Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео-конференц-связи), при участии представителя: ГБУЗ "НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ": Рыбакова А.В. (по доверенности N 646 от 28.11.2023); в отсутствие представителей ООО "Медицинские изделия", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом Московским УФАС России посредством Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "Медицинские изделия" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: расходные материалы для лабораторной диагностики для нужд ГБУЗ "НИИ СП им Н. В. Склифосовского ДЗМ" (Закупка N0373200067024000636) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом 2024-34798 2 от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, 2024-34798 3 работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
Согласно доводам жалобы у Заявителя отсутствует возможность направления запроса на разъяснение положений извещения, так как Заказчиком изменен срок подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с ч.4 ст.42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных аукционов - не менее семи дней.
В соответствии с ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения 2024-34798 4 положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что изменения в извещение об осуществлении закупки внесены 11.07.2024, при этом дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке установлена на 19.07.2024 11:00 по московскому времени.
Таким образом, срок подачи заявок составлял 7 дней, что позволяет любому участнику закупки, зарегистрированному в единой информационной системе, направить запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки в соответствии ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, и не является нарушением прав участника, на которые указывает податель жалобы. Комиссия Управления также отмечает, что, согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе, запросы на разъяснение положений извещения до окончания срока подачи заявок на участие в закупке в адрес Заказчика не поступали.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя участие не принимал, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2.
Согласно доводам жалобы Заказчик при описании объекта закупки
установил
характеристики закупаемого товара, подходящие под одного производителя, а именно: ЗАО "Медицинское предприятие Симург", Республика Беларусь (Регистрационное удостоверение от 12.02.2021 г. N ФСЗ 2007/00493 и регистрационное удостоверение от 14.03.2023 года N РЗН 2023/19826).
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому медицинскому изделию по пп. 1-3 "Зеркало вагинальное, одноразового использования", в том числе: 2024-34798 5 П. 1 "Зеркало вагинальное, одноразового использования": Высота зеркала от верхнего края верхней створки до нижнего края нижней ручки 105 и 125 мм. П. 2 "Зеркало вагинальное, одноразового использования": Длина зеркала от переднего края верхней створки до заднего края верхней ручки 175 мм. П. 3 "Зеркало вагинальное, одноразового использования": Длина рукоятки нижней створки от оси вращения створок до конца рукоятки 135 мм. Нижняя створка зеркала оснащена двумя индикаторами: для оценки pH среды влагалища. Активный индикатор (бромкрезоловый зеленый) нанесен на гидрофильную основу: для оценки уровня рН влагалищной среды. Контрольный индикатор не изменяет свою окраску в зависимости от уровня рН влагалищной среды: для оценки изменения окраски активного индикатора", "Количество зубцов на фиксаторе с каждой стороны 8 шт. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в описании объекта закупки были включены характеристики медицинских изделий, отвечающие действительным потребностям Заказчика как медицинского учреждения и обусловлены спецификой его деятельности. Так, требование к длине рукоятки нижней створки зеркала гинекологического обусловлено тем, что использование зеркала с длинной рукояткой позволяет провести необходимую процедуру более безболезненно, быстрее и комфортнее как для врача, так и для пациента, поскольку длинная рукоятка позволяет изменить угол наклона зеркала, а также позволяет легко манипулировать инструментом. Необходимость наличия у зеркала гинекологического индикатора оценки рН среды влагалища обусловлена тем, что помимо оценки клинической картины, врачу необходимо сразу же во время осмотра выполнить рН-метрию отделяемого из половых путей и параллельно отправить биологические материалы на микроскопическое исследование, что позволяет провести среди прочего экспресс- диагностику состояния влагалищной микробиоты. При этом представитель Заказчика пояснил, что зеркала вагинальные одноразового использования со спорными характеристиками производятся также "Huaian City Hengchun Medical Product Co.,Ltd" (Китай), в соответствии с регистрационным удостоверением ФСЗ 2012/12354 от 06.10.2022 г. Комиссия Управления отмечает, что при проведении закупок Заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало несколько производителей. Комиссия Управления отмечает, что из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой 2024-34798 6 Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования к товару, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, в том числе сведений о несоответствии описанию объекта закупки медицинского изделия, указанного представителем Заказчика, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-34798 7
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медицинские изделия" на действия ГБУЗ "НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Е.Д. Мартьянова М.О. Мацнева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-34798
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 июля 2024 г. N 077/06/106-10057/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024