Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта разряда отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц- связи), при участии представителей: ООО "КВАЗАР": Шлычковой А.И. (по доверенности N 1 от 24.07.2024); Комитета государственного строительного надзора г. Москвы: Бобык А.В. (по доверенности N 31 от 12.02.2024); рассмотрев жалобы ООО "КВАЗАР" (далее - Заявитель) на действия Комитета государственного строительного надзора г. Москвы (далее -Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для принтеров и копировальных аппаратов Мосгосстройнадзора (Закупка N0173200002524000017) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-35150 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона. Рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московским УФАС России посредством Единой информационной системы, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в составе извещения данной закупочной процедуры неправомерных требований к закупаемому товару.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с 2024-35150 3 законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно Техническому заданию Заказчиком закупаются товары, в том числе со следующими требованиями: "Тонер-картридж для устройств копировально-множительных": Товарный знак производителя оргтехники: Kyocera, Xerox, Катюша, Sindoh.
Требование оригинальности комплектующего изделия/ расходного материала: Оригинальный(ая). "Картридж для устройств копировально-множительных": Товарный знак производителя оргтехники: Brother, HP, Xerox.
Требование оригинальности комплектующего изделия/ расходного материала: Оригинальный(ая).
В силу ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системы требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром. 2024-35150 4 Согласно п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В составе доводов жалобы Заявитель указывает, что требование об оригинальности закупаемых товаров ограничивает круг участников закупки, так как ввиду ухода с рынка РФ производителей, в том числе Xerox, HP, Brother поставка оригинальных печатных картриджей, копировально-множительной и/или печатной техники и/или их комплектующих невозможна, за исключением случаев прямого взаимодействия (контрактов) с таковыми производителями.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование об оригинальности расходных материалов обусловлено тем, что осуществление закупки совместимых расходных материалов для МФУ/принтеров может повлечь поломку оборудования, имеющегося у Заказчика и как следствие это приведет к нарушению одного из принципов контрактной системы, а именно к нарушению эффективного расходования бюджетных средств. Указанное нарушение может быть выражено в виде поломки МФУ/принтеров и его последующем ремонте в том числе не гарантийном (что подтверждается инструкциями на технику и условиями предоставления гарантии).
Также представитель Заказчика пояснил, что на данный момент только производители оборудования определяют возможность совместного использования его оборудования и принадлежностей, выпущенных другим производителем, что подтверждается в руководстве по эксплуатации и иных документах, в частности: письма ООО "Ксерокс (СНГ), руководства пользователя для техники фирмы Brother, сведения с сайта компании KYOCERA.
Часть оборудования Заказчика, для которого закупаются расходные материалы, находится на гарантии, и в соответствии с условиями гарантийных обязательств использование неоригинальных расходных материалов может привести к не гарантийному ремонту.
Также Заказчиком на заседании Комиссии Управления представлены гарантийные карты, в том числе на оборудование Многофункциональное устройство (МФУ) Sindoh 300; Многофункциональное устройство Катюша М247. Кроме того представителем Заказчика представлены условия гарантийных обязательств на оборудования "Катюша" и "Sindoh", в том числе следующего содержания: 2024-35150 5 "4.2 Гарантия не распространяется на все виды программного обеспечения, как поставляемого с Оборудованием, так и дополнительно установленного. 4.3 Гарантия не распространяется на совместимость данного Оборудования с изделиями и программными продуктами третьих лиц в части их совместимости, либо конфигурирования систем. 4.4 Гарантия не распространяется на ущерб, причиненный другому оборудованию, работающему в сопряжении с купленным Оборудованием. 4.5 Гарантия не распространяется на Оборудование, вышедшее из строя в результате нарушения правил транспортировки. Гарантия не распространяется на оборудование, в отношении которого выполнялся предварительный запуск и подвергавшегося транспортировке после проведения процедур, предусмотренных руководством по установке (вводу в эксплуатацию) и/или демонтажа блокировочных/транспортных фиксаторов. 4.6 Гарантийному ремонту не подлежит Оборудование, вышедшее из строя в результате нарушения правил пользования, описанных в инструкциях и руководствах, прилагаемых к Оборудованию, и/или доступных на официальном сайте компании, использования неоригинальных расходных материалов и запасных частей, невыполнения периодических профилактических работ, несвоевременной замены ресурсных деталей, механического повреждения, а также вследствие возникновения форс-мажорных обстоятельств (пожара, стихийного бедствия, пр.)". Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Комиссия Управления отмечает, что, в соответствии с пп."в" п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, однако, как установлено Комиссией Управления, в представленных Заказчиком письмах отсутствует указание на несовместимость картриджей иных производителей с оборудованием, при этом Комиссия Управления отмечает, что рекомендация производителя в использовании оригинальных расходных материалов не свидетельствует о невозможности использования совместимых расходных материалов (картриджей), а применение совместимых картриджей, очевидно, не является исправлением или изменением конструкции самого изделия. Комиссия Управления отмечает, что согласно ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). При этом ст. 721 ГК РФ исполнитель должен оказать услуги, качество которых соответствует требованиям предъявляемым к услугам данного вида. 2024-35150 6 Таким образом, Заказчик требовать обеспечение гарантийных обязательств может только тогда, когда в описании объекта закупки указаны гарантийные обязательства. Комиссия Управления отмечает, что в данном случае речь идёт не о фактической совместимости или несовместимости оборудования Заказчика и расходных материалов сторонних производителей, а о потребности Заказчика в оригинальных расходных материалов, для сохранении гарантии на имеющееся у него оборудование.
Таким образом, в случае неисправности оборудования Заказчика, по причине использования расходных материалов иных производителей, Заказчик будет лишён права бесплатного обслуживания и ремонта оборудования. Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать описание объекта закупки требования, которые являются для него объективно значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что необходимость поставки оригинального оборудования производителя оргтехники Xerox, Brother, HP, Kyocera обусловлена обоснованной потребностью Заказчика, однако, Заказчиком не представлены гарантийные талоны, указывающие на необходимость использования исключительно оригинальных расходных материалов в отношении оргтехники вышеуказанных производителей. На основе вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что представленные Заказчиком сведений и документы в отношении оргтехники Катюша, Sindoh свидетельствуют об обоснованной необходимости использования оригинальной продукции, в связи с чем в данной части Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы. 2024-35150 7 Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КВАЗАР" на действия Комитета государственного строительного надзора г. Москвы обоснованной в части неправомерного требования об оригинальности расходных материалов в отношение оборудования производителей Xerox, Brother, HP, Kyocera.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.О. Мацнева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-35150
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июля 2024 г. N 077/06/106-10162/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024