Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителя ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова": А.А. Грудачева (по доверенности от 10.01.2024 N01-15/2073), в отсутствие представителей ИП Питиев А.В., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ИП Питиев А.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова"Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для онкопатологического отделения, для 2-ого патолого-анатомического отделения (Закупки N 0373100013124000678, 0373100013124000690) (далее - аукцион, электронный аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-35080 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в описании объекта закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, поданной на извещение об осуществление закупки N0373100013124000678, ранее одним из участников аукциона был направлен запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, в котором указано, что требовать в соответствие с руководством по эксплуатации аппарата Tissue-Tek Film регистрационного удостоверения N РЗН 2021/13948 от 06.04.2021 оригинальную пленку неправомерно, поскольку остальные закупаемые товары не являются расходным материалом, предназначенными исключительно для аппарата Tissue-Tek.
Заказчику было предложено исключить вышеуказанный товар из общего лота и выделить в отдельную закупку, поскольку включение в один лот закупки товара, имеющего признаки уникальности, является нарушением требования Закона о контрактной системе. Вместе с тем, как отмечено в жалобе, Заказчиком неправомерно не учтена информация из запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, поскольку требование к рекомендации производителей аппарата для заключения ограничивает возможность к поставке товаров иных производителей. Аналогично Заявитель оспаривает установление требования к пленке о наличии рекомендации производителей аппарата для заключения в составе извещения N 0373100013124000690.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: 2024-35080 3 а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссия Управления установлено, что в описание объекта закупки извещения об осуществлении аукциона N0373100013124000678 к закупаемому товару "Пленка Идентификатор: 155862916" кода ОКПД2 32.50.50.190 установлены, в частности, следующие требования: "Плёнка должна быть рекомендована производителем аппарата для заключения: Соответствие; Пленка для заключения микропрепаратов, совместимая с аппаратом Tissue-Tek Film, имеющимся у Заказчика: Соответствие". Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что в описание 2024-35080 4 объекта закупки извещения об осуществлении аукциона N0373100013124000690 к закупаемому товару "Пленка Идентификатор: 155988552" кода ОКПД2 32.50.50.190 установлены, в частности, следующие требования: "Плёнка должна быть рекомендована производителем аппарата для заключения: Соответствие; Пленка для заключения микропрепаратов, совместимая с аппаратом Tissue-Tek Film, имеющимся у Заказчика: Соответствие".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика отметил, что согласно руководству по эксплуатации имеющегося оборудования Заказчика Tissue- Tek Film регистрационного удостоверения N РЗН 2021/13948 от 06.04.2021 для аппарата рекомендуется использовать только оригинальную пленку. Так, в п.3 инструкции к аппарату Tissue-Tek Film, размещенной в составе регистрационного удостоверения N РЗН 2021/13948 на сайте медицинских изделий Росздравнадзора, определено, что пленка для заключения гистологических микропрепаратов Tissue-Tek Coverslipping Film предназначена для заключения образцов биологических материалов человека, размещенных на стандартных предметных стеклах, в аппаратах для автоматического заключения микропрепаратов под пленку (производства Sakura) в ходе пробоподготовки для гистологического исследования. При этом представитель Заказчика обратил особое внимание, что согласно п.15 ГОСТ Р 2.005-2023. "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая система конструкторской документации. Термины и определения" от 08.11.2023 (далее - ГОСТ Р 2.005-2023) оригинальное изделие - изделие, примененное в конструкторской документации только одного изделия.
Таким образом, представитель Заказчика отмечает, что возможно использовать исключительно оригинальную пленки производства Sakura для надлежащей работы аппарата Tissue-Tek Film.
Вместе с этим Заказчик добавил, что подобному описанию объекта закупки также может подойти, например, пленка "ДИАПАФ С.п.А." регистрационного удостоверения NРЗН 2013/1024.
В обоснование своей позиции о возможности предложить к поставке товар "ДИАПАФ С.п.А." представитель Заказчика пояснил, что согласно Приложению к регистрационному удостоверению NРЗН 2013/1024 пленка для заключения препаратов составляет 70 м., ввиду чего данная пленка соответствует аппарату Tissue-Tek Film.
Ввиду чего Заказчик отметил, что описание объектов закупки извещений об осуществление аукционов составлено в соответствие со ст.33 Закона о контрактной системе. В обоснование своей позиции представитель Заказчика приложил вышеуказанные регистрационные удостоверения, руководство по эксплуатации на аппарат Tissue-Tek Film, а также ГОСТ Р 2.005-2023, представленных в составе материалов дела. 2024-35080 5 Вместе с тем Комиссия Управления при принятии решения по вышеуказанному делу исходит из того, что обязанность по формированию описание объекта закупки в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе возложена на Заказчика, следовательно, именно Заказчик при формировании извещения об осуществлении закупочной процедуры должен обладать документальным подтверждением соответствие описания объекта закупки требованиям действующего законодательства. В свою очередь, следуя пояснениям Заказчика об оригинальности изделия, Комиссией Управления определено, что конструкторской документацией пленки "ДИАПАФ С.п.А." не подтверждается использование указанной пленки с аппаратом Tissue-Tek Film.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика обратное не доказано.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не предоставлено надлежащих документов и сведений, свидетельствующих о соответствии продукции иных производителей, соответствующих характеристикам описания объекта закупки извещений об осуществлении аукционов. Исходя из всего вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что совокупности установленных требований соответствует продукция единственного производителя Sakura.
В то же время Комиссия Управления считает необходимым отметить, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя. Так, в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
На основании вышеизложенного, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании требований извещений об осуществлении закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-35080 6
РЕШИЛА:
1.Признать жалобы ИП Питиев А.В. на действия ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова"Минздрава России обоснованными.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии: О.А. Челнова М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-35080
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июля 2024 г. N 077/06/106-9875/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024