Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта разряда отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителя ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России: Федяевой А.С. (по доверенности N 106 от 08.05.2024), а также в отсутствие представителей ООО "ТД "Политон-Тех" после объявления 23.07.2024 перерыва в рассмотрении жалобы, рассмотрев жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку картриджей (Закупка N0373100095224000499) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-34848 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. 1.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалобы Заявитель указывает, что при формировании извещения Заказчиком выбран неверный код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) для закупаемых картриджей, а именно ОКДП2 28.23.20.000 "Оборудование офисное и его части", в то время как, по мнению Заявителя, закупаемым Заказчиком товарам соответствует код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода". При этом Заявитель также указывает, что вышеуказанное нарушение повлекло за собой неправомерное неустановление ограничений допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного положениями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению о проведении закупочной процедуры Заказчиком закупаются товары "Оборудование офисное и его части", при этом указано на соответствие закупаемых товаров КТРУ 28.23.20.000- 00000001 "Оборудование офисное и его части". 2024-34848 3 В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Абз.4 п.2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Комиссией Управления установлено, что указанный в описании объекта закупки код ОКДП2 28.23.20.000 "Оборудование офисное и его части" не входит в Перечень, установленный положениями Постановления N878, при этом код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода" включен в подгруппу кодов ОКПД2 26.20.4 "Блоки, части и принадлежности вычислительных машин", которая, в свою очередь, включена в указанный Перечень. 2024-34848 4 Также Комиссией Управления установлено, что в ОКПД2 присутствует следующее детализирующее пояснение кода ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода": Эта группировка в том числе включает:
- емкости с тонером и тонерные отсеки для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- фотопроводниковые блоки формирования изображения и блоки переноса (барабаны, ленты) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи однокомпонентные (в одном корпусе совмещен блок фотобарабана и тонерный отсек);
- емкости с магнитным носителем порошка (девелопер) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с чернилами для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, красящие ленты для матричных и литерных принтеров;
- картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- средства очистки системы печати для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, блоки сбора отработанного тонера для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в извещении об осуществлении закупки установлен код КТРУ 28.23.20.000-00000001, при этом согласно значению классификатора код ОКПД2: 28.23.2 "Оборудование офисное и его части" данный код отсутствует в перечне, утвержденным постановлением N 878.
При этом Заказчиком приобретаются расходные материалы для офисного оборудования, которые включают в себя поставку картриджей для лазерной печати, при этом код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода)" не содержит описания картриджа для лазерных принтеров. Более того, упоминаемые в детализации кода ОКПД2 принадлежности (емкости с тонером и тонерные отсеки для лазерных и светодиодных принтеров, емкости с магнитным носителем порошка (девелопер) для лазерных и светодиодных принтеров, фотопроводниковые блоки формирования изображения и блоки переноса (барабаны, ленты) для лазерных и светодиодных принтеров, блоки сбора отработанного тонера для лазерных и светодиодных принтеров) Заказчиком 2024-34848 5 не закупаются.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В свою очередь Комиссия Управления также отмечает, что на заседание 24.07.2024 Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств, пояснений, свидетельствующих о неправомерности отнесения закупаемой продукции к вышеуказанной позиции КТРУ, а также однозначно подтверждающие принадлежность закупаемых Заказчиком товаров к детализирующим позициям кода ОКПД2 26.20.40.120.
Вместе с тем на основании вышеизложенного, а также представленных сведений однозначным образом не представляется возможным однозначным образом прийти к выводу о необходимости применения кода ОКПД2 26.20.40.120 для закупаемых товаров.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в составе извещения, в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлено требование о поставке исключительно оригинальных товаров без возможности поставки эквивалентной продукции.
В соответствии с пп."в" п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к закупаемым товарам, в том числе: Оборудование офисное и его части: Обеспечивается полная аппаратная совместимость с МФУ Canon MF461dw Картридж 070Н, оригинальный**, не восстановленный, не перезаправленный. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что эксплуатация поставленного товара не должна приводить к нарушению условий и правил эксплуатации данного оборудования, установленных в технической документации, в том числе к нарушению условий порядка предоставления бесплатного гарантийного ремонта данного оборудования. 2024-34848 6 Расходные материалы будут использоваться в принтерах CANON.
Данные принтеры закупались учреждением в марте 2024 года и находятся на балансе и на гарантии. Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с пп."в" п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Комиссия Управления отмечает, что согласно ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). При этом ст. 721 ГК РФ исполнитель должен оказать услуги, качество которых соответствует требованиям предъявляемым к услугам данного вида.
Таким образом, Заказчик требовать обеспечение гарантийных обязательств может только тогда, когда в описании объекта закупки указаны гарантийные обязательства. Комиссия Управления отмечает, что в данном случае речь идёт не о фактической совместимости или несовместимости оборудования Заказчика и расходных материалов сторонних производителей, а о потребности Заказчика в оригинальных расходных материалов, для сохранении гарантии на имеющееся у него оборудование.
Таким образом, в случае неисправности оборудования Заказчика, по причине использования расходных материалов иных производителей, Заказчик будет лишён права бесплатного обслуживания и ремонта оборудования. Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать описание объекта закупки требования, которые являются для него объективно значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного 2024-34848 7 использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что необходимость поставки оригинальных товаров обусловлена потребностью Заказчика, однако, принимая во внимание пояснения представителя Заказчика, о закупке учреждением в марте 2024 года и находящихся на балансе, Комиссии Управления установлено, что Заказчиком не представлены гарантийные талоны, а также техническая документация, указывающие на необходимость использования исключительно оригинальных расходных материалов.
Таким образом, в отсутствие доказательств о прямой необходимости в оригинальности товаров, необходимых при оказании услуг, оспариваемое требование неправомерно. На основе вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-34848 8
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Политон-Тех" на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.О. Мацнева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-34848
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 июля 2024 г. N 077/06/106-10095/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024