Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - врио руководителя управления Шендрик Е.В., членов Комиссии:
- начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н., - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Некрасовой Е.А., в присутствии: представителей участника закупки - индивидуального предпринимателя Тургунбаевой Ж.О. (далее - Участник закупки): Саидова С.С. (по доверенности от 25.06.2024 N б/н), Воробьева Н.Ю. (по доверенности от 01.07.2024 N б/н), уполномоченного органа - администрации муниципального образования "Тигильский муниципальный район" (далее - Уполномоченный орган): Басалаевой Э.И. (по доверенности от 30.07.2024 N б/н), в отсутствие заказчика - муниципального бюджетного образовательного учреждения "Ковранская средняя школа" (далее - Заказчик), уведомленного о месте, дате и времени заседания Комиссии через единую информационную систему (далее - ЕИС), осуществив посредством видеоконференцсвязи проверку факта уклонения Участника закупки от заключения контракта на ремонт отмостки здания МБОУ "Ковранская СШ" (далее - Контракт), руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок ведения реестра),
УСТАНОВИЛА:
26.06.2024 Заказчиком была проведена процедура определения поставщика на ремонт отмостки здания МБОУ "Ковранская СШ" (далее - Работа) путем электронного аукциона (извещение N 0138300005424000051; ИКЗ 243820200473282020100100220014399244) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 233 530,59 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0138300005424000051 от 05.07.2024 на участие в Закупке было подано 2 заявки, обе признаны соответствующими извещению. По результатам электронной процедуры по Закупке было принято решение заключить контракт с Участником закупки, предложившим наименьшую цену Контракта - 961 497,05 рублей. 23.07.2024 Заказчик направил в Камчатское УФАС России документы и информацию, содержащие сведения об уклонении Участника закупки от заключения Контракта, предусмотренные пунктом 8 Порядка ведения реестра. Данные документы и информация доказательств, свидетельствующих об отказе Участника закупки от заключения Контракта, не содержат. В протоколе признания участника уклонившимся от заключения Контракта, составленном 22.07.2024, указано следующее: Невыполнение участником закупки требований положений части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В результате проверки фактов уклонения от заключения Контракта и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в данной статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 данной статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями данного Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном данной статьей.
В силу пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи заказчик формирует с использованием единой 2024-2077 2 информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 данного Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 данной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 данной статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
На основании части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи (подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом) В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 данной статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 данной статьи) и частью 5 данной статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном данной статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с данным Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с данным Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 данной статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 данного Федерального закона. Заказчик разместил на электронной площадке в единой информационной системе без своей подписи проект Контракта 10.07.2024.
Контракт предполагалось заключить на условиях, предусмотренных протоколом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по цене - 961 497,05 рублей. 16.07.2024 размещен протокол разногласий с указанием верной цены. Исправленный проект контракта размещен 18.07.2024. 2024-2077 3 Участник закупки проект Контракта в регламентированный срок не подписал, соответственно 22.07.2024 Заказчик составил протокол об уклонении Участника закупки от заключения Контракта. На заседании Комиссии Участник Закупки пояснил, что в день подписания исправленного протокола сломался физический носитель ЭЦП, так как срок повторного подписания контракта сокращен, починить флеш-карту не представлялось возможным.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Порядка ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения Контракта. Комиссия, изучив представленные Заказчиком и Участником закупки информацию и документы, установила, что Участником закупки в срок до признания его уклонившемся от подписания Контракта предпринимались действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения Контракта. По результатам рассмотрения представленных Заказчиком и Участником закупки информации и документов Комиссия пришла к выводу, что бесспорные факты, свидетельствующие об умышленном уклонении Участника закупки от заключения Контракта, не установлены. По результатам внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным 2024-2077 4 требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки установленным дополнительным требованиям (далее - Постановление N 2571).
Позицией 15 приложения к Постановлению N 2571 предусмотрены работы по текущему ремонту зданий, сооружений и установлены дополнительные требования: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту "а" части 3 Постановления N 2571 позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей. Извещением установлено, что объектом Закупки является ремонт отмостки здания МБОУ "Ковранская СШ"; НМЦК - 1 233 530,59 рублей.
Согласно Извещению, Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571.
Поскольку НМЦК превышает 1 млн. рублей, к участникам Закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 2571 (позиция 15) и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника Закупки таким требованиям. Извещение о Закупке данного требования не содержит в нарушение части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных 2024-2077 5 контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. Заказчик
установил
в извещении преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе. В пункте 8.5 проекта Контракта установлено, что "8.5. Возврат обеспечения исполнения Контракта осуществляется Заказчиком после осуществления Подрядчиком работ в объеме, предусмотренном Контрактом, в течение одного месяца с даты получения Заказчиком соответствующего письма Подрядчика".
Таким образом, Заказчик в проекте контракта
установил
ненадлежащий срок возврата обеспечения исполнения контракта в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе. Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Порядком ведения реестра и пунктом 8 Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении информации в отношении индивидуального предпринимателя Тургунбаевой Жыргал Осмонкуловны (ИНН 631307452879) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 27 статьи 34, части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.В. Шендрик Члены комиссии: С.Н. Парфирьева Е.А. Некрасова Исп.Некрасова Е.А. тел.8 (499) 755-23-23, 041-204 2024-2077 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 30 июля 2024 г. N 041/10/104-328/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024