Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Члены Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Османович (по доверенности от 06.02.2024 N77-13-1/24-19), ГКУ "Московский центр недвижимости": Е.М. Топорковой (по доверенности от 10.01.2024 NВН-Д-25/24), ООО "Эдельвейс": С.А. Середа (по доверенности от 22.07.2024 Nб/н), рассмотрев жалобу ООО "Эдельвейс" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Московский центр недвижимости" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерного оборудования в течение отопительных сезонов 2024-2025 гг. и 2025- 2026 гг. в нежилых помещениях и отдельно стоящих зданиях, находящихся в собственности города Москвы (Закупка N 0173200001424001031) (далее - электронный конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 2024-35553 2 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
1.В составе жалобы Заявитель указывает, что в документации извещения об осуществлении конкурса отсутствует указание конкретных адресов зданий, подлежащих обслуживанию, что приводит к невозможности точного планирования логистики на протяжении нескольких отопительных сезонов. Более того, Заявитель также указывает, что без информации об адресах зданий невозможно определить расстояния, которые предстоит преодолевать сотрудникам исполнителя при обследовании систем инженерного оборудования.
Таким образом, по мнению Заявителя, подобное формирование извещения об осуществление электронного конкурса затрудняет возможность подачи корректного предложения потенциальному участнику конкурса.
В силу п.7 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч.24 ст. 22 Закона о контрактной системе), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, 2024-35553 3 либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком закупаются работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту кода ОКПД2 41.20.20.290 "Здания нежилые, не включенные в другие группировки", при этом объектом закупаемых работ является объект административно-делового назначения. Комиссией Управления также установлено, что в Приложении N2 к Техническому заданию, являющегося частью извещения, конкретизирован адресный перечень производимых работ: "Город Москва; Московская область (конкретные адреса объектов указываются в заявках заказчика направляемых по мере возникновения потребности города Москвы)". Одновременно с этим Комиссией Управления определено, что в форме заявки, размещенной в составе Приложения 7 к Техническому заданию, содержится срок и наименование (в соответствии с Приложением 1 "Перечень объектов закупки" к Техническому заданию".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседание Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объекты, подлежащие обслуживанию и ремонту по данной закупке, расположены в городе Москве и Московской области. В процессе деятельности собственник (город Москва) передает/принимает объекты от пользователей, в связи с чем перечень объектов постоянно изменяется.
Таким образом, представитель Заказчика отмечает, что указать конкретные адреса объектов на момент публикации извещения о проведении закупки не предоставляется возможным. Вместе с тем, услуги, выполняемые в ходе исполнения контракта, в соответствии положениями Технического задания осуществляются на основании заявок Заказчика. Конкретный адрес объектов, на котором необходимо оказать услуги указывается в заявке согласно форме, установленной Приложением 7 к Техническому заданию. Комиссия Управления также отмечает, что согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N Д28и-699 "Об указании удаленности места оказания услуг в извещении о закупке" Заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав 2024-35553 4 границы административного округа (территориального образования), или в километрах, при обоснованности данной необходимости. Кроме того, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не вменяет Заказчикам обязанность обеспечить возможность участия в закупочной процедуре всех хозяйствующих субъектов, оценивая их производственные мощности при планировании закупки. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2.Согласно доводам жалобы в составе документации извещения об осуществления закупки отсутствуют информация о методике расчета представленных смет, отсутствуют ведомости объемов работ, на основании которых были составлены данные сметы, а также отсутствует обоснование установленных цен.
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе. П.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, рассмотрение жалоб участников закупок на предмет правомерности обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России, в связи с чем данный довод не подлежит рассмотрению. 2024-35553 5 3.В составе жалобы Заявитель также указывает на неправомерный способ определения исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме. Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Перечень) В обоснование своей позиции Заявитель указывает на то, что согласно описанию объекта закупки Технического задания участник закупки будет оказывать услуги, в том числе, по техническому обслуживанию и текущему ремонту, соответствующие следующим кодам ОКПД2: 33.14.1 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию электрического оборудования"; 33.12.19 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки". В свою очередь, данные коды ОКПД2 33.14.1 и 33.12.19 включены в Перечень, что свидетельствует о том, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, а также в один лот включены услуги попадающие так и не попадающие по действия вышеуказанного распоряжения.
На основании ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме от 05.07.2024 объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерного оборудования, при этом Заказчиком выбран код ОКПД2 41.20.20.290 "Здания нежилые, не включенные в другие группировки".
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при 2024-35553 6 осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
На основании ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки является комплекс услуг по техническому обслуживанию и ремонту инженерного оборудования в течение отопительных сезонов 2024-2025 гг. и 2025-2026 гг. в нежилых помещениях и отдельно стоящих зданиях. Коды ОКПД2 33.14.1 и 33.12.19, указанные в жалобе, не соотносится с объектом закупочной процедуры, поскольку предметом закупки является техническое обслуживание и текущий ремонт комплекса инженерных коммуникаций, в состав которого входит система вентиляции и кондиционирования, индивидуальный тепловой пункт, система теплоснабжения, а не ремонт и техническое обслуживание электрического оборудования и прочего оборудования общего назначения.
Таким образом, в рамках планируемого к заключению контракта предусмотрено оказание услуг по обслуживанию комплекса инженерных коммуникаций, обеспечивающих поддержание в работоспособном состоянии функций вентиляции и кондиционирования воздуха, индивидуального теплового пункта, системы теплоснабжения. Указанные услуги относятся к услугам по техническому обслуживанию зданий и сооружений, что соответствует выбранному коду ОКПД2 41.20.20.290 "Здания нежилые, не включенные в другие группировки", при этом данный код ОКПД2 не включен в перечень, установленный Перечнем, ввиду чего у Заказчика отсутствует обязанность проведения закупочной процедуры в виде электронного аукциона. Комиссия Управления также не может согласиться с позицией Заявителя, поскольку Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей закупаемого товара, работы, услуги.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления отмечает, что в связи с выбором кода ОКПД2, отвечающего объекту закупки и не входящему в Перечень, содержащим указание на объекты закупок, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)", в действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-35553 7
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Эдельвейс" на действия ГКУ "Московский центр недвижимости" необоснованной.
2.Жалобу в части обжалования формирования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения в соответствии п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе.
3.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий Члены Комиссии: А.А. Кутейников М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-35553
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июля 2024 г. N 077/06/106-9862/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024