На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также пункта 19 раздела V постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения государственного заказчика МИИГАИК законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: электронный аукцион на поставку программно- аппаратных комплексов: обучающий симулятор по управлению беспилотными авиационными системами (реестровый N 0373100034524000007).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) 2024-14819 2 в составе: Председательствующего Комиссии Управления: К.Д. Киняшовой - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя МИИГАИК: Д.Ю Кремлева (доверенность N 65 от 06.09.2023), а также в присутствии генерального директора и уполномоченных представителей ООО "СГ-Групп": Р.Н. Савенкова (выписка ЕГРЮЛ), А.А. Фильченкова и Д.А. Смакова (доверенность N 11/03 от 12.03.2024), Е.А. Помаз (доверенность N 12/03 от 12.03.2024), ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступило обращение ООО "СГ-Групп" (далее - Заявитель) о возможных нарушениях законодательства о контрактной системе в действиях МИИГАИК при проведении электронного аукциона на поставку программно-аппаратных комплексов: обучающий симулятор по управлению беспилотными авиационными системами (реестровый N 0373100034524000007).
В обращении Заявитель указывает, что совокупности требований объекта закупки соответствует единственная программа для ЭВМ - UAVProf drone simulator (Дронсим).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги 2024-14819 3 потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно положениям описанию объекта закупки товар "Неисключительная лицензия на программу для ЭВМ" обладает следующими характеристиками: "Базовый обучающий модуль и обучающие миссии по ручному пилотированию: базовая подготовка, взлет, посадка, крен, рыскание, тангаж; Тренировочный модуль по ручному пилотированию: охотник за шариками; Аркадный модуль по ручному и автоматическому управлению: поисково- спасательные работы; Профессиональные модули: сельскохозяйственный модуль, модуль геодезия и картография; Встроенный модуль оценки выполнения миссий: да; Цифровые двойники реальных БВС: Evo 2, Agras T10, Mavic 3, Matrice 300, Xag P30; Дополнение линейки БВС при обновлениях: да; Трехмерный мир/миры, содержащий/ие: лесную местность, горную местность, прибрежную зону, сельскохозяйственное поле, тренировочную трассу, железнодорожное полотно, автомобильную дорогу, деревенские здания и сельскохозяйственные постройки. Встроенный модуль визуализации погодных условий: день, ночь, облачность, туман. Встроенная поддержка opensource наземной станции управления (НСУ) QGroundControl: да Встроенная поддержка настроек opensource автопилота PХ4 для мультироторных БВС: да Режим вывода изображения: одномониторный Разрешение: 2К Формат вывода изображения: камера БАС, вид FPV, вид от третьего лица, вид с позиции внешнего пилота Срок действия лицензии: бессрочная Совместимость с системным программным обеспечением, используемым Заказчиком: ОС Ubuntu 22.04.3, AstraLinux".
Также, в описании объекта закупки содержится следующие описание: 2024-14819 4 "Программно-аппаратный комплекс: обучающий симулятор по управлению беспилотными авиационными системами "UAVProf drone simulator: Geodesy" или эквивалент". На заседании Комиссии Управления Заказчик представил на обозрение Комиссии Управления перечень программного обеспечения соответствующего требованиям извещения о проведении закупки. Так, требованиям технического задания к программному обеспечению "обучающий симулятор по управлению беспилотными авиационными системами" соответствуют:
- DJI Flight Simulator - DJI 4vision;
- AVM Technology;
- Dronosim;
- UAVProf drone simulator;
- ARA AgroTEchSim.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в составе обращения Заявитель указывает на программу - "UAVProf drone simulator (Дронсим)", однако Комиссией управления установлено, что программа UAVProf drone simulator является разработкой ООО "Стратус", тогда как программа DronoSim является разработкой Dronobotics.
Также, Комиссией Управления установлено, что в рамках данной закупочной процедуры Заказчиком установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин, предусмотренный положениями Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также 2024-14819 5 требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1236 установлено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не устанавливается в случае, если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению. Комиссия Управления отмечает, что в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минцифры России имеются программные обеспечения по указанному классу. При этом, в составе заявки победителя закупочной процедуры указан порядковый номер реестровой записи в реестре российского программного обеспечения, а именно - 20270 (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/1969266/?sphrase id=4249008).
На основании чего Комиссия Управления приходит к выводу, что комиссия Заказчика правомерно признала заявку победителя соответствующей извещению об осуществлении закупки.
Также в составе обращения Заявитель указывает, что в описании объекта закупки - программы для ЭВМ имеется следующий пункт - "Встроенная поддержка 2024-14819 6 opensource наземной станции управления (НСУ) QGroundControl: да", из чего Заявитель делает вывод, что программа QGroundControl является разработкой иностранного государства (США) и подпадает под запрет о закупке иностранного программного обеспечения. Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что программа QGroundControl не является предметом закупки. Кроме того, программа QGroundControl является opensource разработкой и распространяется бесплатно на базе соответствующей лицензии. Комиссия Управления отмечает, что в Законе о контрактной системе, а также в Постановлении N 1236 отсутствуют ограничения использования opensource программ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Заказчика положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
В действиях МИИГАИК нарушения положений Закона о контрактной системе не выявлены.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Председательствующий К.Д. Киняшова Комиссии Управления: Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая А.А. Луневич Исп.Белолипецкая А.А. 2024-14819
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 марта 2024 г. N 077/06/99-3873/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024