Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ДГП N 150 ДЗМ": Забелиной Н.В. (доверенность б/н от 03.04.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "ВЕНТЕРН": Канберова Б.М. (доверенность N1 от 26.07.2024), рассмотрев обращение ГБУЗ "ДГП N 150 ДЗМ" о включении сведений об ООО "ВЕНТЕРН", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-35358 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ДГП N 150 ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ВЕНТЕРН" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственного контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции зданий ДГП N150 в течение 3 квартала 2024 года (реестровый N 0373200075224000032). 17.06.2024 между Заказчиком и ООО "ВЕНТЕРН" заключен государственный контракт (реестровый N 0373200075224000032) на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции зданий ДГП N150 в течение 3 квартала 2024 года (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 11.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "ВЕНТЕРН" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) 2024-35358 3 поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст 3 Контракта начало срока оказания Услуг: 01.07.2024.
Окончание срока оказания Услуг:30.09.2024.
На заседании Комиссии Управления Представитель Заказчика пояснил, что 01.07.2024 - Исполнителю направлена заявка на ремонт кондиционера в кабинете 302 филиала 1 ГБУЗ "ДГП N150 ДЗМ" (г. Москва, пр-т 40 лет Октября, д. 25). К ремонту кондиционера работники Исполнителя приступили на следующий день 02.07.2024.
В результате действий работников Исполнителя кондиционер в кабинете N 302 не был отремонтирован и вышли из строя все системы вентиляции и кондиционирования в здании филиала 1 Заказчика. 03.07.2024 - Исполнителю направлена повторная заявка на ремонт системы вентиляции. Выехать и приступить к ремонту Исполнитель отказался, аргументируя это отсутствием оплаты за июнь по аналогичному контракту по техническому обслуживанию систем вентиляции во втором квартале 2024 года. 03.07.2024 - направлена претензия Исполнителю с требованиями в срок до 05.07.2024 года устранить дефекты, а также провести очистку и дезинфекцию систем вентиляции и кондиционирования воздуха в соответствии с требованиями п. 2.27.3 Технического задания.
В результате неисправности систем вентиляции и кондиционирования воздуха в период высоких дневных температур условия работы и оказания медицинских услуг детям в поликлинике не соответствовали требованиям и повлекли многочисленные обращения граждан. 08.07.2024 и 09.07.2024 - Заказчиком направлены заявки на ремонт системы 2024-35358 4 вентиляции и соответствующие претензии. Неисправность не была устранена. 09.07.2024 - приглашены специалисты ООО "Центр Инженерных Систем" (далее - ООО "ЦИС"), производившего монтаж и наладку системы вентиляции и кондиционирования в ходе капитального ремонта здания. Запущены 2/3 системы. В одном крыле здания система не работает, так как требуется замена деталей. Работниками ООО "ЦИС" составлен Акт о неисправности от 12.07.2024, свидетельствующий о ненадлежащем техническом обслуживании системы вентиляции. 11.07.2024 - Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в связи с систематическими и существенными нарушениями Исполнителем условий Контракта. 16.07.2024 - Заказчиком получено письмо Исполнителя (Исх. N 101 от 16.07.2024), в котором Исполнитель обязуется "устранить недостатки оказанных услуг и надлежащим образом исполнить принятые на себя обязательства в срок до 19.07.2024". 18.07.2024 - в ходе плановой проверки ГБУ "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания здания филиала N 1 ГБУЗ "ДГП N 150 ДЗМ" по адресу:
г. Москва, проспект 40 лет Октября, д.25, выявлены нарушения в работе системы вентиляции, отраженные в разделе 7 Акта проверки от 18.07.2024 N203/24. 18.07.2024 - в 19 час. 34 мин. поступил ответ Исполнителя на решение Заказчика от 11.07.2024 (исх. N103) с предложением принять участие в совещании 19.07.2024 в 11 час. 30 мин. В режиме видеоконференции "для информирования Заказчика об устранении замечаний, послуживших основанием для Решения". При этом система вентиляции по-прежнему была не исправна, вследствие чего 22.07.2024 Заказчику было выдано предписание ГБУ "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" N203/24 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. Содержание объекта признано неудовлетворительным в части технического обслуживания систем вентиляции. В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что в период с 01.07.2024 Заказчиком были направлены Исполнителю 3 заявки. Данные заявки были выполнены в части возможного, что подтверждается отметками в журнале. Выезды осуществлялись по всем заявкам, а также оказывались в установленном порядке. Между тем, прилагаемые Исполнителем усилия по ремонту системы кондиционирования не принесли результатов, система кондиционирования Заказчика неисправна ввиду физического износа оборудования. Сотрудники Исполнителя неоднократно пытались запустить систему кондиционирования. Об этих неисправностях было сообщено как устно, так и письменно, а также 2024-35358 5 отражено в дефектных актах по результатам выездов сотрудников Исполнителя.
Согласно пояснениям инженера: "01.07.2024 было получено письмо о внеплановой проверке и предоставлении документов согласно перечню, после звонка завхозу Сидоренко Н.С. по адресу: проспект 40 лет Октября, д. 25 было уточнено, что мы предоставляем весь комплект, кроме акта эффективности вентиляции, в наш договор эти услуги не входят. 02.07.2024 весь комплект по всем трем адресам был передан нашим монтажником Райцевым А.И. завхозу Сидоренко Н.С. 02.07.2024 наши сотрудники проводили на объекте работы по диагностике кондиционера и сбросу ошибок с приточных установок, после отъезда сотрудников, произошло отключение автоматов и в тот же день наш сотрудник Коровин А.В наладил работу приточных установок. Есть соответствующие записи в журналах о всех проведенных работах в июле, Заказчик отказывается показывать их и дать сфотографировать. 03.07.2024 монтажником Райцевым А.И. по адресу: проспект 40 лет Октября, д. 2 были оказаны услуги по очистке внешних блоков кондиционеров, ул. Цимлянская, д. 22 был произведен запуск систем кондиционирования. 06.07.2024 Райцев А.И. находился на проспект 40 лет Октября, д. 25 и запускал систему кондиционирования до 22-00.
Согласно ТЗ наши сотрудники не могут круглосуточно быть на объекте как требуют Заказчик. 08.07.2024 и 09.07.2024 Заказчик прислал нам претензии о несоблюдении периодичности И непредоставлении документов, что не соответствует действительности. С 10.07.2024 наших сотрудников не допускают на объекты, есть видео-записи. Все документы передавали по просьбе Заказчика для проверки". Подрядчиком были осуществлены выезды после принятия Заказчиком Решения в рамках технического обслуживания систем в попытках разрешить сложившуюся ситуацию. Между тем, Заказчиком было отказано в доступе на объект для сотрудников в связи с распоряжением руководства. Организации рабочих совещаний также не принесли результатов. О данных обстоятельствах Заказчик был проинформирован письмами с приложениями видеоматериалов по фактам недопусков. Так, 18.07.2024 письмом N 1 (в ответ на Решение) Исполнитель сообщил Заказчику о том, что им были проведены работы над замечаниями. Просил провести рабочее совещание 19.07.2024 в 11:30 для информирования Заказчика об устранении замечаний, послуживших основанием для Решения. Дополнительно просил об отмене Решения. Между тем, Заказчиком доступ на объект не предоставлен. Дополнительно Исполнителем оказывались данные услуги Заказчику с 2020 года по гос. контрактам.
Согласно всем актам услуги оказываются в полном объеме без 2024-35358 6 замечаний. Услуги оплачены в полном объеме. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что не получал ответов от Исполнителя на адрес электронной почты. Комиссией Управления установлено, что Исполнитель направлял ответы Заказчику на адрес электронной почты "dgp150@zdrav.mos.ru ", на что представитель Заказчика пояснил, что в ст. 16 контракта указана почта "dgp150planotdel@mail.ru" и к почте "dgp150@zdrav.mos.ru " у Заказчика доступа нет. Однако, представитель исполнителя представил на обозрение Комиссии управления снимок экрана, согласно которому претензии от Заказчика поступили с почты "dgp150@zdrav.mos.ru" , на что представитель Заказчика пояснил, что часть претензий отправлялась с почты "dgp150@zdrav.mos.ru" , а часть с "dgp150planotdel@mail.ru" .
Ввиду вышеизложенного, довод Заказчика об отсутствии ответов от Исполнителя на претензии Заказчика Комиссии Управление считает несостоятельным. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Исполнитель преступил к выполнению работ, а также поддерживал связь с Заказчиком, совокупность данных фактов Комиссия Управления расценивает, как активные действия со стороны Исполнителя направленные на выполнение контракта.
Также Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено 122 государственных контракта.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Исполнитель ранее выполнял аналогичные контракты (оказание услуг), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан 2024-35358 7 не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение 2024-35358 8 Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ДГП N 150 ДЗМ" Минздрава России во включении сведений в отношении ООО "ВЕНТЕРН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председатель комиссии А.С. Спирякова Члены комиссии: А.А. Луневич К.В. Змиевская Исп.Луневич А.А. 2024-35358
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июля 2024 г. N 077/10/104-10289/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024