Резолютивная часть решения оглашена "24" июля 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" июля 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
в отсутствие представителей Администрация Спировского муниципального округа Тверской области (далее - Заказчик) и ООО "Уралосибирская Компания" (далее - Исполнитель, Общество, Подрядчик), уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (далее - Порядок N 1078), обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информацию о Исполнителе, а также проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проверку соблюдения Заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в Реестр,
УСТАНОВИЛА:
1. 06.05.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по валке аварийных деревьев в пгт Спирово Спировского муниципального округа Тверской области (извещение 06.05.2024 N 0136300027524000033); начальная (максимальная) цена контракта составила 304 622,88 рублей (далее - Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2024 NИЭА1, подана 1 заявка на участие в закупке, признана соответствующей требованиям, победителем определен Исполнитель.
29.05.2024 заключен контракт N 0136300027524000033/29 на выполнение работ по валке аварийных деревьев в пгт Спирово Спировского муниципального округа Тверской области; с ценой контракта 304 622,88 руб. реестровый номер контракта 3694100075824000032 (далее - Контракт).
17.07.2024 Заказчик обратился в Тверское УФАС России с заявлением о включении информации об Исполнителе в Реестр в связи с односторонним расторжением контракта по
причине невыполнения работ по контракту.
2. Установлено, что 05.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (дата вступления в силу - 16.07.2024). Причина расторжения контракта на основании п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
3. Исполнитель с решением об одностороннем отказе не согласен. Представил письменные пояснения по факту невыполнения работ по контракту. Из пояснений Общества следует, что:
" Все действия ООО "УСК" свидетельствуют о том, что общество было заинтересовано в заключении контракта поскольку рано утром 06.07.2024 г как только ООО "УСК" стало известно о размещении расторжения, в адрес Заказчика и УФАС России были направлены письма с просьбой дать возможность продолжить выполнение контракта, и от директора ООО "УСК" объяснение что работы по исполнению контракта ведутся в полном объеме и скоро он будет выполнен. В обоснование своих доводов Исполнитель представляет объяснение что работы выполнены не в срок не по вине Исполнителя т.к. Исполнитель принял все возможные меры по выполнению, а именно до прохождения аукциона по спилу деревьев ООО УСК анализировал рынок и заключил договор N0624 от 23.05.2024 г.с фирмой ООО "Ремспецтехника" г. Екатеринбурга на выполнение работ и произвел предоплату платежное поручение N 49 от 25.05.2024 г на сумму 100 000 рублей. Будучи полностью уверенным в том, что ООО УСК сможет выполнить работу он вышел на аукцион с предложением исполнить контракт , выиграл его и преступил к выполнению ,но в ходе работ столкнулся с тем, что ООО Ремспецтехника в ходе исполнения договора начал оттягивать(переносить) сроки начала выполнения работ вновь и вновь .В это время ООО УСК вел постоянную переписку как с ООО Ремспецтехника так и с Заказчиком обьясняя каждому свою позицию и Условия, требования. После очередного переноса начала работ ООО УСК понимая ответственность данной работы и шаткость выполнения спила ООО Ремспецтехникой вновь проанализировал рынок проведения данного вида работ в регионе и России стал обзванивал все организации производящие данные виды работ , но везде получал отказ .Испробовав все возможности , но понимая необходимость выполнения работ и ООО УСК заключил 04.07.2024 г договор подряда N 11 на демонтаж деревьев с ООО ПКП, получил счет и произвел 05.07.2024 г пл.пор N 72 предоплату 100000.00(ста тысяч) рублей с началом выполнения работ с 20.07.2024 г. по 20.08.2024 г Но ООО ПКП приступить к работам не смог по причине расторжения контракта со стороны Заказчика. Учитывая изложенное, представленные документы и информацию, пояснения ООО "УСК", считаем что ООО УСК принимал все возможное для выполнения контракта и просим признать, что Исполнитель не совершил виновных недобросовестных действий, приведших к не выполнению государственного контракта в установленный срок, а потому считать возможным не включать ООО "УСК" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку такая мера ответственности является явно несоразмерной характеру допущенного нарушения. Кроме того, заслуживает внимания то, что ООО "УСК" является добросовестным исполнителем государственных и муниципальных контрактов".
4. Позиция Заказчика по доводам исполнителя контракта.
29.05.2024 между Администрацией Спировского муниципального округа Тверской области (Заказчик) и ООО "УралоСибирскаяКомпания" (Исполнитель) был заключен муниципальный контракт N 0136300027524000033/29 (далее -Контракт).
Согласно пункта 1.1. Контракта исполнитель обязуется в установленный контрактом срок выполнить работы по валке аварийных деревьев в пгт. Спирово Спировского муниципального округа Тверской области (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Согласно пункта 3.1. Контракта Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 01 июля 2024 года.
В соответствии с п. 4.2.2. Контракта Исполнитель обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями, определенными в Описании объекта закупки (техническом задании) (Приложение N1 к контракту) и в срок, предусмотренный контрактом.
В соответствии с п. 12.3. Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Основанием для принятия настоящего решения об отказе от исполнения контракта послужило то, что работы по валке аварийных деревьев в пгт. Спирово Спировского муниципального округа Тверской области не выполнены и даже не начаты. Согласно п.12.8. Расторжение контракта в одностороннем порядке осуществляется с соблюдением требований статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Настоящим Администрация Спировского муниципального округа Тверской области принимает решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0136300027524000033/29 от 29.05.2024 года на основании п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.12.8
5. Комиссия, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно условиям контракта Исполнитель обязуется в установленный контрактом срок ( пункт 3.1. Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 01.07.2024года.) по заданию Заказчика выполнить работы по валке аварийных деревьев в пгт. Спирово Спировского муниципального округа Тверской области.
Требования, предъявляемые к выполняемым работам, являющимся предметом контракта определяются Описанием объекта закупки (техническим заданием) (Приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта.
Пунктом 12.5. установлено, что Стороны контракта устанавливают, что нарушение условий, указанных в пункте 3.1 контракта является нарушением существенных условий контракта.
Согласно пункту 12.3. Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 14.3 контракта установлено, что в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением Исполнителем или Заказчиком условий контракта, такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Исполнителя и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
В связи с тем, что к работам по муниципальному контракту N 0136300027524000033/29 на выполнение работ по валке аварийных деревьев в пгт Спирово Спировского муниципального округа Тверской области Общество так и не приступило, Заказчик 04.07.2024 в ЕИС разместил претензию, в которой указал на нарушение Обществом существенных условий контракта и требование незамедлительно, в день получения настоящей претензии, приступить к выполнению работ по валке аварийных деревьев.
По состоянию на 05.07.2024 Общество к работам так и не приступило.
Заказчик 05.07.2024 принимает решение об одностороннем отказе от исполнения спорного контракта, размещает указанную информацию в ЕИС.
Необходимо отметить, что в своих пояснениях Общество указывает на то, что все время действия контракта вел переписку помимо субподрядчиков и с Заказчиком, в подтверждение данной позиции приложены фотографии писем, а также скрины с электронной почты.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в приложенных скринах отсутствует адрес электронной почты заказчика, указанный в контракта, а именно spirovoraion@gmail.com, кроме того, Заказчик в своих пояснениях указывает на то, что в соответствии с пунктом 14.3 контракта, взаимодействие сторон контракта осуществляется через систему ЕИС.
Однако, ответ на претензию, ответ или возражения на односторонней отказ Исполнителем в ЕИС размещены не были, что подтверждается скрином Заказчика из личного кабинета ЕИС.
Также Заказчик сообщил, что на электронную почту spirovoraion@gmail.com, указанную в контракте никаких информационных писем от Исполнителя не поступало.
Кроме того, утверждение Общества что работы выполнены не в срок и не по вине Исполнителя, не принимаются Комиссией по следующим основаниям.
Довод о том, что работы выполнены не в срок, не соответствуют действительности, так как имеет место не нарушение срока выполнения работ, а отсутствие выполнения каких либо работ в соответствии с условиями контракта и в срок установленный в нем.
Выполнение работ не подтверждено Исполнителем, представление договоров с иными юридическими лицами на выполнения работ по валке деревьев, а также перечисление денежных средств на расчетные счета этих юридических лиц не подтверждает, то, что работы выполнялись.
Довод Общества о вине третьих лиц, в невыполнении работ, Комиссия считает не состоятельным, в связи с тем, что он расходится с пунктом 4.1.3 контракта, где Общество вправе привлекать к выполнению работ по контракту третьих лиц. Ответственность за выполнение работ силами третьих лиц лежит на Исполнителе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, о том, что доказательств совершения Обществом действий, направленных на исполнение Контракта в установленном контрактом объеме в регламентированный срок в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
Невозможность исполнения Контрактов в полном объеме в регламентированный срок Исполнителем не подтверждена.
Исполнитель добровольно принимал участие в закупке, выразил согласие на выполнение работ по валке аварийных деревьев в пгт Спирово Спировского муниципального округа Тверской области, на условиях, предусмотренных извещением о закупке. Исполнитель, подав заявку на участие в закупке, в полной мере осознавал в каком именно объеме и при каких именно условиях ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом Контракта. Являясь добросовестным участником закупки, Общество обязано соотнести свои возможности по надлежащему исполнению Контракта.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно заключая контракт на условиях указанных в нем, как в рассматриваемом случае, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
6. Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения в одностороннем порядке Контракта, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия нарушений не выявила.
Так, 05.07.2024 в связи с наущением существенных условий контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 05.07.2024; датой вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 16.07.2024.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Материалами дела не подтверждено наличие оснований, установленных пунктом 15 Правил.
При этом Комиссия отмечает, что включение в Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. Одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
Материалами дела установлен факт существенного нарушения Исполнителем принятых на себя обязательств по контракту, а именно: не исполнение условий контракта в установленный срок.
Кроме того, Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении Контракта, Комиссия Тверского УФАС России приходит к выводу о допущенной Исполнителем недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к Обществу мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Правил, пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об ООО "УралосибирскаяКомпания" (622004, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Трикотажников, зд. 3, офис 1 ИНН 6623144298) и генерального директора Абрамова Михаила Владимировича (ИНН 722000479815) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Датой включения сведений в РНП считать дату размещения информации в ЕИС.
3. Признать неустановленными нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и его Аукционной комиссии.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 29 июля 2024 г. N 069/10/104-975/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024