Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России: Е.В. Бладчикова (доверенность N 252/юр от 03.05.2024), О.И. Бонченко (доверенность N 444/юр-24 от 22.06.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Хирёв М.В.: А.В. Бережко (доверенность N 7-Х от 27.02.2024), рассмотрев обращение ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России о включении сведений об ИП Хирёв М.В. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для 2024-34951 2 обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ИП Хирёв М.В. (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на закупку товаров (закупка изделий медицинского назначения) (реестровый N 0373100068724000073). 02.05.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 147/2024 (реестровый N 1774308567024000100) на закупку товаров (закупка изделий медицинского назначения) (далее - Контракт). ИКЗ: 241774308567077430100100010670000244.
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 09.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ИП Хирёв М.В. существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик 2024-34951 3 (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 09.07.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.2 Контракта: "Поставка Товара по заявкам осуществляется в течение в течение 5 (пяти) рабочих дней (с понедельника по четверг с 08:30 до 15:00 (по московскому времени), в пятницу и в предпраздничные дни с 08:30 до 14:00 (по московскому времени) со дня отправки заявки Заказчиком. Поставка (выборка) Товара осуществляется с даты заключения Контракта по 25 декабря 2024 года.". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 21.05.2024 Заказчик направил Поставщику заявку на поставку товара, а именно кюветы стрипованные в количестве 1 упаковки, срок поставки товара по 28.05.2024 г. (включительно). 29.05.2024 г. Заказчику от Исполнителя поступило письмо исх. N 83 об отсутствии возможности поставить в рамках Контракта товар, указанный в спецификации к Контракту; 03.06.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика требование N 323/юр-24 о ненадлежащем исполнении обязательств, установив в кратчайшие сроки, но не позднее чем в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента направления требования, а именно по 10.06.2024 г. (включительно) поставить товар по заявке от 21.05.2024 в полном объеме. Поставщик в установленный требованием N 323/юр-24 от 03.06.2024 г. о ненадлежащем исполнении обязательств срок товар не поставил. 05.06.2024 Заказчик направил ответ N 328/юр-24 на письмо Поставщика от 29.05.2024 г. N 83 о том, что указанные причины неисполнения Контракта являются коммерческими рисками, которые должны быть предусмотрены еще до 2024-34951 4 заключения Контракта, а также сообщил, что в случае дальнейшего нарушения обязательств по настоящему Контракту, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 05.06.2024 г. Заказчик направил Поставщику заявку на поставку товара, а именно стержень чистящий в количестве 2 упаковок, срок поставки товара по 13.06.2024 г. (включительно), Поставщик не поставил товар. 18.06.2024 Заказчику от Исполнителя поступило письмо исх. N 110 об отсутствии возможности поставить в рамках Контракта товар, указанный в спецификации к Контракту. 18.06.2024 г. Заказчик направил в адрес Поставщика требование N 352/юр-24 о ненадлежащем исполнении обязательств, установив в кратчайшие сроки, но не позднее чем в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента направления требования, а именно по 25.06.2024 г. (включительно) поставить Товар по Заявке от 05.06.2024 г., предусмотренный Контрактом в полном объеме. 19.06.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика требование N 357/юр-24 об уплате неустойки (штрафа) в связи с неисполнением Поставщиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом по заявке от 21.05.2024. 26.06.2024 Заказчик направил ответ N 374/юр-24 на письмо Поставщика от 18.06.2024 N 110 о том, что указанные причины неисполнения Контракта, являются коммерческими рисками, которые должны быть предусмотрены еще до заключения Контракта, а также сообщил, что в случае дальнейшего нарушения обязательств по настоящему Контракту, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 28.06.2024 г. Заказчик направил в адрес Поставщика требование N 381/юр-24 об уплате неустойки (штрафа) в связи с неисполнением Поставщиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом по заявке от 05.06.2024.
По состоянию на 09.07.2024 г. товар по Контракту не был поставлен. 09.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неисполнением обязательств в полном объеме. На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что согласно спецификации страной происхождения товара является Китайская Народная Республика и Федеративная Республика Германия. 19.04.2024 Поставщик заказал и оплатил медицинские изделия, предусмотренные Контрактом. Однако, товар, приобретенный для исполнения Контракта на склад Поставщика в установленные сроки не поступил. В ответ на претензию Исполнителя продавец товара сообщил, что по сведениям завода-изготовителя по причине сложностей с реализацией платежей за заказанный товар в связи внешнеэкономическим санкциями, возникла задержка сроков изготовления товара, и, следовательно, исполнения обязательств по Контракту, импорт медицинских изделий европейского производства на территорию 2024-34951 5 Российской Федерации затруднен по вышеуказанным причинам. В связи с полученными сведениями Заказчику 18.06.2024 года было направлено письмо описанием обстоятельств, препятствующих поставке товара в установленные сроки, а также с просьбой продлить срок поставки до 10.07.2024 года. Одновременно, Поставщик совершал мероприятия по приобретению товара у альтернативных поставщиков, которые готовы были организовать поставку товара за пределами сроков поставки. 09.07.2024 Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 10.07.2024 от продавца товара поступило письмо N 01-34-1, в котором сообщалось, что заказанные медицинские изделия уже в пути на склад, и в срок до 19.07.2024 года товар будет передан Исполнителю. Об указанных выше обстоятельствах 11.07.2024 года Поставщик незамедлительно сообщил Заказчику с просьбой отменить односторонний отказ от исполнения Контракта и принять товар после 19.07.2024. 12.07.2024 года Исполнитель вновь запросил у Заказчика возможность приемки товара после 19.07.2024. 16.07.2024 года Исполнитель снова запросил у Заказчика возможность приемки товара после 19.07.2024. 17.07.2024 года Заказчик разместил ответы на указанные выше запросы, содержащие отказы в приемки товара за пределами 19.07.2024 г. Товар, заказанный для исполнения обязательств по Контракту поступил на склад Исполнителя 19.07.2024.
Комиссия Управления отмечает, что согласно п.14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95. Между тем Поставщик не осуществил поставку товара по заявкам Заказчика в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о Решении. Комиссия Управления отмечает, что представитель Исполнитель не представил документы и сведения, указывающие на добросовестные действия Исполнителя при исполнении Контракта. Вместе с тем Комиссия Управления указывает, что ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, подтверждается неоднократным направлением в адрес Исполнителя претензий со стороны Заказчика.
Также Комиссия Управления изучив представленные документы от уполномоченного представителя ИП Хирёв М.В. отмечает, что участие в 2024-34951 6 рассматриваемой закупке и заключение Контракта, осуществлялось после введения ограничительных санкций. Поставщик исходил из обычных условий осуществления деятельности, существующих на момент участия в закупке, и мог предвидеть в будущем наступление негативных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению Контракта.
Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность, следовательно, участвуя в закупке, Исполнитель взял на себя все риски, связанные с исполнением/неисполнением договора. Поставщик должен был заблаговременно учесть все коммерческие риски и предусмотреть возможность осуществления поставки, согласно условиям Контракта.
Таким образом, доказательств совершения Исполнителем действий, направленных на исполнение государственного контракта, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в подтверждение своей добросовестности Исполнителем не представлено.
На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения ИП Хирёв М.В. своих обязательств по Контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении Контракта, отсутствие со стороны ИП Хирёв М.В. безусловных и убедительных доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по Контракту, Комиссия Управления приходит к выводу о допущенной ИП Хирёв М.В. при исполнении им своих обязательств по Контракту недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к ИП Хирёв М.В. мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно постановлению Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2018 Ф05-20616/2017, принимая решение об участии в закупках, и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законодательством, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Законодательства. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 2024-34951 7 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП Хирёв М.В. (ИНН: 810703333594) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Хирёв М.В. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-34951
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июля 2024 г. N 077/10/104-9868/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024