Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А.Челновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителей: ООО "Строй-эксперт": Георгиева Ф.Ю. (по доверенности от 29.05.2024 N14/2024), ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы": Григорьева А.В. (по доверенности от 01.02.2024 N01-02-18/24), Касаткина Е.Е. (по доверенности от 25.04.2024 N01-02-47/24), Департамента г. Москвы по конкурентной политике: Османович В.В. (по доверенности от 06.02.2024 N77-13-1/24-19), рассмотрев жалобу ООО "Строй-эксперт" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации с получением положительного заключения экспертизы по объекту: "Строительство Флагманского центра 2024-35577 2 ментального здоровья по адресу:
г. Москва, Большой Предтеченский пер., д. 15/8, стр. 3" (Закупка N 0173200001424001011) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия закупочной комиссии Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. По мнению Заявителя комиссией по осуществлению закупок Заказчика нарушены нормы Закона о контрактной системе в результате отклонения заявки Заявителя.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 22.07.2024 NПРОII1 заявка ООО "Строй-эксперт", с идентификационным номером 298896, отклонена на следующем основании: "Заявка участника отклоняется в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 признана не соответствующей требованиям на основании п.8 ч.12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, а именно:
- В составе заявки участником в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ представлена недостоверная информация о стоимости выполненных работ, что не соответствует данным бухгалтерского баланса о выручке участника за 2023 г.".
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей, при этом вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "р" п.1, пп "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
На основании пп."л" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о принадлежности участника 2024-35577 3 закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
Согласно пп."р" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. П.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": "Содержание: Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, связанных с предметом контракта, на право заключить который проводится закупка). Под работами, связанными с предметом контракта, понимается выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом, при исполнении которых поставщиком 2024-35577 4 (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Опыт участника по выполнению работ, связанных с предметом контракта, подтверждается следующими документами, направленными в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов:
- исполненный договор;
- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
- положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов выполненных работ). К оценке принимаются документы, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии. Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии у участника опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)" приведена в Приложении 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки. Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.".
Согласно ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям 2024-35577 5 извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч.12. ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных 2024-35577 6 Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п.3 или п.4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации данные о выручке Заявителя свидетельствуют о том, сколько денежных средств в 2023 году поступило на его счета за реализованные товары, работы, услуги. Заявитель не получил в 2023 году денежные средства по двум исполненным договорам: N ХБК-ХР-ИЖС-9 от 19.08.2022 года в сумме 379,4 млн. рублей N ХБК-ХР-ИЖС-10 от 10.02.2023 года в сумме 402,3 млн. рублей Итого: 781,7 млн. рублей. При этом со стороны Заявителя данные вышеуказанные договоры исполнены в полном объеме, что подтверждается подписанными сторонами актами приема- сдачи выполненных работ. При этом на заседании Комиссии Управления представитель Заявитель также пояснил, что по указанным договорам в настоящий момент ведется претензионная работа. Вместе с тем, каких-либо документов и сведений подтверждающих невыполнение заказчиком по указанным договорам обязанности по уплате Заявителем в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления не представлено.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что согласно ч. 2, 3 ст. 18 Федерального закона 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закона о бухгалтерском учете) государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При этом юридическая значимость бухгалтерской отчетности, полученной из государственного информационного ресурса и заверенной электронной подписью Федеральной налоговой службой, приравнивается к значимости документа на бумажном носителе.
Таким образом, каждый факт хозяйственной деятельности, в том числе по результатам исполнения контрактов, подлежит отражению в годовой бухгалтерской 2024-35577 7 отчетности, сведения о которой находятся в государственном информационном ресурсе. При этом, в целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей. Следовательно, сведения в отношении суммы исполненных контрактов за отчетный период не может превышать суммы, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности за данный период.
Согласно информации Федеральной налоговой службы, содержащейся в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности выручка ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙ-ЭКСПЕРТ" (ИНН 6509021808) составляет за 2023 год - 276,654 млн. рублей, при этом в составе документов заявки данным участником закупки представлены сведения в отношении исполнения в этом периоде договоров (в целом) более, чем на 900 млн. рублей. Кроме того, исходя из Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетность ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙ-ЭКСПЕРТ" (ИНН 6509021808) за 2023 год содержала, в том числе, следующие сведения:
1. Дебиторская задолженность (строка 1230 Бухгалтерского баланса) - 75,887 млн. рублей;
2. Прочие расходы (Строка 2350 Отчета о финансовых результатах) - 1,055 млн. рублей (по данной строке отражаются сведения в отношении резерва по сомнительным долгам). В целях соблюдения положений Закона о контрактной системе заказчики обязаны учитывать сведения, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности участников закупок, в том числе посредством использования государственного информационного ресурса на основании ч. 9 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно ч.1 ст.10 Закона о бухгалтерском учете, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, 2024-35577 8 содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о бухгалтерском учете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом о бухгалтерском учете, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Учитывая изложенное, данные, представленные в составе заявки не соответствуют данным Федеральной налоговой службой, что является недостоверной информацией. Вместе с тем под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7). Кроме того, предоставленное заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями. Кроме того п.8 ч.12. ст.48 Закона о контрактной системе прямо предусмотрено, что заявка участника закупки подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих факт достоверности информации о заключенных контрактах. В то же время, как следует из материалов дела в настоящем случае, у комиссии по осуществлению закупок Заказчика имелись сведения, подтверждающие недостоверность представленных сведений, а потому комиссия по осуществлению закупок Заказчика была обязана отстранить такого участника от участия в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение комиссии по осуществлению закупок Заказчика в части отклонения заявки Заявителя по основанию, указанному в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе, поскольку участником закупки в составе заявки представлена недостоверная информация.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и являются необоснованным. 2024-35577 9 Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строй-эксперт" на действия закупочной комиссии ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукционов, наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А.Кутейников О.А. Челнова Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-35577
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 июля 2024 г. N 077/06/106-10324/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024