Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителей ГБУЗ "Поликлиника г. Московский ДЗМ": Федорова С.Д. (по доверенности от 11.02.2022 Nб/н), Бараева С.А. (по доверенности от 15.04.2024 Nб/н), в отсутствие представителей ИП Чащин С.А. о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок, электронной почты, рассмотрев жалобу ИП Чащин С.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Поликлиника г. Московский ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку кондиционеров бытовых для нужд ГБУЗ "Поликлиника г. Московский ДЗМ" (Закупка N 0348300176924000063) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-35494 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской 2024-35494 3 Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе извещения отсутствуют данные для расчета себестоимости установки/монтажа закупаемых кондиционеров. Комиссией Управления установлено, что согласно Приложению N1 к Техническому заданию предусмотрены сопутствующие услуги к закупаемым товарам, а именно монтаж.
Также согласно п.2.4 Проекта государственного контракта цена контракта включает в себя все затраты, издержки и иные расходы Поставщика, таким образом услуги по монтажу также включены в цену контракта.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика не согласились с доводом жалобы, пояснили, что требования к установке кондиционеров содержаться в Приложении N3 к Техническому заданию, при этом длина трассы не указана в связи с тем, что для различных моделей кондиционеров предусмотрены различные технические регламенты и минимальные длины труб идущие в комплекте.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. 2024-35494 4 На основании вышеизложенного комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком при описании требуемого товара "Кондиционер бытовой" Заказчиком неправомерно указаны дополнительные, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), требования к характеристикам товара, без надлежащего обоснования необходимости таких характеристик. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению о проведении аукциона от 23.07.2024 NИИ1, Заказчиком закупается "Кондиционер бытовой", при этом указано на соответствие закупаемых товаров позиции КТРУ 28.25.12.130- 00000010 "Кондиционер бытовой".
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами 2024-35494 5 "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп."г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ. Пп."а" п.13 Правил формирования КТРУ установлено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе включается информация о потребительских свойствах и иных характеристиках товара, работы, услуги, в том числе функциональных, технических, качественных характеристиках, эксплуатационных характеристиках (при необходимости).
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Комиссией Управления установлено, что, например, по п.7 "Кондиционер бытовой" установлены такие характеристики как, например: "Максимальный уровень шума внутреннего блока: Меньше или равно 50 дБ."; "Максимальная рабочая температура: Меньше или равно 52 [0*]С"; Минимальная рабочая температура: Больше или равно 15 [0*]С".
Вместе с этим Комиссией Управления определено, что позиция КТРУ 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой" не содержит такие характеристики как "Максимальный уровень шума внутреннего блока"; "Максимальная рабочая температура"; Минимальная рабочая температура". 2024-35494 6 Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком надлежащим образом не приведено обоснование установление характеристики "Максимальный уровень шума внутреннего блока", а также в составе описания объекта закупки не размещено обоснование необходимости использования дополнительной информации, в частности по характеристикам "Максимальная рабочая температура"; Минимальная рабочая температура", что не соответствует п.6 Правил использования КТРУ.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что при описании требований к товарам Заказчиком неправомерно указаны требования к неизменяемым значениям характеристик, что ограничивает количество участников закупки и Заказчику, по мнению Заявителя, надлежит установить требования к характеристикам товаров в виде диапазона значений, а также значения не отображающие потребность Заказчика. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлены требования к поставляемым товарам, так например: п.7 "Кондиционер бытовой": "Потребляемая мощность при обогреве: Равно 0,72 кВт." Комиссия Управления отмечает, что ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе прямо предусмотрено, что при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать как максимальные и (или) минимальные значения показателей(характеристик) так и значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление в описании объекта закупки требований к конкретным значениям характеристик закупаемых товаров в полной мере соотносится с требованиями ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и не является нарушением.
На основании вышеизложенного комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 4.
Одновременно с этим Заявитель указывает на отсутствие продукции двух разных производителей соответствующей совокупности установленных Заказчиком требований к поставляемым товарам. Комиссией Управления установлено, что например по п.7 "Кондиционер бытовой" Заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару: 2024-35494 7 Вид кондиционера: Сплит-система. Вид блока кондиционера: Внутренний. Высота внутреннего блока: Равно 292 мм. Высота наружного блока: 540
550 мм. Глубина внутреннего блока: Равно 201 мм. Глубина наружного блока: Равно 255 мм. Инверторный тип кондиционера: Да. Класс энергоэффективности (в режиме нагрева): не ниже А. Класс энергоэффективности (в режиме охлаждения): не ниже А. Максимальная длина коммуникаций: Больше или равно 20 м. Максимальная рабочая температура: Меньше или равно 52 [0*]С.
Максимальный уровень шума внутреннего блока: Меньше или равно 50 дБ. Минимальная рабочая температура: Больше или равно 15 [0*]С.
Мощность в режиме нагрева: >= 3 кВт. Мощность в режиме охлаждения: >= 3 кВт. Наличие антибактериального фильтра: Да. Наличие фильтров грубой очистки воздуха: Да. Наличие фильтров тонкой очистки воздуха: Да. Потребляемая мощность при обогреве: Равно 0,72 кВт. Тип внутреннего блока: Настенный. Ширина внутреннего блока: Равно 792 мм. Ширина наружного блока: Равно 780 мм. Вид используемого хладагента: R 410А.
Режим работы кондиционера: Охлаждение; Обогрев. Сопутствующие услуги: Монтаж. Технические особенности: Таймер включения/выключения. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требованиям извещения соответствует продукция производства Energolux и Midea, что подтверждается информацией с сайтов из сети Интернет. Вместе с тем, как установлено Комиссией Управления согласно представленной информации у кондиционеров Midea потребляемая мощность при обогреве 630 Вт, что не соответствует требованиям Заказчика. При этом каких-либо иных сведений, однозначно подтверждающих соответствие всем характеристикам в полном объеме продукции как минимум двух производителей Заказчиком не представлено.
На основании вышеизложенного требования Заказчика сформированы таким образом, что совокупности установленных требований соответствует продукция единственного производителя.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава 2024-35494 8 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Чащин С.А. на действия ГБУЗ "Поликлиника г. Московский ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам и отсутствия обоснования необходимости установления характеристик не предусмотренных КТРУ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Кутейников О.А. Челнова Исп.Кутейников А.А.тел.8(495)784-75-05 2024-35494
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июля 2024 г. N 077/06/106-10198/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024