Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ": Е.Ю. Лазаревой (по доверенности от 28.02.2024 Nб/н), в отсутствие представителей ИП Бондаренко И.Н., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ИП Бондаренко И.Н. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для проведения хирургических операций для нужд ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N 0373200152824000627) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг 2024-35570 2 для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что при описании закупаемых изделий Заказчиком в структурированной форме извещения неправомерно указаны требования к характеристикам закупаемого изделия в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге".
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные 2024-35570 3 знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации; Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять 2024-35570 4 информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной формы извещения, сформированной с использованием ЕИС, Заказчиком установлены требования к характеристикам необходимых к поставке товаров следующим образом, в частности, по п.1 "Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый" позиции КТРУ 32.50.13.190-00007203:
- раздел "Наименование товара, работы, услуги": "Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый";
- раздел "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге": 2024-35570 5 "Стерильная трубчатая оболочка предназначена для чрескожного размещения в сердечно-сосудистой системе, через которую другие сердечно- сосудистые устройства (например, сердечный/внутрисосудистый катетер, стимулирующее отведение) впоследствии вводятся для позиционирования в кровеносных сосудах и/или камерах сердца. Неуправляемый дистальный конец, как правило, изогнут для обеспечения маневрирования в сердце. Интродьюсер может быть снабжен гемостатическим клапаном, чтобы минимизировать потери крови во время вмешательства [например, при электрофизиологических исследованиях], иметь боковой порт для аспирации / инфузии / забора проб крови, иметь рентгеноконтрастную маркировку, что позволяет ему быть видимым во время рентгеновских процедур, и может включать в себя специальный внутрипросветный расширитель. Это устройство одноразового использования. материал - тефлон гемостатический клапан боковое отведение диаметр не менее 6 Фр. длина не менее 13 см. длина расширителя не менее 20 см в комплекте с проводником 0.035 ' с j-кончиком" - раздел "Характеристики товара, работы, услуги": "Материал изготовления интродьюсера: Рентгеноконтрастный тефлон; Диаметр совместимого проводника: 0.035 Дюйм (25,4 мм)".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы, пояснив, что установление описания объекта закупки подобным образом является следствием технической ошибки Заказчика. При этом Комиссия Управления обращено внимание Заказчика, что, исходя из установленного описания объекта закупки раздела "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге", в частности требование "клапан боковое отведение диаметр не менее 6 Фр. длина не менее 13 см." не является обоснованием ни одной из установленных характеристик в графе "Характеристики товара, работы, услуги".
Таким образом, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что размещенное в составе описания объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительной информации не соответствует п.6 Правил использования КТРУ, так как содержит в себе требования к товарам, которые в свою очередь отсутствуют в разделе "Характеристики товара, работы, услуги". Более того, раздел "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" по своей сути относится непосредственно к самому обоснованию использования характеристик не предусмотренных КТРУ по исполнение п.6 Правил пользования КТРУ. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что размещенное в составе описания объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительной информации не соответствует п.6 Правил использования КТРУ, так как содержит в себе требования к товарам, которые в свою очередь 2024-35570 6 отсутствуют в разделе "Характеристики товара, работы, услуги".
Таким образом, Заказчику, во исполнение требований п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и Правил пользования КТРУ, надлежало отразить все необходимые характеристики закупаемых товаров в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименования характеристик, значение характеристик, единицы измерения характеристик, инструкцию по заполнению характеристик в заявке, а в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" отразить исключительно обоснование таких характеристик, в случае, если они не предусмотрены используемой Заказчиком позицией КТРУ, чего Заказчиком сделано не было. Иными словами, формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм вебинтерфейса ЕИС. При формировании извещения о проведении закупки Заказчику надлежало указать характеристики закупаемой продукции со значениями этих характеристик в соответствующей графе для обеспечения возможности участникам закупки представить такие сведения в структурированной форме. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемых изделиях надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы извещения, размещение которой обязательно в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.Одновременно с этим в составе жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, поскольку Заказчиком не представлено ответа по существу содержащегося в запросе вопроса в частности установления неправомерного описания объекта закупки, что послужило основанием для подачи жалобы Заявителем.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, 2024-35570 7 следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. На заседании Комиссии Управления установлено, что одним из участников закупочной процедуры был направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки следующего содержания, в том числе: "2.Позиция с идентификатором 156378202 сформирована под товар единственного производителя - катетер баллонный для ангиопластики периферических артерийRapidcross производства Medtronic: Катетер баллонный для 32.5 ангиопластики периферических 0.13 Значение артерий .110 характеристик Идентификатор: 156378202 - Длина Миллим и не может 025 150.1 и
200 баллона етр изменяться 01 участником Обоснование включения закупки дополнительной информации в сведения о товаре, работе, Значение услуге: Тип характеристик - баллона Монорельсовый и не может (Система (Быстрая замена) изменяться доставки) участником закупки Значение характеристик Диаметр Миллим и не может
2.26 и
2.5 баллона етр изменяться участником закупки Значение Рентгенк характеристик онтрастн и не может Наличие ые изменяться маркеры участником закупки Рабочая
165 и < 190 Сантим Значение длина етр характеристик катетера и не может изменяться участником закупки 2024-35570 8 Совмести Значение мость с характеристик Дюйм проводни и не может 0.014 (25,4 ком изменяться мм) диаметро участником м закупки Совокупность этих двух параметров является ограничивающими: Значение характеристики Рабочая длина
165 и < 190 Сантиметр не может изменяться катетера участником закупки Совместимость с Значение характеристики Дюйм (25,4 проводником 0.014 не может изменяться мм) диаметром участником закупки Комбинация этих параметров имеется только у катетера баллонного для ангиопластики периферических артерийRapidcross производства Medtronic. 3.
Позиция с идентификатором 156378207 сформирована с ошибкой: Проводник для доступа к 32.5 коронарным/периферическим 0.13 Значение сосудам, одноразового .110 характеристик использования - Тип и не может Идентификатор: 156378207 000 использо Одноразовый изменяться 050 вания участником 72 закупки Обоснование включения дополнительной информации в Нержавеющая Значение Материа сведения о товаре, работе, сталь характеристи л услуге: ки не может оплётки Никель- Длинная тонкая стерильная изменяться проводн титановый сплав проволока, предназначенная для участником ика (нитинол) чрескожного размещения в закупки периферических сосудах (не в Значение сердце и не в центральной Требован характеристик нервной системе) для ия к и не может функционирования в качестве свойства Стерильный изменяться проводника для введения изделий м участником (например, катетеров). изделия закупки Изготавливается из металла Назначен Для чрескожного Значение (например, нержавеющей стали, ие размещения в характеристик Нитинола) с покрытием или без сердечной и не может покрытия; доступны изделия с сосудистой изменяться различными конфигурациями системе участником дистального конца. Изделие (желудочках или закупки предназначено для использования коронарных 2024-35570 9 сосудах) для функционирования в качестве проводника для введения, позиционирования и/или обеспечения в чрескожной ангиографии, работы изделий ангиопластике, ротационной (например, атерэктомии и тромбэктомии, для катетера, дренажа и в других отведения диагностических и электрокардиости интервенционных процедурах. мулятора) Может включать изделия для облегчения манипуляций (например, устройство для Данный параметр следует изменить: Материал оплётки Нержавеющая сталь Значение характеристики не может проводника изменяться участником закупки Никель-титановый сплав (нитинол) Оплетка бывает либо из нежавеющей стали либо из нитинола. Поэтому предлагаем изменить данный параметр следующим образом: Материал оплётки Нержавеющая сталь Участник закупки указывает в заявке проводника конкретное значение характеристики Никель-титановый сплав (нитинол) Просьба исправить неточность в данной позиции ТЗ". На данный запрос было дано разъяснение от 22.07.2024 NРИ1 следующего содержания: "В аукционную документацию будут внесены изменения.". Комиссией Управления установлено, что в ЕИС опубликовано и является актуальным извещение об осуществление электронного аукциона от от 17.07.2024.
Таким образом, Комиссией Управления приходит к выводу, что Заказчиком не внесены изменения в извещение об осуществлении закупки, ввиду чего Заказчиком также не даны разъяснения положений извещения по существу. При этом на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не отрицал данного факта, пояснив, что, действительно, описание извещения об осуществление закупки должно быть скорректировано. В свою очередь, Комиссией Управления обращено особое внимание, что согласно направленному запросу в нарушение требований ст.33 Закона о контрактной системе для закупаемого Заказчиком товара описания объекта закупки "Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий Идентификатор: 156378202" установленным требованиям соответствует товар единственного производителя катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий Rapidcross производства Medtronic. 2024-35570 10 Более того, согласно направленному запросу в п. "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования Идентификатор: 156378207" установлено неправомерное требование к материалу закупаемого товара, поскольку оплетка проводника бывает либо из нержавеющей стали либо из нитинола. Комиссия Управления отмечает, что описание объекта закупки должно быть составлено таким образом, чтобы описанию объекта закупки соответствовали товары различных производителей, при этом, ст.33 Закона о контрактной системе содержит в себе закрытый перечень случаев, когда Заказчик вправе закупать товары конкретного производителя, во всех остальных случаях, совокупности всех требований извещения, в том числе и всем требованиям описания объекта закупки, должны соответствовать товары как минимум двух различных производителей. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.5 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30, ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-35570 11
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Бондаренко И.Н. на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" обоснованной. 2.
Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1, ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии: Е.Д. Мартьянова М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-35570
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 июля 2024 г. N 077/06/106-10018/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024