Игнатьева О.А., Индивидуальный предприниматель) (вх. N 4417/24 от 24.07.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10 г. Тулы" (далее - Заказчик, Учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов, растворов, наборов и реагентов для биохимического анализатора (закупка N 0366300048524000098) (далее - Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:
<_> - представителя Заказчика на основании доверенности;
<_> - представителя Индивидуального предпринимателя,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, извещение о Закупке сформировано с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
В электронном документе "Описание объекта Закупки на поставку расходных материалов, растворов, наборов и реагентов для биохимического анализатора" извещения о Закупке (далее - Описание объекта закупки) Заказчиком в подпункте 1.3 пункта 2 установлено требование о соответствии поставляемого товара такой характеристике, как "Флаконы с реагентом штрих-кодированные, без переливания, содержащие информацию о типе реагента, номере лота, сроке годности, совместимые с ротором биохимического анализатора Furuno CA-400, находящимся в ЛПУ" с обоснованием установленной характеристики следующего содержания: "Штрих-коды необходимы для оптимизации лабораторного процесса, исключению возможности использования просроченных реактивов, позволяет лаборанту отслеживать остаточный объем реагентов и проводить своевременную замену и т.д.".
Заявитель полагает, что данное требование установлено неправомерно и необоснованно, а также ведет к ограничению участников закупки и содержит нарушение положений Закона, так как фактически Заказчик к закупаемым наборам реагентов устанавливает требования, соответствующие характеристикам наборов реагентов производства только группы компаний Диакон, а указанное Заказчиком обоснование применения дополнительной характеристики носит поверхностный характер и является несостоятельным.
Указанные специализированные флаконы, которые Заказчик планирует устанавливать в реагентный диск (то есть соответствующие конфигурации ротора RSU), имеются у Заказчика, так как они входили в комплект поставки анализатора.
Таким образом, Заказчик может работать с реагентами иных производителей, не расфасованными в специализированные флаконы (что подтверждается технической и эксплуатационной документацией анализатора). Также в руководстве по эксплуатации анализатора имеется информация, содержащая рекомендации по очистке и правильному использованию входящих в комплект анализатора флаконов.
Наличие флаконов в комплекте поставки анализатора подтверждается перечнем принадлежностей, указанных в приложении к Регистрационному удостоверению анализатора Furuno CA-400.
Заявитель также отметил, что в настоящее время на российском рынке присутствует как минимум 3 отечественных производителя реагентов, имеющих адаптации для работы в рамках одной аналитической системы с автоматическим биохимическим анализатором Furuno: Вектор-Бест, Диакон-ДС, Витал Девелопмент, а также большое количество иностранных производителей.
По мнению Заявителя, отсутствие или наличие штрих-кода не может влиять на качество проводимых исследований, что говорит об избыточности данного требования.
Кроме того, в руководстве по эксплуатации анализатора Furuno СА-400 установлена спецификация штрих-кодов для реагентов и образцов. Учитывая, что руководство пользователя предназначено для пользователя анализатора, а не для производителя и/или поставщика наборов реагентов, речь в данном контексте идет о штрих-кодах, которые изготавливают самостоятельно сотрудники лаборатории при непосредственной работе с анализатором.
Своими действиями Заказчик препятствует участию Индивидуального предпринимателя в Закупке с реагентами производителя АО "Витал Девелопмент Корпорейшн", имеющих адаптацию на данный вид анализатора и широко используемых для проведения исследований совместно с автоматическими биохимическими анализаторами, являющимися открытыми аналитическими системами, в том числе в учреждениях здравоохранения.
Подтверждением возможности использования данных реагентов совместно с анализаторами FURUNO, по мнению подателя жалобы, является заключение контрактов учреждениями здравоохранения на их поставку (например, контракты с реестровыми номерами 2710601966022000404, 2710601966021000375).
Таким образом, Индивидуальный предприниматель приходит к заключению, что, исходя из вышеизложенного, установленное Заказчиком требование "Наличие на флаконах штрих-кодов совместимых с биохимическим анализатором Furuno CA-400" не является функционально значимым, не является обоснованным и влечет за собой ограничение участников Закупки, и, соответственно, является неправомерно установленным.
Заявитель приходит к выводу, что Заказчиком при формировании Извещения о закупке нарушены положения Закона, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Участвующий в заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Комиссия считает необходимым отметить, что доводы ИП Игнатьевой О.А. о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Индивидуальный предприниматель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 16.07.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
В извещение о Закупке изменения не вносились.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 87 551,20 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных данными Правилами (пункт 5 Правил использования каталога).
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).
Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемой Закупки предусмотрена поставка товара, включенного в позицию КТРУ 21.20.23.110-00003395.
Комиссией установлено, что в подпункте 1.3 пункта 2 Описания объекта Закупки установлена следующая спорная характеристика товара с обоснованием необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ: техническая характеристика "Флаконы с реагентом штрих-кодированные, без переливания, содержащие информацию о типе реагента, номере лота, сроке годности, совместимые с ротором биохимического анализатора Furuno CA-400, находящимся в ЛПУ" с требуемым значением "соответствие" и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии "Штрих-коды необходимы для оптимизации лабораторного процесса, исключению возможности использования просроченных реактивов, позволяет лаборанту отслеживать остаточный объем реагентов и проводить своевременную замену и т.д.".
Необходимо отметить, что описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении об осуществлении закупки качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
Относительно довода о несостоятельности и поверхностности обоснования использования дополнительной характеристики, Комиссией установлено следующее.
Заказчиком в материалы дела представлена инвентарная карточка учета нефинансовых активов от 26.07.2024, согласно которой биохимический анализатор Furuno СА-400 поставлен на баланс Учреждения в 2015 году.
Заказчик пояснил, что установленная в Описании объекта закупки характеристика расширяет функциональные возможности анализатора Furuno СА-400, использование ее имеет ряд ключевых преимуществ, необходимых для оперативной и экономичной работы лаборатории, а именно:
1. Автопозиционирование реагента в роторе анализатора;
2. Быстрая загрузка реагентов на борт анализатора;
3. Автоматический контроль за сроком годности партий реактивов;
4. Автоматическое определение количества тестов;
5. Невозможно смешивание старых и новых реагентов, случайного использования просроченных реактивов;
6. Экономичность: использование обоих реагентов "до последней капли";
7. Отсутствие возможности использования загрязненных флаконов и перекрестного использования флаконов из-под различных реагентов, т. к. форма флаконов не позволяет их качественно промывать;
8. Отсутствие необходимости регулярной закупки новых флаконов.
Устанавливая требование о наличии на флаконах штрих-кодов, совместимых с биохимическим анализатором Furuno СА-400, Заказчик руководствовался Инструкцией по эксплуатации Furuno "СА-400".
Согласно пункту 1.1 Инструкции по эксплуатации Furuno "СА-400" этикетки со штрих-кодом наносят на флаконы с реагентом, и анализатор может идентифицировать содержимое флаконов с помощью ридера штрих-кода. Требования к нанесению штрих-кода установлены в подпункте С "Спецификация штрих-кода для флакона с реагентом" пункта 1.4.3 "Спецификация этикеток штрих-кода для образца и реагента". Из чего Заказчик делает вывод о том, что на основании указанной инструкции любой производитель может выполнить нанесение штрих-кода на емкость со своим реагентом.
Наличие на флаконе с реагентом штрих-кода позволяет ускорить и оптимизировать процесс лабораторной работы и исключить влияние человеческого фактора и ошибок, неизбежных при ручном вводе сведений. Кроме того, использование адаптированных флаконов имеет обоснованную экономическую составляющую - так как соотношение объемов реагентов в них строго соответствует как адаптированной методике исследования, так и специфике используемого анализатора, отсутствует необходимость закупки флаконов для реагентов как расходных материалов.
Заказчиком на заседание Комиссии представлено официальное письмо производителя анализатора Furuno Electric Со., Ltd. от 15.05.2024 (приобщено к материалам дела), согласно которому автоматический клинический химический анализатор СА-400 производства компании "Фуруно Электрик Ко., Лтд" является аналитической системой, которая совместима с реагентами компаний: 1. ДИАКОН-ДС, Россия; 2. ДиаСис Диагностические Система ГмбХ, Германия; 3. Аптек Диагностике нв, Бельгия.
Также производитель подтвердил, что эти реагенты поставляются во флаконах, совместимых с роторами этих анализаторов и снабжены штрих-кодами, содержащими информацию о типе реагента, номере лота, методе определения, дату истечения срока годности и количество тестов.
В целях исключения диагностических ошибок в ходе проведения биохимических исследований плазмы крови пациентов и обеспечения непрерывной работы лаборатории пользователя компания Фуруно рекомендует пользователям анализатора СА-400 использовать встроенный сканнер штрих-кодов реагентов анализатора как более предпочтительный метод ввода данных реагента чем ввод данных вручную.
Данные факты подтверждены Заказчиком документально, в том числе путем предоставления в материалы дела Инструкции по эксплуатации "Анализатор биохимический автоматический "СА-400" с принадлежностями".
Таким образом, Заказчик подтвердил наличие специального оборудования для считывания штрих-кодов в биохимическом анализаторе Furuno "СА-400".
Штрих-коды необходимы для оптимизации лабораторного процесса, исключению возможности использования просроченных реактивов, позволяет лаборанту отслеживать остаточный объем реагентов и проводить своевременную замену и т.д.
При таких обстоятельствах Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, касающихся наличия штрих-кодов на флаконах, свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.
Объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.
Вместе с этим, такое обоснование должно позволять определить необходимость использования вышеуказанных дополнительных информации и свойств, поскольку подлежит составлению именно для этого.
В данном случае обоснование дополнительных характеристик не носит формальный, поверхностный характер, оно раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товара, является надлежащим, соответствующим положениям Правил использования каталога и требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, Описание объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялось Заказчиком с соблюдением требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога, а содержащееся в подпункте 1.3 пункта 2 Описание объекта Закупки требование обусловлено объективными потребностями Заказчика, соответствует положениям Закона и являются объективно обусловленными потребностями Заказчика, в связи с чем не носят характер злоупотребления, направленный на ограничение числа участников закупки.
При формировании технического задания Законом Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара всех возможных производителей.
Заявителем к жалобе не представлено документальных доказательств того, что положения извещения оспариваемой Закупки, привели к необоснованному ограничению количества участников закупки, либо создали преимущественное положение иным участникам Закупки.
Заявитель указал, что намеревался поставить Заказчику продукцию АО "Витал Девелопмент корпорэйшн".
Комиссия отмечает, что возможность использования реагентов АО "Витал Девелопмент корпорэйшн" совместно с анализаторами Furuno не может быть подтверждена заключением контрактов Заявителем с иными учреждениями здравоохранения на их поставку.
Каких-либо документов, свидетельствующих о возможности использования продукцию АО "Витал Девелопмент корпорэйшн" совместно с анализаторами Furuno, об адаптации реагентов АО "Витал Девелопмент корпорэйшн" для работы на анализаторе FurunoСА-400 Комиссии представлено не было, равно как не представлено информации о взаимозаменяемости указанных реагентов с реагентами, рекомендованными производителем анализатора.
Также довод Заявителя о том, что у Заказчика уже имеются специализированные флаконы для реагентов, так как они входили в комплект поставки анализатора, не подтвержден какими-либо документами, так как с момента поставки на баланс в Учреждении анализатора прошло 8 лет.
Кроме того, Комиссия также обращает внимание на то, что предметом электронного аукциона являлось право на заключение государственного контракта на поставку, а не изготовление предмета Закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При установлении характеристик товара Заказчик не обязан применять в качестве таковых именно те показатели, которыми обладает конкретный потенциальный участник Закупки. Иными словами, предполагаемая Заявителем принципиальная возможность поставки товара без штрих-кодов, в несовместимых с роторами флаконах либо иной емкости - не отвечает потребностям Заказчика, которые являются приоритетными по отношению к желаемому Заявителем расширению крута поставщиков, и потребовала бы доработки товара силами Заказчика, включая - перенастройку анализатора, перефасовку реагентов, что не оспаривается Заявителем.
Однако, как указывалось выше, объективные потребности Заказчика имеют безусловный приоритет перед стремлением Заявителя реализовать свой товар без учета этих потребностей.
Также, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия установила, что Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта получены 3 коммерческих предложения о цене контракта, что свидетельствует об обеспечении конкуренции и возможности осуществить поставку необходимого Заказчику товара в соответствии с требованиями Извещения аукциона.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения Описания объекта закупки при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод индивидуального предпринимателя Игнатьевой Ольги Александровны о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Игнатьевой Ольги Александровны (вх. N 4417/24 от 24.07.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10 г. Тулы" (далее - Заказчик, Учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов, растворов, наборов и реагентов для биохимического анализатора (закупка N 0366300048524000098) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 29 июля 2024 г. N 071/06/106-588/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024