Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Члены Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ": М.Н. Цыплаковой (по доверенности от 05.07.2024 Nб/н), в отсутствие представителей ИП Баранзаев Б.Б., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе (далее - ЕИС), рассмотрев жалобу ИП Баранзаев Б.Б. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для экстракорпоральной гемокоррекции для нужд ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" (Закупка N 0373200026124000202) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-34786 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно доводам жалобы в составе извещения между структурированным и текстовым описанием объекта закупки допущены разночтения в части установления характеристик товаров. Так, Заявитель указывает, например, что по п.1 описания объектов закупки "Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования" позиции КТРУ 32.50.50.190-00002842 предусмотрены следующие требования, в том числе: "Коэффициент ультрафильтрации, мл/(ч*мм.рт.ст.): 72 и
79".
В то время как в описание объектов закупки Технического задания установлено следующее значение требования к коэффициенту ультрафильтрации по соответствующей п.1 описания объектов закупки: "Коэффициент ультрафильтрации, мл/ч/мм рт. ст.: 72", что приводит к разночтению в установленных требованиях описания объектов закупки в разных частях извещения.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и 2024-34786 3 (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план- график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения 2024-34786 4 об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в описании объектов закупки установлены следующие требования к закупаемым товарам, в частности, по п.1 "Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования" позиции КТРУ 32.50.50.190-00002842: "Коэффициент ультрафильтрации, мл/(ч*мм.рт.ст.): 72 и
79: Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики". При этом Комиссией Управления также установлено, что в описании объектов закупки Технического задания, являющегося неотъемлемой частью извещения, установлены следующие требования к закупаемым товарам, в частности, по п.1 "Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования": "Коэффициент ультрафильтрации, мл/ч/мм рт. ст.:
72".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, действительно, присутствует противоречивая информация в части установленных требований к характеристикам закупаемых товаров описания объектов закупки извещения и Технического задания. При этом представитель Заказчика добавил, что в настоящее время продолжается процесс доработки структурированного описания объекта закупки, поэтому для возможности правильно идентифицировать товар крепится описание закупки в формате Word. По мнению Заказчика, установленные противоречия не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что также подтверждается поданной участником закупки заявкой. В свою очередь, в случае возникновения вопросов в части описания товара закупки участник вправе подать Заказчику запрос на разъяснений положений извещения об осуществлении аукциона. Запросов на получение разъяснений не поступало. Ввиду чего, по мнению представителя Заказчика, описание объекта закупки составлено правомерно в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем при таких обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу, что предъявленные требования к закупаемым товарам в разных частях извещения содержат в себе отличные требования к закупаемым товарам, тем самым противореча друг другу, что не оспаривается Заказчиком. Комиссия Управления считает также необходимым отметить, что подобный подход описания закупаемых товаров противоречит положениям ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку в описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, определяющие потребность Заказчика, при этом в данном случае потребность Заказчика может определяться участником закупки 2024-34786 5 неверно. В то же время, следуя пояснениям Заказчика, Комиссией Управления обращено внимание, что формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС. При формировании извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС Заказчику надлежало указать характеристики закупаемой продукции со значениями этих характеристик в соответствующей графе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки ответственность, за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской 2024-34786 6 Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, ст.33 Закона о контрактной систем содержит в себе закрытый перечень случаев, когда Заказчик вправе закупать товары конкретного производителя, во всех остальных случаях, совокупности всех требований извещения, в том числе и всем требованиям описания объекта закупки, должны соответствовать товары как минимум двух различных производителей.
Согласно доводам Заявителя в нарушение требований ст.33 Закона совокупности установленным Заказчиком требований к закупаемому товару по по п.1 "Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования" позиции КТРУ 32.50.50.190-00002842 соответствует товар единственного производителя Nipro.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика указал, что довод Заявителя несостоятелен, поскольку установленному описанию объекта закупки по п.1 соответствует как минимум товары двух производителей, а именно:
- Диализатор VitaPES: вариант исполнения: VitaPES 190 HF, производства МТР Medical Technologies GmbH, регистрационного удостоверения NФСЗ 2012/13334;
-Диализатор синтетический половолоконный ELISIO-19H, производства Nipro Medical (Hefei) Co., Ltd., регистрационного удостоверения NРЗН 2023/20098 .
В обоснование своей позиции представитель Заказчика приложил номера регистрационных удостоверений вышеуказанных диализаторов, а также сравнительную таблицу описания объекта закупки и характеристик представленных Заказчиком диализаторов. В свою очередь, в силу нормы ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалоб, при этом в заседании Комиссии Управления Заявитель участие не принял, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. 2024-34786 7 На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель также обжалует неправомерные параметры и показатели для закупаемых диализаторов. Как отмечено в жалобе, ФАС России в письме от 18.04.2011 N АК/14239"О направлении информации"
установила
взаимозаменяемость диализаторов по следующим параметрам, в том числе, по материалы изготовлению мембраны, по коэффициенту ультрафильтрации (КУФ).
Также Заявитель указывает, что согласно письму ФАС России от 18.04.2011 N АК/14239 "О направлении информации" допускается установление взаимозаменяемости по площади поверхности мембраны, а также по способу стерилизации и по объему заполнения. Ввиду чего в составе жалобы Заявитель делает вывод, что остальные параметры являются избыточными при описании закупаемых товаров.
На основании ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика отметил, что опубликованное Заказчиком описание объекта закупки на основании анализа товарного рынка существующих диализаторов опубликовано с учетом требований к медицинскому процессу на основании опыта работы отделения с усреднением позиций между двумя производителями на основании характеристик указанных в инструкциях по эксплуатации размещенных на сайте Росздравнадзора. Требования, установленные к закупаемым товарам в описание объекта закупки, прежде всего, обусловлены потребностью к основе терапии, предусмотренной лечащими врачами отделения диализа, в целях достижения максимально-возможного терапевтического эффекта при достижении оптимальных значений эффективности гемодиализа. Вместе с тем установленное требование не противоречит положениям ст.33 Закона о контрактной системе. Более того, представитель Заказчика указал, что в составе жалобы Заявитель не приводит оснований, ввиду чего описание объекта закупки составлено некорректно и не позволяет сформировать корректное предложение. В свою очередь, на заседании Комиссии Управления Заявитель не присутствовал, в составе жалобы не представлены доказательства обратного.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Между тем при разрешении вопроса о выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по извещению об осуществлении закупки Комиссия Управления исходит из того, что выявленные нарушения не влияют на результаты определения поставщика, (подрядчика, исполнителя), так как согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 22.07.2024 NИЭА1 на участие в аукционе подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о 2024-34786 8 контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Баранзаев Б.Б. на действия ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" обоснованной в части установления противоречивых требований описания объекта закупки. 2.
Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены Комиссии: А.А. Кутейников М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-34786
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 июля 2024 г. N 077/06/106-9777/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024