Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: К.Д. Киняшовой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ФГБУК ГМВЦ "РОСИЗО": Югай А.В. (доверенность N02/1/24 от 07.02.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "МОРИУМ": Мандравина Г.А. (доверенность Nб/н от 15.07.2024), рассмотрев обращение ФГБУК ГМВЦ "РОСИЗО" о включении сведений об ООО "МОРИУМ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУК ГМВЦ "РОСИЗО" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "МОРИУМ" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, 2024-35195 2 заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу элементов оформления выставочного пространства "Наша Культура" в рамках мероприятия "Выставка "РОССИЯ" (реестровый N0373100017824000030). 08.07.2024 между Заказчиком и ООО "МОРИУМ" заключен государственный контракт N0373100017824000030 (реестровый N1770703973524000027) на выполнение работ по демонтажу элементов оформления выставочного пространства "Наша Культура" в рамках мероприятия "Выставка "РОССИЯ" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 10.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "МОРИУМ" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 10.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии 2024-35195 3 Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Приложению N1 к Контракту, ст. 2 "Сроки оказания работ" - срок выполнения работ: с "10" июля 2024 г. по "12" июля 2024 г. с 08:00 до 20:00.
Представитель Заказчика пояснил и указал, что Исполнитель не выполнил свои обязательства по Контракту. 10.07.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензию N1 с односторонним Актом с указанием недостатков и перечня необходимых доработок по Контракту. По состоянию на 18:00 10.07.2024 Исполнитель выявленные недостатки не устранил, доработки не произвёл. После принятия Заказчиком Решения 22.07.2024 Заказчиком со стороны Исполнителя получено письмо с возражением на Решение Заказчика, согласно которому Исполнитель не имел намерений уклоняться от выполнения Контракта и указанием, что со стороны осуществляющей аккредитацию организации, а также со стороны Заказчика Исполнителем не была получена информация. Так, только 02.07.2024 Исполнитель со стороны Заказчика получил ответ на направленный ранее перечень необходимых документов, при этом ответ со стороны осуществляющей аккредитацию организации Исполнителем не был получен. Представитель Исполнителя пояснил и указал, что в целях надлежащего выполнения взятых на себя обязательств 08.07.2024 Исполнитель в соответствии с указанным на официальном сайте алгоритмом аккредитации направил весь перечень необходимых документов для прохождения всех необходимых процедур по аккредитации с Площадкой "Выставка "РОССИЯ" и иными задействованными в организации выставочного мероприятия службами (служба безопасности, противопожарная служба и т.д.), что подтверждается приложенным снимком экрана с информацией об отправке таких документов.
Согласно п. 5.4 технического задания к Контракту Подрядчик должен обеспечить прохождение всех необходимых процедур по аккредитации с Площадкой "Выставка "РОССИЯ" и иными задействованными в организации выставочного мероприятия службами (служба безопасности, противопожарная служба и т.д.). Подрядчик не может приступать к работам без предварительной аккредитации. Правила аккредитации указаны в "Технических условиях для подрядных организаций", размещенных на портале https://russia.ru/.
Представитель Исполнителя подчеркнул, что согласно п. 5 Технического задания к Контракту "Подрядчик должен обеспечить прохождение всех необходимых процедур по аккредитации...". Исходя из этого, ни Контрактом, ни алгоритмом получения аккредитации не предусмотрено лицо, которое должно подавать весь необходимый перечень документов. Данными положениям лишь предусмотрена обязанность Исполнителя по оказанию содействия, то есть по предоставлению необходимых документов, информации. Исполнитель в целях исполнения Контракта в полном объеме также направил 09.07.2024 весь перечень таких документов в адрес Заказчика посредством электронной почты.
Таким образом, в представлении Исполнителя, Исполнитель напрямую обеспечил прохождение всех необходимых процедур по аккредитации, чем и выполнил обязанность, предусмотренную п. 5.4 Контракта, направив необходимый перечень документов и в адрес Заказчика, и в адрес организации, осуществляющей аккредитацию. Вместе с тем представитель Исполнителя пояснил, со стороны организации, осуществляющей аккредитацию, и со стороны Заказчика, содержательного ответа предоставлено не было. Так, Заказчик в ответ на присланный перечень документов ответил направлением письма Дирекции технического контроля, которое датировано 02.07.2024. 2024-35195 4 Организация, осуществляющая аккредитацию, предоставила в адрес Исполнителя ответ. В связи с вышеизложенным Исполнитель, представитель Исполнителя отметил, что не обладал возможностью выполнить обязательства, указанные в п. 6 Контракта, по независящем от него обстоятельствам, при этом, все необходимые для успешного выполнения Контракта действия, в представлении Исполнителя, были осуществлены.
На основании представленных к материалам дела документов и сведений Комиссия Управления делает вывод, что Исполнитель предпринимал активные действия, направленные на выполнение обязательств по заключенному Контракту и не имел намерения уклоняться от исполнения Контракта.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. 2024-35195 5 По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Исполнителем условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБУК ГМВЦ "РОСИЗО" во включении сведений в отношении ООО "МОРИУМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующтй Комиссии Управления: К.Д. Киняшова Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков А.А. Луневич Исп. Поляков И.А. 2024-35195
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июля 2024 г. N 077/10/104-10219/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024