Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУЗ "ГП N 195 ДЗМ": М.С. Попова (дов.N138 от 18.08.2023), ООО "ПРОГРЕСС-СТРОЙ": С.А, Демина (дов.Nб/н от 29.07.2024), рассмотрев жалобу ООО "ПРОГРЕСС-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 195 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг в области трудовых ресурсов в ГБУЗ ГП N 195 ДЗМ филиал N 3 (Закупка N 0373200061324000089) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-35864 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые Московским УФАС России, документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
Согласно доводам Заявителя Заказччиком не установлено надлежашим образом требования к участникам закупки. Так, согласно доводам жалобы объектом закупочной процедуры исходя из его описания является выполнения работ по уборке помещений, что свидетельствует о необходимости установления к участникам закупки дополнительных требований на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Вместе с тем, Заказчиком неправомерно рассматриваемая закупочная процедура квалифицирована как оказание услуг по представлению персонала, что также подтверждается отсутствием требований к аккредитации участника закупки о представлении персонала.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. 2024-35864 3 В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановление N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 17.07.2024 N0373200061324000089 объектом закупки является оказание услуг в области трудовых ресурсов в ГБУЗ ГП N 195 ДЗМ фили 12 060 964,23 рублей. В Приложении к постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно позиции 36 Приложения к постановлению N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пп."а" п.3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиция приложения к постановлению применяется с учетом положений п.3 постановления N 2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки";
- позиция 36 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Таким образом, дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение к Постановлению N2571 и в ряде случаев превышает определенную НМЦК.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Так, представитель Заявителя обратил внимание, что в соответствием с технической частью извещения о проведении закупочной процедуры на 2024-35864 4 исполнителя возложены, в том числе следующие обязательства: п.2.4 Уборка внутренних помещений здания включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасного для человека уровня чистоты и санитарного состояния в соответствии с актом, указанным в пункте 7.13 настоящего Технического задания. Мероприятия осуществляются уборщиком помещений и включают в себя:
- удаление загрязнений со всех видов поверхностей;
- уход за поверхностями;
- дезинфекцию поверхностей (за исключение медицинской дезинфекции). п.3.2 Работы по уборке внутренних помещений здания, осуществляемые уборщиком помещений, состоящие из: 3.2.1 Мероприятий по удалению загрязнений с поверхностей, включающих в себя:
- сбор и удаление загрязнений, свободнолежащих на поверхности, ручным инвентарем или механизированными методами с помощью пылесосов (сухая уборка);
- удаление свободнолежащих, а также частично сцепленных с поверхностью загрязнений ручным и поломоечным инвентарем с применением увлажненных текстильных материалов и изделий (влажная уборка);
- удаление сцепленных с поверхностью и части проникших в структуру материала загрязнений методами мойки поверхностей с использованием большого количества воды или водных растворов химических средств при помощи ручного и поломоечного инвентаря (мокрая уборка);
- чистку унитазов, раковин и другого санитарно-технического оборудования;
- освобождение мусорных корзин от мусора и вынос его в установленное место;
- чистку мусорных корзин;
- проветривание помещений;
- включение и выключение освещения в здании. 3.2.2 Мероприятий по уходу за поверхностями, включающих в себя:
- защиту поверхностей и материалов от агрессивных внешних воздействий;
- восстановление поверхностей и материалов. Уход за поверхностями включает в себя уход за:
- поверхностями из природного и искусственного камня;
- поверхностями из древесных материалов;
- поверхностями из искусственных и синтетических материалов;
- стеклянными поверхностями;
- металлическими поверхностями;
- поверхностями из текстильных материалов и кожи;
- отделочными материалами;
- поверхностями корпусной мебели. 3.2.3 Мероприятий по дезинфекции поверхностей, включающих в себя:
- обеззараживание поверхностей, наиболее подверженных микробиологическому загрязнению, с которыми возможен контакт открытых участков кожных покровов человека; 2024-35864 5 - дезинфекцию унитазов, раковин и другого санитарно-технического оборудования;
- промывку мусорных корзин дезинфицирующим раствором. Так, вышеуказанное однозначным образом свидетельствует о том обстоятельстве, что фактически в рамках рассматриваемой закупочной процедуры Заказчиком приобретаются услуги по уборке внутренних помещений здания, что свидетельствует о необходимости установления дополнительных требований к участникам закупочной процедуры в соответствии с положениями п.36 Приложения к Постановлению N2571.
Кроме того, в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса устанавливает, что право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. В свою очередь п. 1 ч. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" гласит о том, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Таким образом, для осуществления деятельности по представлению услуг персонала требуется наличие специальной правоспособности, дающей возможность юридическому лицу заниматься отдельным видом деятельности на основании специального разрешения, в настоящем случае - аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), следовательно, документы, подтверждающие наличие такой правоспособности должны представляться участниками в составе заявок, при этом таких требований в составе извещения о проведении закупочной процедуры Заказчиком не установлены, что свидетельствует о том обстоятельстве, что фактически Заказчиком не осуществляется закупка услуг по представлению персонала, а с учетом 2024-35864 6 положений технической части извещения объектом закупочной процедуры является оказание услуг по уборке.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Обратного представителем Заказчика не доказано.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Кроме того, в составе жалобы Заявителем отмечено, что в составе извещения о проведении закупочной процедуры также содержится противоречивая информация о приодичности оказания услуг. Так, в составе Приложения 1 и Приложения 2 к Техническому заданию указано: "Периодичность оказания услуг: 7 дней в неделю. Продолжительность оказания услуг, час: 12", при этом в п.2.11 Технического задания оговорен иной порядок оказания услуг, а именно: "Услуги оказываются согласно заявкам Заказчика (оформленным по форме, указанной в Приложении 4 "Форма Заявки" к настоящему Техническому заданию). Заявка корректирует потребность Заказчика на очередной календарный месяц и направляется Исполнителю посредством электронной почты не менее чем за 3 (три) рабочих дня до даты начала оказания услуг очередного календарного месяца", что вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно возражениям Заказчика, положения п.2.11 Технического задания установлены на случаи непредвиденных обстоятельств. Вместе с тем, вышеуказанное не следует из положения извещения о проведении закупочной процедуры. В составе жалобы Заявитель также указывает на наличие противоречивых сведений п.6.1 Технического задания, согласно которым: "Приборы и инструменты, материалы и оборудование, запасные части и комплектующие, необходимые для осуществления своих трудовых функций, работникам Исполнителя предоставляются Заказчиком", при этом в составе обоснования начальной максимальной цены государственного контракта содержатся разделы, указывающие передаваемые Заказчику в рамках исполнения контракта товары, что свидетельствует о том обстоятельстве, что используемые товары, необходимые для осуществления своих трудовых функций, работниками Исполнителя, представляются самим Исполнителем.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 3.
Кроме того, Заявителем также обращено внимание, что Заказчиком неправомерным образом не конкретизирован перечень документов, 2024-35864 7 подтверждающих профессиональное образование и опыт работы персонала. Так, согласно п.2.7 Работники Исполнителя должны иметь профессиональную подготовку по направлениям вида деятельности с учетом требований акта, указанного в пункте 7.7 настоящего Технического задания. Вместе с тем, в составе извещения о проведении закупочной процедуры не установлен перечень документов, подтверждающих наличие профессиональной подготовки сотрудников Исполнителя (уборщиков), при этом, п.7.7 технического задания содержит отсылку к Закону РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", который также не содержит требований к профессиональной подготовке специалистов осуществляющих уборку помещений, что может привести к двоякому трактованию сведений, представляемых в рамках выполнения услуг по контракту.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заявителем обжалуется неправомерное установление требований к товарам используемым при оказании услуг, поскольку, по мнению Заявителя, такие товары не являются поставляемыми и в силу положений Закона о контрактной системе не подлежат описанию.
Согласно п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" п. 2 части 1 ст. 43, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В силу ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч. 1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе, не допускается. Так, в составе расчета начальной максимальной цены государственного контракта отражены, в том числе: "Мыло жидкое универсальное для хозяйственно-бытовых целей; Бумага туалетная; Бумажные полотенца для диспенсера, Z сложения; Освежители воздуха" в разделе "Перечень материалов передаваемые Заказчику в рамках исполнения Договора", при этом, по мнению Заявителя вышеуказанные товары являются используемыми и не подлежат описанию в составе извещения о проведении закупочной процедуры. В свою очередь Комиссия Управления обращает особое внимание, что положениями ст.43 Закона о контрактной системе описаны условия представления в составе заявки сведений о поставляемых товарах. Вместе с тем, положениями Закона о контрактной системе, в том числе ст.33 Закона о контрактной системе не предусмотрено ограничений по описанию 2024-35864 8 используемых в рамках оказания услуг товаров, что в рассматриваемом случае и сделано Заказчиком. Кроме того, в составе п.13 Информационной карты извещения о проведении закупочной процедуры отсутствуют требования о представлении в составе заявки конкретных показателей поставляемых и/или используемых в рамках выполнения работ товаров.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПРОГРЕСС-СТРОЙ" на действия ГБУЗ "ГП N 195 ДЗМ" обоснованной в части неправомерного описания объекта закупочной процедуры, а также не установления дополнительных требований к участникам о наличии опыта в соответствии с положениями п.36 Приложения к Постановлению N2571.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Н.А. Узкий А.А. Кутейников Исп.Узкий Н.А. тел.8(495)784-75-05 2024-35864
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 июля 2024 г. N 077/06/106-10032/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024